« Самоанализ открытого мероприятия (занятия). Виды самоанализа»
Submitted by Оксана Каранина on Tue, 15/12/2015 - 16:42
«Самоанализ. Для чего он нужен?»
Самоанализ – это анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков.
Самоанализ занятия для педагога помогает ему определить положительные моменты в проведенном занятии, а также отметить, что не удалось реализовать в работе с детьми. Педагог может отметить для себя, над какими этапами занятия необходимо провести работу.
Обеспечить психологический комфорт и самозащиту педагога
Основные ошибки при проведении самоанализа педагогами:
Бессистемный характер анализа;
Слишком общие замечания;
Стремление пересказать занятие;
Выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков;
Нерешительный характер анализа;
Затрудняются объяснить целесообразность выбора тех или иных методов обучения
Существуют следующие формы анализа и самоанализа НОД
Краткий (оценочный) анализ – это, по существу, общая оценка НОД, характеризующая решение и реализацию образовательной, воспитательной и развивающей задач.
Структурный (поэтапный) анализ – выявляет и оценивает доминирующие структурные компоненты НОД, их целесообразность включения и то, насколько они обеспечивали познавательное развитие ребёнка.
Системный анализ – рассматривает занятие как единую систему с точки зрения решения цели или главной задачи, это ответ на вопрос, как НОД обеспечивало формирование знаний ребёнка и как им усваивались способы обучения.
Полный анализ – система аспектных анализов, включающих оценку реализации цели НОД, содержания и видов деятельности детей по отдельным характеристикам.
Структурно-временной анализ – это своеобразная оценка использования времени на каждом этапе НОД, целесообразность временных затрат в решении цели и задач занятия.
Комбинированный анализ – полная оценка отдельных структурных элементов НОД, их взаимосвязь и взаимодополняемость, просмотр возможных вариантов построения НОД.
Психологический анализ – изучение выполнения психологических требований к НОД, обеспечивающих познавательное развитие каждого ребёнка в процессе обучения (отдельно рассматривается использование психологических приёмов работы с детьми).
Дидактический анализ – исследование основных дидактических категорий и их использование на практике (реализация принципов дидактики, отбор методов и приёмов обучения, обработка и подбор учебного материала НОД, педагогическое руководство познавательной деятельностью детей и т.д.
Комплексный анализ – одновременное изучение дидактических, психологических и других основ НОД, которые отбираются для целостного анализа педагогического процесса.
Схема самоанализа НОД
Для проведения самоанализа необходимо сравнить логику запланированных действий (конспект НОД) с логикой проведения реальной непосредственно образовательной деятельности. В современных условиях идеальным вариантом является просмотр видеозаписи НОД. В обычной практике можно провести самоанализ, ориентируясь на такие вопросы самому себе:
Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему? Чего я не смогла учесть при планировании НОД, что заставило меня отступить от запланированных действий? Какие моменты НОД оказались для меня неожиданными?
Такой неожиданностью, «ломающей» НОД, могут оказаться не заточенные карандаши. Такие «случайности» педагог обязан предусмотреть, всегда имея запас раздаточного материала и инструментов.
Достигла ли ОД запланированной цели?
Как это можно определить (по ответам или действиям детей при подведении итога, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и их желанию выполнять задания…)?
Если ОД не достигла запланированной цели, то почему? Чего же тогда я всё таки достигла? Какую часть НОД удалось реализовать? (очень важный момент самоанализа, поскольку разработка следующей НОД должна строиться на основе этого итога, достигнутого на предыдущей НОД.)
На какие вопросы или ответы детей я не смогла отреагировать?
Бывает, что ребёнок задаёт неожиданный вопрос, на который педагог не может с ходу ответить. Это не катастрофа. Не следует впадать в панику или отыгрываться на ребёнке. Следует спокойно сказать: «Ваня, ты знаешь, я, пожалуй, не готова сегодня ответить на твой вопрос. Дай мне день-другой, и я постараюсь найти ответ». Только не забудьте потом действительно вернуться к вопросу.
Очень трудным для молодого педагога является умение отслеживать свои речевые ошибки, неточности, недочёты, неудачно сформулированные вопросы. В состоянии волнения и нервного напряжения во время НОД это заметить практически невозможно.
Нужен достаточно большой педагогический, опыт и профессиональная адаптация педагога, чтобы он научился разводить позиции ведущего НОД и параллельно его отслеживающего (умение слушать и контролировать себя в процессе НОД формируется годами практики и самоанализа). На первых порах полезно пригласить кого-то на НОД и попросить составить подробный конспект, чтобы потом вместе его проанализировать.
Памятка-алгоритм для самоанализа НОД
Какой был замысел, план НОД и почему?
Каково место НОД в теме, разделе методики?
Как НОД была связана с предыдущими и на что в них опирается?
Как НОД сработает на усвоение последующих тем?
Какие особенности детей были учтены при подготовке к НОД?
Какие задачи ставились и решались в процессе НОД, почему?
Почему была избрана именно такая структура НОД?
Обоснование хода НОД, деятельности педагога и воспитанников.
Выбор содержания и его целесообразность.
Сочетаемость методов, приёмов, средств и форм обучения.
Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе НОД.
Какие условия были созданы для проведения НОД (материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические и временные)?
Были ли отклонения от плана НОД, если да, то почему?
Удалось ли решить на должном уровне поставленные задачи и избежать перегрузки дошкольников?
Самооценка непосредственно образовательной деятельности.
Каковы причины неудач и недостатков проведенной непосредственно образовательной деятельности?
Какие выводы из результатов НОД необходимо сделалась на будущее?