Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обследование уровня развития лексико-грамматического строя речи у обучающихся с общим недоразвитием речи

ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ  РАЗВИТИЯ  ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

         Г.В.Мельникович, учитель-логопед МБОУ «Термальненская средняя школа»

 

 

      Дети с нарушением развития речи страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей практике. Кроме того, у них наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости. Поэтому необходимо своевременно выявить таких детей и оказать помощь.

   Основной целью коррекционных занятий является развитие и совершенствование устной речи детей: формирование правильного произношения, фонематических, морфологических, синтаксических обобщений, на базе которых осуществляется коррекция письма и чтения, развитие устной речи.

    При организации коррекции общего недоразвития речи, прежде всего, необходимо быстро и качественно провести диагностику уровня развития речи младших школьников. При обследовании устной речи очень хорошо использовать в своей работе «Тестовую методику диагностики устной речи младших школьников» Т.А.Фотековой.

Методика обследования устной речи является стандартизированной, направлена на выявление актуального уровня развития ребёнка. Методика включает 156 речевых проб нарастающей сложности.

     Методика применяется для решения задач: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных компонентов речи (получения индивидуального речевого профиля); построения системы индивидуальной коррекционной работы; комплектования групп на основе общности структуры нарушения речи; отслеживания динамики речевого развития и оценки эффективности коррекционного воздействия.

    Заполняется протокол обследования речи, на основании которого составляется индивидуальный речевой профиль, где оценивается успешность выполнения каждой серии проб. Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Для каждой группы проб разработаны свои критерии оценки. Для этой методики характерно то, что очень много внимания уделяется обследованию лексико-грамматического строя речи.             

 

Какие компоненты речевой системы оцениваются:

1. фонематическое восприятие;

2. артикуляционная моторика;

3. звукопроизношение;

4. слоговая структура слова;

5. навыки языкового анализа;

6. грамматический строй речи;

7. словарь и словообразовательные процессы;

8. понимание логико-грамматических отношений;

9. связная речь.

      Во втором классе, когда младшие школьники  уже владеют навыками письма, применяется «Тест по развитию лексико-грамматической стороны речи», который разработан на основе  тестовой методики диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой и дидактического  материала по русскому для учащихся начальных классов.

    С обучающимися вторых, третьих и четвёртых классов на логопедических занятиях по коррекции письма используется сборник словарей «Сундучок знаний». Младшие школьники сначала под руководством логопеда, а затем самостоятельно выписывают синонимы, антонимы, знакомятся с фразеологическими оборотами речи, тем самым обогащая и развивая свою речь. Также формируются навыки работы со словарями и справочной литературой.

    В конце года проводится повторное обследование уровня развития лексико-грамматического строя речи, подсчитываются баллы и подводятся итоги коррекционной работы. Тест прилагается к речевой карте.

Список литературы:

1.Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /О.А.Ишимова, О.А.Бондарчук. – М,: Просвещение, 2012.

2.  Есенина С.А. Как научить Вашего ребёнка писать сочинения (пособие для начальных классов). – М.: «Грамотей», 2005.

3. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М.: АРКТИ, 1997.

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн