РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Процесс развития профессионально-педагогической компетент¬ности преподавателя имеет непрерывный характер и зависит от любых изменений в социальной и профессиональной среде. Социальные изменения определяют экономические и научно-технические инновации как показатели развития общества.
Образование - часть социальной системы; в связи с этим необходимо обратить внимание на профессиональный и социальный статус преподавателя. Государ¬ство и общество предъявляют к преподавателю значительные моральные и юридические требования, не обеспечивая ни достаточного финансирования образования, ни достойного вознаграждения труда преподавателя, необходимого для профессионального и культурного роста.
В училищах коллективное (групповое) обучение, но все больше говорят об индивидуальном подходе к обучению и формированию личности студента, об адресном выпуске специалистов. Надо отметь, что существовавшая жесткая стандартизация образовательного процесса не способствовала социализации личности студента. Преподаватели понимают противоречия в реально складывающейся организации и содержании образовательного процесса, но, выбрав эту профессию, обязаны осознавать свою ответственность за степень готовно¬сти наших выпускников жить, трудиться, проявлять себя, ставить цели и достигать их, использовать накопленный человечеством, культуры и знаний опыт.
Необразованный или малообразованный человек не только ограниченно пригоден профессионально, он социально опасен и представляет потенциальную угрозу для общества. Это не значит, что образованность гарантирует обществу безопасность, но она существенно повышает степень безопасности. В наше время востребовано не образование, а образование опережающее, учитывающее соотношение традиций и новаций, опыта и науки, формирующее культурные, нравственные, философские основы общества. Таким образом, государство и общество предъявляют высокие требования к личности, занимающейся обучением и воспитанием, и поэтому не¬обходимо четко определить, какими же качествами должен обладать каждый преподаватель техникума, в чем он должен себя развивать и совершенствовать.
Для стабильности и результативности работы педагогического коллектива необходимы психологическая совместимость, толерант¬ность, сообразность личностной позиции. В нашем училище в основном работают ветераны, мало молодежи. Молодежь знающая, активная, но ей недостает профессионализма и опыта работы, а вете¬раны часто консервативны. Это затрудняет эффективную передачу, развитие и обновление профессионального опыта.
Инновационное пространство училища позволяет совершенствоваться каждому, выбирая для себя необходимое направление: это применение новых технологий преподавания, полное использование возможностей современной техники в обучении, развитие и воспитание личностных качеств, повышение культурного уровня. Инновационное образование ориентировано не на передачу знаний, которые постоянно устаревают, а на овладение базовыми компетен-циями, позволяющими приобретать знания самостоятельно, по мере необходимости. Инновационное образование связано с практикой более тесно, чем традиционное, так как помимо усвоения знаний предполагает освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.
Однако надо различать инновации и новации. Инновации - это те процессы, которые прошли осмысление в обществе и получили определенную оценку. Основными инновационными методами в образовании являются: проблемное, модульное и проектное обучение, моделирование, игровые технологии и т. д. Эти методы могут реализовываться как в традиционной форме, так и с применением мультимедийных средств обучения (компьютер, проектор, сенсорный экран, программное обеспечение, электронное тестирование т. п.). Инновационные методы позволяют помочь студенту в организации индивидуального учебного процесса, усиливают обратную связь пре¬подавателя с каждым студентом, активизируют научно-исследовательскую работу. Владение преподавателем информационно-коммуникативными технологиями расширяет возможности развития у сту¬дентов творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения, а в целом способствует повышению качества подготовки специалистов.
Новация - элемент, обладающий новизной и активно встраива¬емый в существующую структуру образования. При этом подлинно новое не поддается полному описанию с точки зрения устоявшихся схем и подходов и, следовательно, несет в себе непредсказуемость, так как не попадает под существующие стандарты и критерии оценки.
В идеале каждый преподаватель должен владеть всеми методами и средствами обучения, но будет ли он при этом профессионалом? И профессионал ли тот, кто мечется от метода к методу, не вырабатывая целенаправленно свою, основанную на использовании методов, наиболее результативных для преподавания конкретной дисциплины, систему? Инновационная деятельность в училище требует существенного пересмотра ряда представлений о человеке, его обучении и воспитании.
Основные сложности, в следующем:
- не определены четко содержание дисциплин и наиболее эффективные методы их изучения;
- не всегда сформулирована конкретная цель овладения определенной информацией и, как следствие, не осознается ее значимость для повседневной и перспективной жизнедеятельности студента;
- снижается приоритет технических дисциплин за счет уменьшения времени на их изучение в пользу дисциплин гуманитарного цикла, зачастую изучаемых студентами формально;
- у вновь поступивших не выработана потребность постоянного приобретения новых знаний и умений, нет здорового честолюбия, целеустремленности, навыков самостоятельной работы;
- низок общий культурный уровень, что проявляется в поведении, общении студентов между собой и с преподавателями, невозможности самоорганизации, саморегулирования, самооценки.
Модель выпускника предусматривает подготовку конкурентоспособного специалиста, гражданина, семьянина. Основная нагрузка в решении оставленных задач ложится на преподавателя, который должен не только обучить профессии, но и способствовать становлению личности студента, воспитывая его своим поведением, культурой речи, манерой одеваться, порядочностью, толерантностью. Для достижения поставленной цели необходимо провести самодиагностику и на ее основе составить программу профессионального роста. Прежде всего, надо определить уровень самообразования: - компенсаторный - ликвидация пробелов в специальном или общем образовании; - экстенсивный - расширение профессиональных знаний, изучение и применение конкретного педагогического опыта; - творческий - поиск идей, возникновение цепной реакции идей; - инновационный - овладение современными техническими средствами и технологиями обучения. Затем нужно составить программу самообразования, при этом: - четко сформулировать цель; - поставить задачи; - рассмотреть условия и пути реализации;. - обозначить сроки исполнения; - продемонстрировать в действии приобретенные знания и умения. Подводя итоги, можно сказать, что, с одной стороны, преподаватель должен быть профессионально подготовлен к осуществлению эффективной учебной и воспитательной деятельности, а с другой - задеть в этом возможность своей личностной и творческой самореализации.
|