Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Семейство кошачьи

Submitted by Людмила Борисовна Цакоева on Tue, 15/12/2015 - 18:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Цакоева Людмила Борисовна
Место работы, должность: 

Педагог дополнительного образования ДСЮН

Регион: 
Республика Северная Осетия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Природоведение
Цель урока: 

сформировать представление о многообразии семейства кошачьих, актуализировать тему защиты и охраны животных, привить чувство ответственности человека за природу.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

персональный компьютер, видеопроектор, мультимедийное приложение к открытому занятию, дополнительная литература, наличие подключения к сети Интернет.

Краткое описание: 
<p>Тема: Семейство кошачьих</p> <p>План проведения занятия: 1) вступительное слово руководителя кружка (2 мин); 2) повторение изученного материала [1] (3 мин); 3) выступление учащихся с докладами [2-7] (39 мин); 4) решение кроссворда &laquo;Прирожденные охотники&raquo; [8] (5 мин); 5) просмотр документального фильма &laquo;Кошки &laquo;Северного Ковчега&raquo; [9] (12 мин); 6) просмотр видеоролика<br /> FunnyCats [10] (8 мин); 7) заключительное слово руководителя кружка (5 мин).</p>

Цель занятия: сформировать представление о многообразии семейства кошачьих, актуализировать тему защиты и охраны животных, привить чувство ответственности человека за природу.

Задачи занятия: а) познакомить учащихся с семейством кошачьих в дикой природе и домашних условиях, а также их значением в природе и жизни человека; б) обеспечить усвоение дополнительного материала о характерных особенностях этих животных и признаках семейства кошачьих; в) продолжить формирование у учащихся умения работать с дополнительной литературой и делать выводы о приспособленности животных к среде обитания; г) развить познавательный интерес учащихся к окружающей природной среде.

Метод: рассказ руководителя биологического кружка с элементами беседы, доклады учащихся, работа с дополнительной литературой (энциклопедиями, справочниками о животных и т.д.) и образовательными порталами сети Интернет.

Оборудование: персональный компьютер, видеопроектор, мультимедийное приложение к открытому занятию, дополнительная литература, наличие подключения к сети Интернет.

План проведения занятия: 1) вступительное слово руководителя кружка (2 мин); 2) повторение изученного материала [1] (3 мин); 3) выступление учащихся с докладами [2-7] (39 мин); 4) решение кроссворда «Прирожденные охотники» [8] (5 мин); 5) просмотр документального фильма «Кошки «Северного Ковчега» [9] (12 мин); 6) просмотр видеоролика
FunnyCats [10] (8 мин); 7) заключительное слово руководителя кружка (5 мин).

1) Вступительное слово руководителя кружка

(слайд 1). Учитель: "Ребята! Сегодняшнее занятие нашего биологического кружка «Тайны живой природы» посвящено отряду Хищные и одному из его семейств – семейству кошачьих. Мы проведем его в виде открытого занятия, на котором присутствуют ...(перечислить гостей мероприятия)...".

2) Повторение изученного материала.

Учитель: "Прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним рассмотренные нами темы. Сейчас я задам несколько вопросов, чтобы проверить ваше понимание некоторых важных моментов".

Вопрос 1: Кто такие млекопитающие?

Предполагаемый ответ учащегося: Млекопитающие, или звери, – самые высокоорганизованные позвоночные животные. Внешне они характеризуются тем, что покрыты шерстью, имеют млечные железы, челюсти с зубами, ушные раковины. Теплокровность, живорождение, выкармливание детенышей молоком, высокоразвитая нервная система, способность к регуляции температуры тела позволяют млекопитающим обитать в самых различных условиях. Ныне на Земле их насчитывается более четырех тысяч видов.

Вопрос 2: Каких представителей семейства относят к отряду «Хищные»?

