Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект занятия для обучающихся 2 класса "Образование слов при помощи суффиксов"

Конспект занятия учителя – логопеда МБОУ "Елизовская средняя школа № 2" Ковалевой Елены Алексеевны с учениками 2 класса, имеющими логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР.

 

Тема: Образование слов при помощи суффиксов.

 

Цели и задачи: познакомить детей с суффиксом; учить детей навыкам словообразования при помощи суффиксов с использованием зрительных и тактильных ощущений; закрепить знания о правописании и обозначении суффиксов; закрепить знания детей о частях слова; развивать операции анализа и синтеза слов; развивать фонематическое восприятие, логическое мышление; тренировать в составлении словосочетаний с существительными в форме предложного падежа с предлогом – В -; обогащать словарный запас посредством изучения новых слов, устранять устный аграмматизм.

 

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; схемы обозначения приставки, корня, суффикса; схемы обозначения суффиксов – ОНОК, - ЁНОК, - ИК, - ОК,- К, -  ЧИК, - ИЩ, - НИЦ, - ОНК, - ЁНК ; пособие «Помоги мамам найти своих детей» с изображением животных  и их детёнышей; конверты с частями слова; изображение Незнайки; изображение стола с продуктами; мяч, ручки и тетради; презентация.

 

Ход занятия.

1. Оргмомент.

1. Систематизация знаний. Закрепление материала предыдущего занятия.

-Сядет тот, кто назовёт приставку в слове (выход, приход, переход, вход, заход).

- Что такое приставка? (Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

- Назовите общую часть в словах (Ход.)

- Как она называется? (Корень.) Что такое корень? (Общая часть всех родственных слов.)

На доске висят обозначения корня и приставки.

- Ребята, мы с вами познакомились с корнем, с главной частью слова, в которой заключается его смысл.  Изучили приставку, которая помогает образовывать новые слова. А сегодня мы узнаем ещё одну немаловажную часть слова. Давайте, скорее, познакомимся с ней.

 

  1. Основная часть.

1.Сообщение новой темы. Знакомство с суффиксом, его положением, значением и обозначением.

- Откройте конверты, достаньте части слова и составьте слова (в конвертах находятся слова, разбитые на части: лист, очек; кот, ик; сад, ик; лес, ник; гриб, ок).

 - Какие слова у вас получились?

Котик, садик, листочек, лесник, грибок.

- Выделите корень.

- Прочитайте часть слова, которая стоит после корня  (дети называют).

- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется суффиксом.

На доску вывешивается обозначение суффикса.

- Посмотрите, какую шапочку мы будем надевать на наши волшебные суффиксы, которые будут сегодня нам помогать образовывать новые слова.

 

2. Запись числа, темы занятия.

3. Знакомство с правописанием и значением суффиксов – ОНОК, - ЁНОК. Обогащение словаря животных.

- Ребята, к нам сегодня пришёл гость. Угадайте, кто он?

                                                 В шляпе с круглыми полями

                                                 И в штанишках до колен

                                                 Занят разными делами,

                                                 Лишь учится ему лень.

                                                 Кто он, быстро отгадай-ка,

                                                 Как,  зовут его? (Незнайка)

На  доску вывешивается изображение Незнайки.

- Ребята, вспомните, где живёт Незнайка? (в Цветочном городе)

-  Кто  обитает в цветах, в траве? (бабочки, пчёлы, комары, кузнечики и т.д.)

- Как назвать их одним словом? (насекомые)

- Незнайка собирается в кругосветное путешествие. Будет ходить по лесам, полям, рекам и морям. Ему будут встречаться разные животные, а он никогда их не видел, и не знает,  как их называют. Давайте познакомим Незнайку с животными, а волшебные суффиксы – ОНОК, - ЁНОК (суффиксы вывешиваются на доску) помогут нам превратить животных в их детёнышей (Презентация). 

