Submitted by Ольга Николаевна Опекуха on пн, 14/12/2015 - 17:59
Обобщающий урок по теме «Углеводороды»
Цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся об углеводородах (их строении, свойствах, применении1, способах получения); их многообразии и взаимосвязи. Продолжить работу по формированию и развитию интереса к химии.
Оборудование: компьютер. Каждый учащийся делает таблички с цифрами: 1; 2; 3; 4.
Ход игры
Ведущий (учитель или хорошо подготовленный ученик) называет тему конкурса, формирует вопрос и приводит 4 варианта ответа (они предварительно записаны на доске или на кодокарточкё). По сигналу учителя учащиеся поднимают табличку с цифрой, которая, по их мнению, соответствует правильному варианту ответа. За правильный ответ ответивший получает 1 балл. После каждого конкурса один из учащихся дает пояснение. Если на вопрос правильно ответили не более 3 человек, наряду с баллом каждый из них получает и звездочку, которая дает право на одну подсказку в финале (подсказать может любой учащийся, которого выберет финалист). Два участника игры, набравшие большое число баллов в предварительных конкурсах, выходят в финал, где и разыгрывают первое место. Финалисты получают отметку «пять». Победителю можно вручить памятный приз.
Конкурс №1: «Знаете ли вы названия веществ?»
Ведущий показывает формулу и задает вопрос: «Как называется вещество»? Варианты ответов (проецируются на экран, ведущий читает их):
СН3 - СН - СН2 - СН2 - СН - СН2 III
1,2,3 - триметилгексан;
2,5,6 - триметилгексан;
3)3,6-диметилгептан;
~4) 2,5 - диметилгептан. ^ ,
Конкурс №2: «Поиграем в слова».
Ведущий предлагает слово: сульфадиметоксин (химиотерапевтическое средство, применяемое при пневмонии и других заболеваниях).
Учащимся необходимо составить, используя буквы этого слова, как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией.
Через 2 минуты учащиеся поднимают таблички с числами, показывая, сколько слов они составили. Один балл получает тот, кто составит 6 и более слов.
Конкурс №3: «Знакомые имена».
На экране: 1) Лебедев Сергей Васильевич;
Марковников Владимир Васильевич;
Бутлеров Александр Михайлович;
Майкл Фарадей.
Приложение 1. Ведущий задаст вопросы, игроки поднимают табличку с соответствующим номером:
1) В 1825 году ои открыл в светильном газе бензол. (Майкл Фарадей).
2) Советский химик, академик. Основные научные исследования посвя
щены полимеризации, изомеризации и гидрогенизации непредельных
углеводородов. В 1928 году получил синтетический, каучук поли
меризацией 1,3 - бутадиена под действием натрия. (С.В. Лебедев).
3) Русский химик, академик Петербургской Академии Наук. Создатель
теории химического строения органических веществ. Предсказал и
изучил изомерию многих органических соединений. Синтезировал
многие вещества. (A.M. Бутлеров).
4) Русский химик-органик. Сформулировал правила о направлении
реакций замещения, отщепления, присоединяя по двойной связи и
изомеризации в зависимости от химического строения. Исследовал
состав нефти, заложил основы нефтехимии как самостоятельной науки.
В 1883 году открыл новый класс органических веществ - циклопара-
фины (нафтены). (Морковников В.В).
Конкурс №4: «Определи соответствие».
Приложение 2.На экране:
1) двойная связь (- С = С -);
тройная связь (- С = С -);
две двойные связи (- С = С - С -);.
4) одинарная связь (— С — С -).
Ведущий перечисляет названия классов углеводородов, игроки поднимают соответствующую табличку с номером: 1) алканы; 2) алка-диены; 3) алкины; 4) алкены.
Конкурс №5: «Химические свойства».
Приложение 3. На экране:
1) Предельные углеводороды;
2) непредельные углеводороды;
ароматические углеводороды;
циклоалканы.
Ведущий задает вопрос, игроки поднимают карточку с соответствующим номером.
Для этих углеводородов характерны реакции свободноради-
кального замещения.
Данные углеводороды вступают в реакции присоединения.
Большинство этих реакций протекает по механизму электро-
фильного присоединения.
Эти углеводороды могут вступать в реакции замещения и
трудно (с катализатором) вступают в реакции присоединения.
Углеводороды этого класса вступают в реакцию полимеризации.