сформировать понятие исполнителя алгоритмов, рассмотреть различные виды исполнителей;
привести примеры алгоритмов, регулярно используемых нами в жизни;
формировать знания и умения составления алгоритмов;
Развивающие:
способствовать развитию познавательного интереса;
способствовать повышению творческой активности;
развивать навык самостоятельного изучения нового материала, умения “учиться”;
развивать умение выделять при чтении текста главные мысли;
развивать навыки составления конспекта.
Воспитательные:
способствовать формированию трудолюбия и любознательности, позитивного отношения к изучению нового материала;
способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников.
Знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся в ходе данного урока:
иметь представление об алгоритме как о последовательности действий;
уметь составлять простейшие алгоритмы;
уметь находить и исправлять ошибки в алгоритме;
знать, какие бывают исполнители алгоритмов.
Оборудование:
Компьютеры, презентация.
Проектор, экран.
План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Разминка: решение логической задачи (3 мин.)
Мотивация (1 мин.)
Постановка темы урока (1 мин.)
Новый материал (15 мин.)
Физкультминутка (1 мин.)
Практическая работа (10 мин.)
Закрепление (5-6 мин.)
Постановка домашнего задания (1 мин.)
Подведение итогов (5 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих.
2. Разминка.
Учащимся предлагается задача: как пожарить три котлеты за три минуты, если каждая сторона котлеты жарится по одной минуте, а на сковородку помещается только две котлеты.
(учащимся дается 2 мин)
Решение:
первая минута: жарим две котлеты с одной стороны;
вторая минута: одну котлету переворачиваем, вторую убираем со сковородки, кладем жариться третью котлету;
третья минута: первую (готовую) котлету убираем, кладем вторую (недожаренную с одной стороны) и дожариваем до конца. [5]
3. Мотивация.
Как по-другому назвать слово “план”? Последовательность шагов, инструкция, способ действий. Но существует более “научное” слово – алгоритм. На информатике это важное слово будет применяться очень часто.[5]
4. Постановка темы урока.
Как же мы сформулируем тему урока? алгоритм или алгоритмы – скажут ученики. Учитель соглашается, но немного корректирует тему: «Тема нашего сегодняшнего урока, ребята, будет всё-таки звучать алгоритмы и исполнители». Откройте рабочие тетрадки, запишем число и тему урока.
Учитель должен объяснить цель листочков с заданиями на партах.
Презентация «Алгоритмы и исполнители»
5. Новый материал.
Каждый человек в повседневной жизни, учебе или работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Сложные задачи требуют длительных размышлений, простые и привычные задачи человек решает не задумываясь, автоматически. В большинстве случаев задачи можно разделить на этапы. Давайте рассмотрим пример: (Слайд 2,3,4). Во всех этих примерах кто является исполнителем? Можно сказать, что алгоритм - это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату. Запишем это определение. Приведите примеры из жизни.[1]
У каждого из вас на парте листок с заданиями. Предлагаю вам выполнить Задание №1.
Каждый алгоритм предназначен для определенного исполнителя. Различают формальных и неформальных исполнителей. Формальный исполнитель одну и ту же команду выполняет одинокого. Неформальный может выполнять команду по разному. [3] Рассмотрим пример исполнителя Вычислитель - (Слайд 7). [4] Ответ – 321. Выполните задание №2 на листочке. Ответ – 12121 [6]
6. Физкультминутка.
Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз – прямо.
Круговые движения глаз - от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстрее, потом - как можно медленнее.
Рассмотрим пример исполнителя РОБОТ (Слайд 9). Ответ – 32324. Выполните задание №3. [2]
7. Практическая работа
Учащимся предлагается создать свой алгоритм из повседневной жизни, используя геометрические фигуры в текстовом редакторе MS WORD или Open Document (Слайд 10,11)
В это время учитель может проверить выполнение задания на листочках и огласить результаты в конце урока.
8. Закрепление.
Что такое алгоритм? Кто может быть исполнителем алгоритма? Приведите пример. Кто может выступать в роли формального и неформального исполнителя?
9. Постановка домашнего задания.
Творческое задание пропедевтического характера. Сделать доклад по теме “История слова алгоритм” или “Свойства алгоритмов”. Работу можно оформить в Microsoft Word или в тетрадках.
10. Подведение итогов.
Результаты за самостоятельную работу выставить в дневники.
Список использованной литературы:
Информатика : учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 160 с. : ил.