Конспект занятия учителя – логопеда МБОУ "Елизовская средняя школа № 2" Ковалевой Елены Алексеевны с учениками 2 класса, имеющими логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР.
Тема: Образование слов при помощи суффиксов.
Цели и задачи: познакомить детей с суффиксом; учить детей навыкам словообразования при помощи суффиксов с использованием зрительных и тактильных ощущений; закрепить знания о правописании и обозначении суффиксов; закрепить знания детей о частях слова; развивать операции анализа и синтеза слов; развивать фонематическое восприятие, логическое мышление; тренировать в составлении словосочетаний с существительными в форме предложного падежа с предлогом – В -; обогащать словарный запас посредством изучения новых слов, устранять устный аграмматизм.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; схемы обозначения приставки, корня, суффикса; схемы обозначения суффиксов – ОНОК, - ЁНОК, - ИК, - ОК,- К, - ЧИК, - ИЩ, - НИЦ, - ОНК, - ЁНК ; пособие «Помоги мамам найти своих детей» с изображением животных и их детёнышей; конверты с частями слова; изображение Незнайки; изображение стола с продуктами; мяч, ручки и тетради; презентация.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
1. Систематизация знаний. Закрепление материала предыдущего занятия.
-Сядет тот, кто назовёт приставку в слове (выход, приход, переход, вход, заход).
- Что такое приставка? (Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
- Назовите общую часть в словах (Ход.)
- Как она называется? (Корень.) Что такое корень? (Общая часть всех родственных слов.)
На доске висят обозначения корня и приставки.
- Ребята, мы с вами познакомились с корнем, с главной частью слова, в которой заключается его смысл. Изучили приставку, которая помогает образовывать новые слова. А сегодня мы узнаем ещё одну немаловажную часть слова. Давайте, скорее, познакомимся с ней.
- Основная часть.
1.Сообщение новой темы. Знакомство с суффиксом, его положением, значением и обозначением.
- Откройте конверты, достаньте части слова и составьте слова (в конвертах находятся слова, разбитые на части: лист, очек; кот, ик; сад, ик; лес, ник; гриб, ок).
- Какие слова у вас получились?
Котик, садик, листочек, лесник, грибок.
- Выделите корень.
- Прочитайте часть слова, которая стоит после корня (дети называют).
- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется суффиксом.
На доску вывешивается обозначение суффикса.
- Посмотрите, какую шапочку мы будем надевать на наши волшебные суффиксы, которые будут сегодня нам помогать образовывать новые слова.
2. Запись числа, темы занятия.
3. Знакомство с правописанием и значением суффиксов – ОНОК, - ЁНОК. Обогащение словаря животных.
- Ребята, к нам сегодня пришёл гость. Угадайте, кто он?
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,
Как, зовут его? (Незнайка)
На доску вывешивается изображение Незнайки.
- Ребята, вспомните, где живёт Незнайка? (в Цветочном городе)
- Кто обитает в цветах, в траве? (бабочки, пчёлы, комары, кузнечики и т.д.)
- Как назвать их одним словом? (насекомые)
- Незнайка собирается в кругосветное путешествие. Будет ходить по лесам, полям, рекам и морям. Ему будут встречаться разные животные, а он никогда их не видел, и не знает, как их называют. Давайте познакомим Незнайку с животными, а волшебные суффиксы – ОНОК, - ЁНОК (суффиксы вывешиваются на доску) помогут нам превратить животных в их детёнышей (Презентация).
На доске последовательно появляются изображения животных и их детёнышей и слов названий животных и их детёнышей. При показе слайдов идёт обсуждение среды обитания животных. При образовании слов барсук – барсучонок и т. д., обращается внимание на чередование согласных в корне слова. Дети записывают слова названия детёнышей и выделяют суффиксы - ОНОК, - ЁНОК.
Например:
Слайд № 1
Первый щелчок: на мониторе появляется изображение тигра, тигрёнка и слово ТИГР.
- Кто это? (Тигр.) Где живёт тигр? Вспомните сказку про Маугли. Где происходят события? (В джунглях.) В нашей стране Незнайка может встретить тигра? (Может, в тайге Приморского и Хабаровского края - амурский, уссурийский тигр.) Также тигр может жить в сухих саваннах, полупустынях и на голых каменистых сопках.
Второй щелчок: на мониторе справа выезжает суффикс – ЁНОК - выделенный красным цветом.
- Ребята, посмотрите, как волшебный суффикс – ЁНОК - превратит взрослого тигра в его детёныша.
Третий щелчок: суффикс – ЁНОК - присоединяется к корню ТИГР, получается слово ТИГРЁНОК,
- Запишите слово ТИГРЁНОК в тетрадь, выделите суффикс.
Аналогичная работа производится с остальными слайдами.
Слайд № 2- (бобр – бобрёнок).
Слайд № 3 – (крот – кротёнок).
Слайд № 4 – (ёж – ежонок).
Слайд № 5 – (барсук – барсучонок).
Слайд № 6 – (бурундук – бурундучонок).
Слайд № 7 – (тюлень – тюленёнок).
Слайд № 8 - (медведь – медвежонок).
Слайд № 9 – (лось – лосёнок).
Слайд № 10 – (мышь – мышонок).
Монитор на время выключается.
- Ребята, а всегда ли названия детёнышей животных имеют одинаковый корень с названиями взрослых животных? (на доску вывешивается пособие «Помоги мамам найти своих детей) Назовите взрослое животное, его детёныша и суффикс при помощи которого образовалось слово (у лошади жеребЁНОК, у коровы телЁНОК, у овцы ягнЁНОК, у свиньи поросЁНОК, у собаки щенОК).
4. Знакомство с правописанием и значением суффиксов – ИК, - ОК, - К, - ЧИК, - ИЩ. Обогащение словаря уменьшительных и увеличительных форм существительных.
- Ребята, Незнайка будет путешествовать не только по нашей планете. Он собирается посетить сказочную страну гномов и великанов. Давайте научим Незнайку правильно называть предметы в этих странах. Поиграйте с волшебными суффиксами: превратите предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие.
Игра- разминка с мячом «Маленький – большой».
- Я буду бросать вам мяч и называть слова, которые обозначают нормальные предметы по размеру, а вы мне называете слова, которые обозначают маленькие по размеру предметы. А помогут нам в этом волшебные суффиксы – ИК,- ОК, - К,- ЧИК (карточки с суффиксами вывешиваются на доску). Дети встают, выходят из-за парт. Начинается игра с мячом.
- Жил был гном. И был у него не дом, а (домИК); и был у него не стол, а (столИК); не стул, а (стульЧИК); не кровать, а (кроватКа); не нос, а (носИК); не рот, а (ротИК); не глаза, а (глазКи); не лоб, а (лобИК); не рука, а (ручКа); не нога, а (ножКа); и был у него не голос, а (голосОК); не сын, а (сынОК).
- Теперь превратите нормальные предметы в огромные. А поможет вам в этом волшебный суффикс – ИЩ (карточка с суффиксом вывешивается на доску).
- Жил был великан. И был у него не дом, а (домИЩе); и был у него не стол, а (столИЩе); не стул, а (стулИЩе); не кровать, а (кроватИЩе); не нос, а (носИЩе); не рот, а (ротИЩе); не глаза, а (глазИЩи); не лоб, а (лобИЩе); не рука, а (ручИЩа); не нога, а (ножИЩа); и был у него не голос, а (голосИЩе); не сын, а (сынИЩе).
5. Письменная работа в тетрадях.
- Запишите названия предметов, превращая их, в маленькие и большие. Отметьте суффиксы, которые помогли вам, назовите их (дом, домик, домище; стол, столик, столище и т. д.).
6.Знакомство с суффиксами – НИЦ, - ОНК, - ЁНК. Обогащение словаря посуды. Игра «Поможем Незнайке накрыть на стол».
- Ребята, Незнайка пригласил нас в гости. Посмотрите, какой стол накрыл Незнайка.
На доске появляется изображение стола с продуктами (пачка соли, сливочное масло, кастрюля с супом, майонез, пачка с сахаром, огурец, помидор, луковица).
- Вам понравилось, как Незнайка накрыл стол для вас? (Нет)
- Назовите продукты, которые принёс Незнайка. (Дети называют)
- Что можно приготовить из огурца, помидора и лука? (Салат)
- Давайте поможем Незнайке правильно накрыть на стол и покажем специальную посуду, которая предназначена для этих продуктов. А образовать названия посуды нам помогут волшебные суффиксы – НИЦ, - ОНК, - ЁНК (изображения суффиксов вывешиваются на доску).
Слайд № 11
Первый щелчок: на доске появляется изображение стола с посудой (супница, сахарница, солонка, маслёнка, соусник, салатник) и слова (суп, сахар, масло, соль, соус, салат), написанные в столбик.
- Ребята, кто знает название посуды, в которой подают суп? (супница)
Второй щелчок: напротив слова СУП появляется корень СУП.
- Посмотрите, как волшебный суффикс – НИЦ - превратит суп в супницу.
Третий щелчок: к корню СУП справа выезжает суффикс – НИЦ, выделенный красным цветом, и окончание – А. Получается слово СУПНИЦА. Затем появляется стрелка, которая идёт от слова СУПНИЦА к предмету, показывая этот предмет, как он выглядит.
Аналогичная работа проводится с остальными словами.
Четвёртый - пятый щелчок (сахар – сахарница).
Шестой – седьмой щелчок (масло – маслёнка).
Восьмой – девятый щелчок (соль – солонка).
Десятый – одиннадцатый щелчок (соус – соусница).
Двенадцатый – тринадцатый щелчок (салат – салатница).
7. Работа на уровне словосочетания.
- Запишите, какие продукты, в какой посуде находятся (сахар в сахарнице, суп в супнице, соль в солонке, масло в маслёнке, соус в соуснице, салат в салатнице).
- Выделите суффиксы, с помощью которых образованы слова названия посуды.
После записи словосочетаний, компьютер выключается.
8. Игра с мячом (сидя за партами).
- Ребята, кто может назвать посуду, название которой произошло от названия продукта? Давайте попробуем вместе. Я буду называть вам продукты, а вы при помощи суффиксов образуйте предметы посуды. (Хлеб – хлебНИЦа, конфеты – конфетНИЦа, пельмени – пельменНИЦа, блины – блинНИЦа, вафли – вафельНИЦа, печенье – печенНИЦа, чай – чайНИЦа).
3. Итог занятия. Рефлексия.
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что такое суффикс? Где стоит суффикс? Для чего он нужен? Назовите суффиксы, о которых вы узнали. Что они обозначают? Как вы думаете, вам пригодятся эти знания в жизни? Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?
Уйдёт тот, кто назовёт суффикс в слове (шкафЧИК, мыльНИЦа, котИЩе, слонЁНОК).
Список литературы:
1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. - Спб., ИДУМиМ, 1997.
2. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: комплект тетрадей по коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 4.-М.: ООО "АКВАРИУМ-БУК"; Киев: ФГУИППВ, 2004.
3. Баскакина И.В., Лынская М.И. Свистелочка. Логопедические игры. - М.: Айрис-пресс, 2010.
|