Предполагаемый ответ учащегося: К хищным млекопитающим принадлежат различные по величине и внешнему виду животные. Объединяет их то, что все они питаются животной пищей, реже падалью. Зубы хищников подразделяются на резцы, клыки и коренные. Резцы мелкие, а клыки крупные. Среди коренных зубов выделяются величиной четыре коренных зуба, которые в отличие от других коренных зубов называют хищными. Клыками хищники убивают добычу, а коренными зубами перегрызают мышцы и сухожилия. Кишечник короткий, что связано с питанием легкоперевариваемой высококалорийной животной пищей. Ключицы отсутствуют. Мозг этих животных отличается сильным развитием извилин и борозд. На территории России обитает более сорока видов хищных млекопитающих. Многие из них относятся к семействам волчьих, кошачьих, куньих и медвежьих. Волчьи – крупные и средние по величине животные с острой мордой, остроконечными ушными раковинами и длинным пушистым хвостом. Ноги этих хищников с тупыми невтяжными когтями. К этому семейству относятся волки, лисицы, песцы. собаки и другие звери. Кошачьи – средние и крупные по величине животные, имеющие стройное гибкое тело. округлую голову. На пальцах развиты подушечки. Острые загнутые когти втягиваются в особые углубления и поэтому не тупятся при ходьбе и не стучат. Добычу, как правило, подстерегают и набрасываются на нее из засады. К кошачьим относятся рысь, тигр, лев, пантера и др. Куньи – мелкие и средние по величине звери с удлиненным телом и короткими ногами. Самый мелкий зверек этого семейства – ласка. Она населяет почти всю территорию России. Кроме ласки к куньим относятся куницы, соболи, хорьки и другие сходные с ними млекопитающие. Медвежьи – крупные, тяжелого телосложения животные. При ходьбе опираются на всю стопу (стопохождение). Из млекопитающих этого семейства на территории России обитают бурый, белый и черный (гималайский) медведи.

Вопрос 3: Какие особенности отличают семейство кошачьих?

Предполагаемый ответ учащегося: 1) мягкая походка, когти втяжные, пальцы имеют подушечки; 2) обоняние слабое, но слух отличный; 3) челюсти укороченные; 4) добычу подкарауливают, нападают из засады, к длительному бегу не способны.

Вопрос 4: Откуда произошли кошки?

Предполагаемый ответ учащегося: На Земле 10 млн. лет назад жили примитивные насекомоядные животные, среди которых некоторые виды уже были схожи с млекопитающими. В процессе эволюции эти животные разделились на несколько ветвей. Животные одной ветви сменили в своем рационе насекомых на мелких животных. Так появились первые хищники. Отряд хищников так же разделился на виды. Появились три семейства кошачьих: мелкие и крупные кошки и гепарды. Предками крупных кошек являлись саблезубые тигры. Их клыки достигали длины 20 см и свисали из закрытой пасти. Саблезубые тигры в придачу к клыкам имели мощную мускулатуру, которая позволяла охотиться на крупных животных. Такие предки были у львов, ягуаров и тигров. Отдельную ветвь в эволюции кошек занимают гепарды. Мелкие кошки произошли от африканской степной кошки, охотились они на более мелкую дичь, обладали большой скоростью движений и ловкостью. От этих кошек произошли рыси, пумы и домашние кошки. Кошку приручили египтяне, а породы кошек, существующие сейчас, в большинстве случаев выведены людьми.

3) Выступление учащихся с докладами

(далее приводится логическая структура докладов, их краткое содержание и характеристика рассматриваемых животных).

а) Раздел "Дикие кошки" (жизнь кошачьих в дикой природе).

Пума (ученик 1, слайды 2-8, 2 мин). Пума (кугуар, горный лев) – второй по величине представитель семейства кошачьих в Америке. Эта кошка достигает в длину от 100 до 180 см, при длине хвоста от 60 до 75 см, высоте в холке от 61 до 76 см и весе до 105 кг (самцы). Самки мельче самцов на 30%.

Снежный барс (ученик 2, слайды 9-14, 2 мин). Снежный барс (ирбис) – относительно крупная кошка. Длина тела с головой около 140 см, длина хвоста от 90 до 100 см. Высота в плечах около 60 см. Самцы несколько крупнее самок. Масса тела самцов от 45 до 55 кг, самок – от 22 до 40 кг. Шерсть высокая, очень густая и мягкая, её длина на спине достигает 55 мм, обеспечивает защиту от холодных, суровых условий среды обитания. По густоте меха снежный барс отличается от всех больших кошек и более сходен с мелкими животными.

Леопард (слайды 15-20) и оцелот (слайды 21-26) (ученик 3, 5 мин). Леопард – крупная кошка, однако, по величине значительно меньше тигра и льва. Тело вытянутое, мускулистое, несколько сжатое с боков, легкое и стройное, очень гибкое, с длинным хвостом (его длина составляет больше половины всей длины тела). Длина тела без хвоста от 200 до 250 см (в среднем 160 см), длина хвоста от 75 до 110 см. Масса самок от 35 до 50 кг, а самцов – от 45 до 70 кг. Высота самцов в холке от 50 до 78 см. Высота в холке наиболее мелких особей самок достигает лишь 45 см. Длина оцелота от головы до хвоста составляет от 100 до 140 см, высота около 50 см, вес от 10 до 16 кг. Окраска шерсти желтовато-коричневая с чёрными кольцеобразными пятнами, мех внутри колец несколько темнее, чем вокруг них. Оцелот внешне напоминает длиннохвостую кошку или детёныша леопарда, хотя крупнее длиннохвостой кошки и меньше, чем леопард.

Сервал (ученик 4, слайды 27-32, 2 мин). Сервал – стройная, длинноногая кошка средних размеров. Длина его тела около 100 см, высота в плечах от 40 до 65 см; весит сервал от 8 до 18 кг. Сервал обладает самыми высокими ногами и большими ушами (относительно размеров тела) среди кошачьих. Голова у него миниатюрная; хвост относительно короткий – от 30 до 40 см.

Каракал (ученик 5, слайды 33-38, 2 мин). Каракал внешне напоминает рысь, но меньше размерами, стройнее и с однотонной окраской. Длина тела от 65 до 82 см, хвоста – от 25 до 30 см, высота в плечах около 45 см; масса от 11 до 13 кг. Уши с кисточками (до 5 см) на концах. На лапах развита щётка из жёстких волос, облегчающая передвижение по песку.

Тигр (ученик 6, слайды 39-44, 4 мин). Тигр является крупнейшей и самой тяжёлой из диких кошек, но различные его подвиды сильно различаются по размерам и массе тела. Материковые подвиды тигра крупнее островных. Самыми крупными из них являются индийский (бенгальский) и амурский (уссурийский, сибирский) подвиды. Самцы которых могут достигать до 230-250 см, а в отдельных случаях до 260-280 см в длину без хвоста и весить до 275 кг, а в отдельных случаях до 300-320 кг. Длина тела без хвоста у разных подвидов колеблется от 180 до 280 см. Хвост около 90 см (у амурского тигра от 110 до 115 см). Наибольшая известная длина тела у крупнейшего подвида тигра – амурского – указывается 317 см, а вместе с хвостом немногим менее 420 см. «Обычные» максимальные размеры амурского тигра следующие: длина тела самцов без учета хвоста до 290 см, самок – до 200 см. Высота в холке до 115 см. Взрослый самец в природе обычно весит от 180 до 250 кг (амурский тигр по современным данным – в пределах от 180 до 200 кг, а по историческим от 215 до 225 кг). Бенгальский тигр весит в среднем 220 кг, а обитающий в северной Индии и Непале – 235 кг. Самки обычно заметно меньше самцов, у амурского и бенгальского подвидов достигают массы от 100 до 181 кг. С учётом существующих шести подвидов тигров, средний вес самца как составляет около 170 кг, самки около 115 кг. Рекорд в неволе – 423 кг у амурского тигра.

Гепард (ученик 7, слайды 45-50, 2 мин). Гепард заметно отличается от других представителей семейства кошачьих. У гепарда небольшая голова, высоко расположенные глаза и маленькие закруглённые уши, так называемое аэродинамическое построение тела, которое служит для лучшей его обтекаемости во время бега. Окраска песочно-жёлтая, с разбросанными по всему телу мелкими чёрными пятнами, по бокам морды – тонкие чёрные полосы. Масса взрослого гепарда от 40 до 65 кг, длина тела от 115 до 140 см, довольно массивный хвост имеет длину около 75 см. Когти частично втяжные, что не характерно для кошачьих и кроме гепарда наблюдается лишь у кошки-рыболова, суматранской и ириомотейской кошек.