На доске последовательно появляются изображения животных и их детёнышей и слов названий животных и их детёнышей. При показе слайдов идёт обсуждение среды обитания животных. При образовании слов барсук – барсучонок и т. д., обращается внимание на чередование согласных в корне слова.  Дети записывают слова названия детёнышей и выделяют суффиксы - ОНОК, - ЁНОК.

Например:

Слайд № 1

Первый щелчок: на мониторе появляется изображение тигра, тигрёнка и слово ТИГР.

- Кто это? (Тигр.) Где живёт тигр? Вспомните сказку про Маугли. Где происходят события? (В джунглях.) В нашей стране Незнайка может встретить тигра? (Может, в тайге Приморского и Хабаровского края - амурский, уссурийский тигр.) Также тигр может жить в сухих саваннах, полупустынях и на голых каменистых сопках.

Второй щелчок:  на мониторе справа выезжает суффикс – ЁНОК -  выделенный красным цветом.

- Ребята, посмотрите, как волшебный суффикс – ЁНОК - превратит взрослого тигра в его детёныша.

Третий щелчок: суффикс – ЁНОК - присоединяется к корню ТИГР, получается слово ТИГРЁНОК,

- Запишите слово ТИГРЁНОК в тетрадь, выделите суффикс.

Аналогичная работа производится с остальными слайдами.

Слайд № 2- (бобр – бобрёнок).

Слайд № 3 – (крот – кротёнок).

Слайд № 4 – (ёж – ежонок).

Слайд № 5 –  (барсук – барсучонок).

Слайд № 6 –  (бурундук – бурундучонок).

Слайд № 7 –  (тюлень – тюленёнок).

Слайд № 8  -  (медведь – медвежонок).

Слайд № 9 –  (лось – лосёнок).

Слайд № 10 – (мышь – мышонок).

Монитор на время выключается.

- Ребята, а всегда ли названия детёнышей животных имеют одинаковый корень с названиями взрослых животных? (на доску вывешивается пособие «Помоги мамам найти своих детей) Назовите взрослое животное, его детёныша и суффикс при помощи которого образовалось слово (у лошади жеребЁНОК, у коровы телЁНОК, у овцы ягнЁНОК, у свиньи поросЁНОК, у собаки щенОК).

 

4. Знакомство с правописанием и значением суффиксов – ИК, - ОК, - К, - ЧИК, - ИЩ. Обогащение словаря уменьшительных и увеличительных форм существительных.

- Ребята, Незнайка будет путешествовать не только по нашей планете. Он собирается посетить сказочную страну гномов и великанов. Давайте научим Незнайку правильно называть предметы в этих странах. Поиграйте с волшебными суффиксами: превратите предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие.

 

Игра- разминка с мячом  «Маленький – большой».

- Я буду бросать вам мяч и называть слова, которые обозначают нормальные предметы по размеру, а вы мне называете слова, которые обозначают маленькие по размеру предметы. А помогут нам в этом волшебные суффиксы – ИК,- ОК, - К,- ЧИК (карточки с суффиксами вывешиваются на доску). Дети встают, выходят из-за парт. Начинается игра с мячом.

- Жил был гном. И был у него не дом, а (домИК); и был у него не стол, а (столИК); не стул, а (стульЧИК); не кровать, а (кроватКа); не нос, а (носИК); не рот, а (ротИК); не глаза, а (глазКи); не лоб, а (лобИК); не рука, а (ручКа); не нога, а (ножКа); и был у него не голос, а (голосОК); не сын, а (сынОК).

-  Теперь превратите нормальные предметы в огромные. А поможет вам в этом волшебный суффикс – ИЩ (карточка с суффиксом вывешивается на доску).

- Жил был великан. И был у него не дом, а (домИЩе); и был у него не стол, а (столИЩе); не стул, а (стулИЩе); не кровать, а (кроватИЩе); не нос, а (носИЩе); не рот, а (ротИЩе); не глаза, а (глазИЩи); не лоб, а (лобИЩе); не рука, а (ручИЩа); не нога, а (ножИЩа); и был у него не голос, а (голосИЩе); не сын, а (сынИЩе).

 

5. Письменная работа в тетрадях.

- Запишите названия предметов, превращая их,  в маленькие и большие. Отметьте суффиксы, которые помогли вам, назовите их (дом, домик, домище; стол, столик, столище и т. д.).

 

6.Знакомство с суффиксами – НИЦ, - ОНК, - ЁНК. Обогащение словаря посуды. Игра «Поможем Незнайке накрыть на стол».

- Ребята, Незнайка пригласил нас в гости. Посмотрите, какой стол накрыл Незнайка.

На доске появляется изображение стола с продуктами (пачка соли, сливочное масло, кастрюля с супом, майонез, пачка с сахаром, огурец, помидор, луковица).

- Вам понравилось,  как Незнайка накрыл стол для вас? (Нет)

- Назовите продукты, которые принёс Незнайка. (Дети называют)

- Что можно приготовить из огурца, помидора и лука? (Салат)

- Давайте поможем Незнайке правильно накрыть на стол и покажем специальную посуду, которая предназначена для этих продуктов. А образовать названия посуды нам помогут волшебные суффиксы – НИЦ, - ОНК, - ЁНК  (изображения суффиксов  вывешиваются на доску).

 

Слайд № 11 

Первый щелчок: на доске появляется изображение стола с посудой (супница, сахарница, солонка, маслёнка, соусник, салатник) и слова (суп, сахар, масло, соль, соус, салат), написанные в столбик.

- Ребята, кто знает название посуды, в которой подают суп? (супница)

Второй щелчок: напротив слова СУП появляется корень СУП.

- Посмотрите, как волшебный суффикс – НИЦ - превратит суп в супницу.

Третий щелчок: к корню СУП справа выезжает суффикс – НИЦ, выделенный красным цветом, и окончание – А. Получается слово СУПНИЦА. Затем появляется стрелка, которая идёт от слова СУПНИЦА к предмету, показывая этот предмет, как он выглядит.

Аналогичная работа проводится с остальными словами.

Четвёртый - пятый щелчок (сахар – сахарница).

Шестой – седьмой щелчок (масло – маслёнка).

Восьмой – девятый щелчок (соль – солонка).

Десятый – одиннадцатый щелчок (соус – соусница).

Двенадцатый – тринадцатый щелчок (салат – салатница).

 

7. Работа на уровне словосочетания.

- Запишите, какие продукты, в какой посуде находятся (сахар в сахарнице, суп в супнице, соль в солонке, масло в маслёнке, соус в соуснице, салат в салатнице).

 - Выделите суффиксы, с помощью которых образованы слова названия посуды.

После записи словосочетаний, компьютер выключается.

 

8. Игра с мячом (сидя за партами).

- Ребята, кто может назвать посуду, название которой произошло от названия продукта? Давайте попробуем вместе. Я буду называть вам продукты, а вы при помощи суффиксов образуйте предметы посуды. (Хлеб – хлебНИЦа, конфеты – конфетНИЦа, пельмени – пельменНИЦа, блины – блинНИЦа, вафли – вафельНИЦа, печенье – печенНИЦа, чай – чайНИЦа).

 

3. Итог занятия. Рефлексия.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что такое суффикс? Где стоит суффикс? Для чего он нужен? Назовите суффиксы, о которых вы узнали. Что они обозначают? Как вы думаете, вам пригодятся эти знания в жизни? Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

Уйдёт тот, кто назовёт суффикс в слове (шкафЧИК, мыльНИЦа, котИЩе, слонЁНОК).

 

Список литературы:

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. - Спб., ИДУМиМ, 1997.

2. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: комплект тетрадей по коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 4.-М.: ООО "АКВАРИУМ-БУК"; Киев: ФГУИППВ, 2004.

3. Баскакина И.В., Лынская М.И. Свистелочка. Логопедические игры. - М.: Айрис-пресс, 2010.

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн