Ход занятия.
|
Звучит русская народная мелодия, в «горницу» входит хозяйка в русском сарафане и дети, садятся на лавки.
|
Дети входят в зал.
В зале оформлена декорация русской избы, украшена платками и изделиями русского народного творчества.
|
Воспитатель
|
Какие вы нарядные! А не завести ли нам хоровод?
|
Хоровод «А я по лугу».
|
|
Я приглашаю вас на посиделки.
|
|
Дети проходят в «избу», их встречает воспитатель – хозяйка.
|
Хозяйка:
|
Добрый день, гости званные и желанные! Милости просим!
Рады гостям, как добрым вестям! Здравствуйте, проходите, будьте как дома!
|
Дети:
|
Не беспокойся хозяюшка. Мы дома не лежим и в гостях не стоим.
У нас для каждого найдется местечко и словечко
|
|
Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
|
|
Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть да себя показать.
|
Хозяйка
|
Проходите гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!
|
Дети:
|
Туда голуби летают, где их привечают.
|
|
Ехали мы мимо, да завернули до дыму.
|
Хозяйка:
|
Давным - давно, в старые времена, русский народ собирался на посиделки. Кто из вас знает, чем люди занимались на посиделках?
|
(ответы детей)
|
Люди после тяжёлого трудового дня любили собираться на посиделки в светлицах для забав, песен, бесед. Посиделки - это общение людей, отдых.
|
Хозяйка:
|
Пригласила я вас позабавиться да потешиться, поиграть, пошутить, повеселиться.
|
А я для вас много интересного припасла. Я весною на завалинке, а зимою в горнице посиживала. Сижу, на народ всегда гляжу, все всегда запоминаю и в копилку собираю. Это моя шкатулка - копилка. (показываю)
|
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу.
|
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей – погляжу.
|
|
В избе – изба, на избе – труба.
|
Зашумело в избе, загудело в трубе.
|
Видит пламя народ, а тушить не идет
|
Хозяйка:
|
Как в народе обращались к печке?
|
Дети
|
(«Матушка – кормилица» « Без печи хата – не хата»)
|
(поем)
|
Ой, ты, печка, сударыня,
|
Помоги нам, боярыня.
|
Ты свари, напеки, обогрей,
|
В дом богатство принеси поскорей!
Дети рассказывают о русской печек
|
Хозяйка:
|
Стоит бычок. Подбочиневши бочок,
|
Шипит и кипит, Всем чай пить велит.
Рассказы детей о самоваре. Как его растапливали, чем.
|
|
В брюхе – баня,
|
В носу – решето,
|
на голове - пупок
|
Одна рука, и та на спине.
|
|
Черный конь скачет в огонь.
Дети показывают, как правильно работать кочергой.
|
|
Не бык, а бодает.
|
Не ест, а еду хватает
|
Что схватит – отдает,
|
Сам в угол идет.
|
Дети показывают, как работают ухватом.
|
|
Чем больше я верчусь,
|
Тем больше толстею
|
Хозяйка:
|
А о прялке вот какая загадка:
|
С локоть мохнато, с локоть голо,
|
С локоть под себя ушло.
Что делали на прялке?
|
Дети
|
На прялке пряли пряжу, а из пряжи ткали полотно и вязали одежду.
|
Хозяйка:
|
Давным-давно прядению обучали вообще всех девочек, чтобы они, когда вырастут, были хорошими хозяйками и мастерицами. Крестьянские девочки были помощницами по хозяйству, поэтому они должны были многое уметь, их учили прясть с пяти – шести лет. Первую прялку, небольшую и нарядную, по обычаю делал или покупал для дочери отец. Как только у маленькой пряхи дело шло на лад, мать сжигала спряденную ею нитку и, смешав пепел с водой, давала девочке выпить, веря, что теперь она непременно станет искусной мастерицей.
|
Соберутся девушки вместе, пряжу прядут и песни поют. А когда устанут то и хоровод заведут. Давайте и мы споем про прялицу и поиграем.
|
Хоровод – игра «Прялица»
|
Хозяюшка
|
Хотите услышать смешное? Хотите позабавлю вас?
|
На заборе чепуха парила варенье,
|
Куры съели петуха в одно воскресенье.
|
А у нас во дворе поросёнок рылся
|
И нечаянно хвостом к небу прицепился.
|
Дети читают потешки.
|
Смотри прикрепленный файл
|
Хозяйка:
|
Не желаете ли поиграть? Выходите смелее, становитесь в ряд.
|
Проводится игра «Плетень».
|
Участники игры встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается верёвка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:
|
Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём.
|
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
|
Вьется плетень, плетется,
В поле, в лес волочется.
|
Расплетайся плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
|
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень». Расплетают плетень под приговоры:
|
|
Из ста ребят,
|
|
|
|
|
Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает крутые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
|
|
Не зря в народе говорится:
Старинная пословица не мимо молвится!
|
Посмотрим, знаете ли вы пословицы.
|
|
Поскорей подрастай, да к работе поспевай.
|
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!
|
Мала пчела, и та работает!
|
Труд человека кормит, а лень портит!
|
Землю красит солнце, а человека – труд.
|
Не всякий хлеб сеет, а всякий его ест!
|
Поспешишь – людей насмешишь.
|
Умелые руки не знают скуки.
|
Была бы охота, будет ладиться работа.
|
Не тот хорош, кто лицом пригож,
А тот хорош, кто на дело гож!
|
Долог день до вечера, коли делать нечего
|
Семья в куче – не страшна туча.
|
Одному страшно, а вместе все нипочем.
Чем больше рук – тем больше труд
|
Возле леса жить – голодным не быть.
|
|
Русский народ много трудился. Посмотрите, какие прекрасные вещи изготавливали люди своими руками.
|
Дети рассматривают выставку народного прикладного искусства, обсуждают увиденное.
|
|
Поиграть не желаете? Выходите, смелые, становитесь в круг.
|
|
Водящий - Яша (т.е. Ящер - хозяин подводного и подземного мира, одна из ипостасей Велеса) сидит в центре круга, образованного остальными участниками игры. Взявшись за руки, они движутся в хороводе, припевая:
|
Сидит-сидит Яша
Под ореховым кустом.
|
Грызет-грызет Яша
Орешки каленые,
Милому дареные...
|
После этого происходит диалог:
|
|
Подружиться хочу.
|
- Бери себе дружка,
Какого захочешь.
|
Участники диалога разбегаются врассыпную, а «Яша» ловит кого-нибудь: если поймает – тот становится водящим.
|
|
Эй, подружки – хохотушки,
|
|
|
Озорные удальцы!
Выходите поплясать,
Длинный день скоротать.
|
Дети выходят и танцуют врассыпную под русскую народную мелодию,
повторяют движения народных танцев, импровизируют.
|
|
Ох, и расплясались, ох и разгулялись.
Молодо – зелено, погулять велено
|
|
Молодежь с вечера не укладешь,
|
А с утра не подымешь. (дети выстраиваются полукругом)
|
- Пришло время расставанья.
До следующего гулянья.
|
|
: Вы, ребята, молодцы,
Получайте леденцы.
|