Лев (ученик 8, слайды 51-56, 3 мин). Львы – одни из немногих наземных хищников и единственные представители семейства кошачьих, у которых хорошо выражен половой диморфизм: львицы выделяются меньшими размерами и отсутствием гривы. Самки чаще выступают в роли охотника. По этой причине грива, которая может помешать при маскировке, у них не развита. Цвет гривы варьирует от белого до чёрного, а с возрастом всегда темнеет. Масса взрослых львов составляет от 180 до 220 кг у самцов и от 120 до 182 кг у самок. Размеры отличаются в зависимости от окружающей среды и ареала. Львы из Южной Африки в основном тяжелее львов из восточной части континента на 5%. Длина тела льва вместе с головой составляет величину от 180 до 240 см у самцов и от 140 до 175 см у самок. Высота в плечах около 123 см у самцов и 107 см у самок. Длина хвоста у львов колеблется от 90 до 105 см, а у львиц от 70 до 100 см. Максимальной длиной тела (330 см) обладал самец с чёрной гривой, убитый в южной части Анголы в октябре 1973 г. Самый тяжёлый из известных львов был людоедом, он был застрелен в 1936 г. в Восточном Трансваале, Южная Африка. Его масса составляла 313 кг. Львы, живущие в неволе, как правило, весят больше тех хищников, которые обитают в дикой природе. Характерной особенностью как льва, так и львицы, является пушистый пучок – «кисточка» на конце хвоста, длина которого составляет около 5 см. При рождении кисточка отсутствует и начинает развиваться только с пятого месяца жизни львят. В возрасте семи месяцев она уже хорошо различима. Внутри кисточки находится загнутая косточка, похожая на коготь.

Кошка-рыболов (ученик 9, слайды 57-62, 3 мин). По внешнему виду кошка напоминает циветту (viverra), по имени которой и получила своё латинское видовое название. Масса взрослого животного от 10 до 15 кг (самцы), от 6 до 7 кг (самки). Длина тела около 80 см, высота в холке от 38 до 41 см. Имеет крепкое сложение, обладает большой силой. Морда короткая и широкая, переносица практически отсутствует. Уши маленькие круглые, низко посаженные по бокам головы, челюсть круглая, почти как у питбуля, нижняя очень сильная. Голова круглая, шея короткая. Ноги короткие, хвост также короткий, толстый у основания. Окрас серовато-коричневый с чёрным. Как и большинство кошек, кошка-рыболов имеет белые глазные пятна позади черноокрашенных ушей. Эти пятна подчёркивают положение ушей, которые, будучи прижаты, демонстрируют агрессию животного. Между пальцами передних лап имеются перепонки, которые не дают животному втягивать когти и помогают при ловле рыбы.

Камышовый кот (ученик 10, слайды 63-68, 3 мин). Камышовый кот (хаус, камышовая кошка, болотная рысь) – хищное млекопитающее из семейства кошачьих. Камышовый кот крупнее любого из представителей домашних кошек: в длину достигает от 73 до 75 см, масса до 16 кг. Тело у камышового кота сравнительно короткое, ноги высокие, хвост недлинный, на ушах небольшие кисточки. Распространён на широкой полосе от Передней и Малой Азии, Закавказья, Средней Азии вплоть до Индостана, Индокитая и Юго-Западного Китая.

б) Раздел "Домашние кошки" (в фоновом режиме, во время докладов учащихся, воспроизводится слайд-шоу, слайды 69-70).

«Кошки и мистика» (ученик 11, 4 мин). Столетиями люди приписывали кошкам магические способности и связывали с богами, ведьмами и колдовством. У разных народов существуют легенды о кошках и их волшебных способностях. В некоторых религиях, кошки считаются священными животными, причем, приносящими как счастье, так и беду. Самая известная из покровителей кошек, это Египетская богиня Баст, у которой даже была кошачья голова. Кошек настолько почитали в Египте, что их убийство являлось серьезным преступлением, а когда умирала живущая в доме кошка, соблюдались все траурные обряды. Греки считали, что богиня Диана часто принимает облик кошки. Поэтому кошки находились под особой защитой. В Скандинавии, в колесницу Фрейи, светловолосой и голубоглазой богини любви, продолжения рода и плодородия были запряжены кошки. У кельтов богине Ceridwen служили белые кошки, помогавшие ей в делах на Земле. В Древнем Риме кошка символизировала свободу и независимость, всегда сопровождала богиню свободы Либертас и изображалась рядом с ней. Кошки занимали важное место и в славянской мифологии. Кошек и по сей день окружает ореол таинственности. В разных странах с кошками связано множество противоречивых примет. Например, в Британии и Австралии считается, что черные кошки приносят счастье, в некоторых провинциях этих стран полагают, что белые – к несчастью. Во многих странах Европы и США, наоборот, черная кошка предвещает несчастье, а в России защищает дом от воров. В Англии приносят счастье своим хозяевам черепаховые кошки, а в России – голубые. В старые времена у моряков бытовало поверье, что черная кошка, поселившаяся на корабле, является очень счастливым знаком. Выгнать кошку было равносильно тому, что выгнать счастье. Особенно удачливы были корабли, на которых жила полностью черная кошка, без белых отметин. При этом в море избегали произносить слово "кошка" – это могло накликать беду. Упавшая за борт кошка означала немедленное приближение шторма. Моряки не могли даже подумать оставить кошку на тонущем корабле, до последней возможности стараясь спасти ее при кораблекрушении. Способность кошек предчувствовать опасность уже давно никого не удивляет. В городах и деревнях на склонах Везувия на восточном берегу Неаполитанского залива нет семьи, где бы не жили кошки. За долгие века жизнь научила людей, дома которых построены на склонах действующего вулкана, полагаться на чутье пушистых любимцев больше, чем на прогнозы ученых. В годы второй мировой войны кошки нередко спасали своих хозяев. Эта способность кошек оказалась настолько ценной, что в Европе была учреждена специальная медаль с выгравированными на ней словами: "Мы тоже служим Родине". Медаль вручалась кошкам, спасшим наибольшее количество человеческих жизней.

«Характер кошек» (ученик 12, 1 мин). Характер кошек свободолюбивый, и это практически единственные животные, которые не потеряли диких инстинктов в неволе, и ведут себя независимо и свободно. Как говорится в поговорке: «Собака любит хозяина, а кошка позволяет ему любить себя». По утверждению зоологов, по цвету кошки можно судить не только о ее собственном характере, но и о характере ее хозяина. Так, пресловутые черные кошки нервны, чувствительны, загадочны. И вместе с тем игривы, любопытны, великодушны, ласковы. Хозяин черной кошки – романтичный мечтатель. Владелец белой кошки, напротив, – педант и аккуратист. Он не жалеет времени и сил на украшение своего интерьера. Точно так же, как не жалеет сил на собственную красоту его питомица. Такая кошка обидчива, капризна и немного странновата. Зато черно-белая кошка общительна, игрива, легко привязывается к хозяевам, детям, а также к другим живущим в доме питомцам. Ее хозяин, естественно, – человек веселый, контактный, с чувством юмора. Кошка с полосатым окрасом, наоборот, замкнута, избегает контактов. Причем не только с людьми, но и с собратьями. Самостоятельна и независима. Все эти качества присущи и ее хозяину. К тому же, он не лишен творческих способностей. А вот рыжая кошка – флегматик, любит покой и домашний уют, хотя порой бывает агрессивной. О ее хозяине можно сказать, что он хотя и кажется энергичным и самостоятельным, но в глубине души ждет понимания и дружеской поддержки. Кошка с черепаховой расцветкой шерсти, которая бывает лишь у самок, – кокетливая, ласковая и самовлюбленная особа. Ее владелец – эстет, способный тонко чувствовать и ценить прекрасное.

«Домашний доктор (ученик 13, 3 мин). Миролюбиво урчащая кошка, свернувшаяся комочком на коленях хозяина, это настоящий домашний врачеватель, способный восстановить нарушенные энергетические потоки и оздоровить организм. Кошки успешно помогают хозяевам избежать последствий хронической усталости и переутомления. Когда настроение на нуле, а сил почти не осталось, необходимо уделять побольше времени пушистой любимице – играть с ней, держать на руках, гладить. Это своего рода мощная энергетическая подзарядка, восполняющая силы и защищающая от сердечных и желудочных заболеваний. Кошки своим урчанием способны снизить уровень раздражительности, помочь успокоиться, крепко заснуть. Обычно так урчат довольные кошки, которых гладят, или кошки, находящиеся в расслабленном состоянии перед сном. Привычка некоторых кошек и котов отдыхать на шее хозяина, помогает ему лечить боли в спине и шейный остеохондроз. Считается, что сиамские кошки, а также короткошерстные кошки черного цвета избавляют от усталости и дают прилив сил. У владельцев персов или ангорских кошек, как правило, не бывает проблем с обменом веществ. Серые или рыжие животные помогут всем и в любой ситуации. По поведению кошки можно определить, есть ли повод обращаться к врачу – пушистые лекари всегда чувствуют начало и развитие болезни у хозяина. Если кошка ни на шаг не отходит и все время норовит прижаться, значит, она ощущает нарастающую опасность. Не надо препятствовать стремлению домашней питомицы «полечить» хозяина. Кошки, полежав у больного места или вылизывая ушную раковину своим шершавым язычком, массируют важные акупунктурные точки. Можно не верить в способность кошек исцелять, но чем тогда объяснить невероятную популярность находящегося в Египте питомника уникальных кошек, каждая их которых стоит не меньше десяти тысяч долларов? Котенок из питомника «Кошки-целительницы» способен вырасти в настоящего домашнего врача. Причина в том, что котят с самого рождения обучают по особой довольно жесткой технологии, направленной на развитие лекарских талантов животного. Но не все кошки обладают таким даром. Те же животные, в которых есть зачатки врачевателя, воспитываются в поистине спартанских условиях: они живут в темной комнате, получают крайне скудный рацион и «обучение» в виде периодической «терапии» электрическими разрядами. Замысел содержателей питомника заключается в том, что кошка, которая попадает в новый заботливый дом из таких непростых условий, вырастает очень внимательной и нежной по отношению к ласковому хозяину, хотя и остается навсегда пугливой и нервной. В России такой практики воспитания котят в питомниках, к счастью, нет, а каких-либо проблем с выбором животного не существует. Беспородных кошек многие берут прямо с улицы или от знакомых. «Кошачья терапия» заключается не только в непосредственном общении с животным, но и в виде творчества, вдохновением для которого служат кошки – фотография, вышивка, лепка, вязание кошачьих фигурок-игрушек и многое другое. Это развивает мелкую моторику, улучшает память, снижает уровень истеричности и раздражительности.

«Занимательные факты о кошках» (ученик 14, 3 мин).

4) Решение кроссворда "Прирожденные охотники"

(ученик 15, слайды 71-72, 5 мин). Принимают участие все учащиеся, назначается ведущий, который будет зачитывать вопросы и показывать правильные ответы, руководитель кружка организует дискуссию.

5) Просмотр документального фильма «Кошки «Северного Ковчега» (слайды 73-74).

6) Просмотр видеоролика FunnyCats (слайды 75-76).

7) Заключительное слово руководителя кружка (слайды 77-86).

Учитель: "Ребята! Наше занятие подошло к концу. Подведем краткий итог. Очень хорошо выступили с докладами следующие учащиеся...(перечислить)... . В решении кроссворда наиболее активными оказались такие ребята...(перечислить)... Большое спасибо всем за участие в подготовке и проведении этого занятия. В заключении я хочу еще сказать вам вот что. Пожалуйста, помните, что интерес к представителям семейства кошачьих проявляется не случайно. Это и свойство поэтической натуры человека и, несомненно, заслуга самих кошек – таинственных даже в своей обыденности. Ведь пока вы сидите в своей квартире у телевизора, у компьютера или за книгой, и кошка свернулась в клубок у вас на коленях, пока в многоэтажном доме напротив зажигаются окна, где-то над просторами Серенгети и Нгоронгоро на вечерней заре раздается громоподобный рык львов. И где-то в диких местах Суматры выходит на охоту за обезьянами дымчатый леопард, а экзотическая суматранская кошка ищет съедобные плоды. В тропиках Южной Америки ягуар еще спит в своем дупле, а в Туркмении крадется по песку к стае рябчиков каракал. И все это – кошки, родичи той, что дремлет у вас на коленях, чудесные создания, живущие еще пока на Земле. И дай им Бог жить всегда, а нам – помнить о них, защищать и любить!"

ЛИТЕРАТУРА

Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995.
Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: ИД "МиМ", 1998.
Животные и растения. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2006.
Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Новая иллюстрированная энциклопедия в 20 томах. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
Большая энциклопедия природы в 16 томах. – М.: ООО «Мир книги», 2002.
Свободная Интернет-энциклопедия Википедия: [Электронный ресурс]. (http://ru.wikipedia.org). Проверено 28.12.2011.
Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. Пособие для учителей и учащихся по биологии. М.: "РАУБ" "Цитадель", 1997.
Фрагмент документального фильма «Звери Северного Ковчега», запись телевизионной трансляции телеканала «Россия-К».
Видеоролик FunnyCats с сайта http://youtube.com.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн