Проектирование образовательной среды для одаренных детей.
Одаренность –это системное, развивающееся в течении жизни качества психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Направление работы с одаренными детьми:
-развитие духовно- нравственных основ личности;
-создание условий для развития творческой личности;
-развитие индивидуальности одаренного ребенка;
-обеспечения широкой общеобразовательной подготовки.
Характеристики.
- Познавательная деятельность.
- Учебная деятельность.
- Поисковая деятельность. Работа над исследовательским и творческим проектом.
- Система творческих конкурсов, олимпиад.
- Детские научно- практические конференции.
Программа деятельности.
-включает изучение широких тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к теоретической ориентации и интересу к будущему;
- интеграция тем и проблем, относящихся к различным областям знания; поиск решений на « стыке» различных знаний;
- учитывать склонность детей к исследовательскому типу деятельности, формировать навыки исследования;
- учитывать интересы самого ребенка при выборе тем;
- отстаивание своих идей.
- поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
- использовать разнообразные источники и способы получения информации;
- формировать у детей навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов;
- способствовать развитию рефлексии, самопознания.
Этапы работы.
- Организационный момент. Постановка целей, которые должна быть достигнута учащимися на данном этапе.
- Определение целей и задач, в которых учитель хочет достичь на данном этапе.
Методы.
- постановка конкретной цели (какой результат должен быть достигнут);
- изложение основных положений материала;
- описание форм и методов (каким образом материал будет реализован);
- описание критериев;
- работа с информацией (литература, интернет, СМИ);
- исследовательские методы;
- проектные методы;
- работа в группах;
- развитие критического мышления;
- игровые методы (ролевые игры, деловые игры);
- здоровье сберегающие технологии.
Виды заданий детям.
- Найди в литературе.
- Обоснуй.
- Анализируй.
- Предложи свой вариант конструкции, модели.
- Выбор варианта, коллективное обсуждение. Диалог. Обобщение результатов.
- Определение материала и инструмента.
- Разработка технологических карт.
- Разработка чертежей деталей.
- Сборка конструкции.
- Анализ деятельности.
- Защита проекта, презентация.
Проект образовательной среды для детей 14- 16 лет для учебных занятий д/о «техническое моделирование и конструирование».
Структурные компоненты среды.
- Предметно-пространственное окружение.
Для учителя:
- предметность (разработка эскизов модели, разработка технологических карт, разработка чертежей модели, выполнение деталей, изготовление электрической цепи;
- социальное взаимодействие;
- дидактический материал;
- организация взаимодействия с ребенком;
- предоставление нескольких вариантов для выбора направления деятельности;
- развивать у учащихся систему технологических знаний и умений;
- предоставить материалы конкурсов, организовать участие в фестивалях и ДАНЮИ.
Для учащихся:
- погружаться в процесс накопления знаний (учились, умели, познавали)
- ребенок должен быть активным, любознательным;
- взаимодействовать с педагогом;
- свободный выбор деятельности;
- самопознание;
- работать в социуме.
2. Информационное окружение.
Для учителя:
- дать учащимся начальные представления о новых технологиях;
- вовлечь ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения и вовлечения детей в размышления, учащиеся следят за ходом мысли учителя и включаются в поисковое решение проблемы;
- способствовать развитию элементарной творческой деятельности, путем включения в различные виды деятельности;
- организация исследовательской деятельности.
Для учащихся:
- добывать знания из различных областей – литературе, СМИ, интернете.
- анализировать;
- заниматься поисковой деятельностью;
- работать в социуме;
- интегрировать знания из различных областей науки;
3. Технологический компонент.
Для педагога.
- формировать у учащихся систему технологических знаний и умений;
- формировать у учащихся внутреннюю потребность и уважительное отношение к процессу и результатам труда;
- знакомить учащихся с различными видами профессиональной деятельности;
- способствовать их профессиональному самоопределению;
- выявлять и развивать творческих способностей;
- организация рефлексивной деятельности.
Для учащихся;
- творческие задания;
- работать в группах 2-3 человек;
- работа с наглядными материалами;
- участвовать в дискуссиях;
- умение описать объект собеседнику;
- мозговой штурм;
- разрешение проблем;
- презентация творческого проекта;
- самоконтроль;
- ученик вместо учителя;
- комбинирование усвоенных знаний, усвоенных способов деятельности;
4. Позиция педагога:
- рассказать, объяснить материал урока;
- показать примеры, сообщить факты, описания явлений, событий, показывающих проблемные ситуации, которые необходимо разрешить;
- направить деятельность учащихся;
- обсудить с детьми идею, эскизы;
- задать наводящие вопросы;
- помочь в затруднениях;
- обеспечить учащимся возможность для самореализации, самостоятельности и социализации.
Позиция ребенка:
- заинтересованность;
- самостоятельность;
- самостоятельный выбор темы;
- умение записать свою идею, сделать эскиз;
- отставание своих идей и результатов;
- обдумывание новых идей, навык возвращения к старым идеям ;
- умение решать проблему в коллективе, в сотрудничестве с другими учащимися;
- развитие рефлексии (прочность знаний, самостоятельность, самопознание, осмысленность);
- разумность (умение применять знания).
5. Психодидактический компонент.
Для педагога:
- цепочкой вопросов и заданий подвести детей к выводам, установить контакт с учащимися, создать атмосферу сотрудничества;
- формировать у учащихся внутреннюю потребность и уважительного отношения к процессу и результатам труда;
- способствовать выявления и развития творческих способностей учащихся, формированию и расширению их познавательных интересов;
- способствовать формированию трудовой, графической грамотности.
Виды заданий детям:
- найди в литературе, анализируй, обоснуй свою идею, сформируй теоретические выводы.
Для детей:
- прочность знаний;
- самостоятельность;
- осмысленность (умение объяснять);
- организация рефлексивной деятельности;
- выполнять специальные задания и виды работ в соответствии с программой обучения.
6. Критерии эффективности среды.
Для педагога:
- диалог между учителем и учеником;
- конструктивное обучение;
- оценка качества реализации проекта, его влияния на окружающую среду;
- анализ результатов выполнения темы проекта, испытания его;
- презентация проекта, коллективное обсуждение;
- взаимодействие педагога и детей, сотрудничество.
Для детей:
- потребность в новых знаниях, впечатлениях, расширении кругозора;
- потребность в исследовательской деятельности, в разрешении противоречий;
- потребность в поиске истины (изменения познавательной деятельности);
- потребность в воспитании творческой личности, имеющей смысл;
- повышение социальной активности;
- проявление лидерства подростков;
- презентация проектов;
- развитие коммуникативных и организаторских способностей;
- анализ собственных затруднений;
- развитие межпредметных умений, логического мышления.
|