- практические ( упражнения в выполнении трудовых приемов и операций,
учебно - производственные работы),
- методы развития самостоятельности, активности обучающихся (планирование производственной работы, решение производственных задач)
Роль мастера на уроке:
- консультант с задачей правильной организации работы обучающихся на каждом этапе;
- помощь в выполнении заданий в группах и индивидуально.
Источники информации для обучающихся:
- мультимедийная презентация, технологические карты приготовления блюд, ведомость упражнений, инструктаж по технике безопасности.
Обучающие приобретают навыки:
- работы с различными источниками информации, исследовательской деятельности, решения производственных задач в ходе практической деятельности, групповой работы, умения слушать и слышать собеседника.
Материально - техническое и дидактическое оснащение урока:
оборудованные места в лаборатории колледжа ; инструменты и приспособления; дидактический материал; сборник рецептур, технологические карты, инструкции по технике безопасности, критерии оценок.
Межпредметные связи:
ПМ.01. Приготовление блюд и гарниров из овощей и грибов
ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места
Информационная компетентность: умение самостоятельно искать, отбирать и преобразовывать нужную информацию, анализировать, делать выводы, видеть причинно-следственные связи;
Компетентность личного самосовершенствования : умение анализировать свои ошобки, критически оценивать результат своей деятельности
Список используемой литературы:
Н.А. Анфимова. Кулинария: учебник для начального профессионального образования.- 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
В.В. Усов. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учебник для начального профессионального образования.- 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Учеб. для нач. проф. образ.- 2-е изд.стер. – М.:ИРПО; Изд. центр «Академия», 2002.
Ход урока
Организационный этап (1-2мин): проверка присутствия обучающихся на уроке; проверка наличия спецодежды, дневников учебной практики; проверка готовности к уроку.
Вводный инструктаж (50-60 мин)
Сообщение темы и целей урока
Для начала обратите свое внимание на СЛАЙД 1
Тут написаны названия супов некоторые из них вы готовили на предыдущих занятиях. Ваша задача сгруппировать их по температуре подачи.
Посмотрим что получилось. На слайде вы видите новую группу супов, холодные, приготовлением которых сегодня на уроке вы и займетесь. Следуя из этого, тема сегодняшнего нашего урока
«Приготовление супов холодных, окрошки»
Цель урока : Научиться готовить супы холодные(окрошки).
Заполнение дневников по учебной практике (тема урока, упражнения)
(СЛАЙД 3)
Актуализация внимания обучающихся на содержание темы урока
( один из обучающихся зачитывает сообщение из истории о супах холодных – окрошках, материал, который подготовлен им заранее в качестве домашнего задания).
Дополнения мастера :
Окро́шка (от глагола крошить — мелко нареза́ть) — традиционное блюдо национальной русской кухни, холодный суп. Рецепты окрошки появились ещё на заре русской кулинарной литературы, в конце XVIII века — в частности, в труде Николая Осипова «Старинная русская хозяйка, ключница и стряпуха», а родственное ей блюдо — ботвинья — упоминается ещё раньше, в «Домострое». Окрошка представляет собой смесь мелко нарезанных различных видов мяса или рыбы, овощей и солений (изначально - свежие и/или солёные огурцы, лук, солёные сливы, солёные грибы, в более поздних вариантах – отварные картофель, репа, морковь, брюква), пряных трав (мелко нарезанный зелёный лук, петрушка, укроп, сельдерей), заправленную специальным белым окрошечным квасом или окрошечным квасом пополам с хлебным, а также сметаной.
в нашем крае лето очень короткое и не очень жаркое, но все же окрошки пользуются спросом так как являются источником витаминов и минералов.
Актуализация знаний обучающихся для выполнения учебно-производственных работ урока (фронтальный опрос группы/бригад)
А теперь, как говорится – «встряхнем ваш багаж» теоретических знаний и вспомним, что вы изучали на уроках МДК.
Назовите что используют в качестве жидкой основы при приготовлении окрошек ( хлебный квас, кефир, сыворотка)
В каком цехе готовят эти супы (холодный)
Как подготавливают продукты для окрошек ( овощи варят или припускают, мясо варят и все нарезают мелким кубиком или короткой соломкой)
С какой маркировкой и почему используют посуду и инвентарь ( ОВ, МВ, ОС, т.к. после нарезки продукты не подвергают тепловой обработке)
Где хранят подготовленные продукты перед отпуском ( в холодильнике)
В чем заключается заправка кваса ( желтки вареных яиц растирют с частью сметаны, горчицей, солью, сахаром , соединяют с зеленым луком растертым с солью и разводят квасом)
Назвать виды мяса используемые для приготовления мясной окрошки (говядина, нежирная свинина или баранина)
Разбор технологической схемы приготовления окрошки мясной на кефире.
Как организовать рабочее место?
Рабочее место организуется в соответствии с последовательностью выполнения технологического процесса (посуда с подготовленными продуктами, квасом, кефиром, весы, посуда для подачи, инвентарь)
Сегодня на уроке мы повторяем, первичную обработку овощей, тепловую обработку овощей, мяса, формы нарезки овощей и лука, правила подачи супов. Ваша задача: показать как нарезать овощи и мясо, как соединять все продукты, доводить до вкуса и оформлять для подачи.
Показ студентами приемов подготовки продуктов для окрошек.
Каждый член бригады выполняет определенные операции : первый – с общего стола отбирает нужные продукты, второй – заправляет квас или подготавливает кефир, третий – соединяет продукты, четвертый – доводит до вкуса и готовит блюдо к подаче.
Показ мастером отпуска готовых блюд: требования к качеству, сроки хранения (при выходе на практику, вы будете готовить на большое количество порций и вам необходимо будет правильно порционировать подготовленные продукты, оформлять и отпускать. (СЛАЙД 7)
Техника безопасности при работе с электроплитой.
Найди ошибку (СЛАЙД 8)
Вопросы для закрепления бригадам:
1.Назовите отличительные особенности окрошки уральской (готовится с использованием капусты квашеной и без огурцов свежих)
2.Назовите отличительные особенности окрошки мясной (готовится с использованием мяса и по I , II колонке сборника рецептур без картофеля)
3.Назовите отличительные особенности окрошки овощной (готовится с использованием овощей по сезону).
Комментирование оценок.
Задание для обучающихся (бригады): приготовление и подача холодных супов – окрошек на 1 порцию.
В процессе выполнения задания: вы должны уметь сотрудничать, использовать личный опыт, обсуждать возникшие проблемы, обосновывать решение, обмениваться информацией, уметь самостоятельно искать нужную информацию, анализировать, сделать выводы чему вы научились и записать в дневнике.
Рефлексия
Я предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке, используя фигурки, лежащие у каждого на столе –
Кружочки – те, кто считает, что хорошо усвоил тему и поработал на уроке;
Прямоугольники – те, кто считает, что недостаточно хорошо усвоил тему, поработал на уроке;
Треугольники – те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.
Поднимите фигурки в зависимости от того, как вы оцениваете свой успех на уроке.
Урок цели достиг. Благодарю вас за урок! Спасибо!
Текущий инструктаж
№
Деятельность
обучающихся
Деятельность мастера
1
Организация рабочего
места, подбор посуды и
инвентаря.
Обход с целью проверки организации рабочего места
2
Взвешивание продуктов
Наблюдение за деятельность обучающихся.
Корректирование их действий
3
Подготовка продуктов к тепловой обработке, свежих овощей к нарезке
Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ. Занести данные в карту критериев оценок.
4
Тепловая обработка продуктов
Обход с целью контроля соблюдения технологической последовательности
5
Заправка кваса
Обход с целью контроля соблюдения технологической последовательности.
При необходимости индивидуальное инструктирование и показ
6
Нарезка продуктов
Обход с целью контроля соблюдения технологической последовательности
Занести данные в карту критериев оценок
Выполнения обучающимися учебно-производственных работ
7
Соединение продуктов
Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов
8
Подготовка посуды для подачи
Наблюдение за деятельность обучающихся.
Корректирование их действий
9
Отпуск блюда
Принятие работ. Бракераж. Оценка качества. Заполнение карты критериев оценки выполнения обучающимися учебно-производственных работ
Заключительный инструктаж (10-15мин)
Сообщение о достижении целей урока;
Анализ умения выполнять производственные работы самостоятельно
с использованием технологической карты;
Разбор типичных ошибок при выполнении учебно-производственных
работ (приготовление окрошек);
Демонстрация лучших работ;
Оценка работы обучающихся, комментарии;
Сообщение темы следующего урока;
Домашнее задание: повторить тему «Приготовление сладких супов»