Деятельность учителя
|
Средства обучения
|
Деятельность учащихся
|
- Организационный момент: - приветствие
- поверка готовности к уроку
- организация внимания
|
2. Проверка домашнего задания
|
Прием «дуэли». Три вопроса – три поединка.
1. Что отличает духовную сферу от других сфер общества?
2. Что включает в себя понятие культуры как достижение человека в преобразовании мира?
3.Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?
|
СЛАЙД 1, карточки с понятиями
(Приложение 1)
|
Пара учащихся у доски отвечает на поставленный вопрос, формулируя по одному предложению последовательно. Предложения должны быть логически связаны между собой. Выигрывает тот, кто закончит позже. Проигравшему достается «лотерея терминов» (выбирает термин на перевернутой карточке и дает определение). В случае затруднений обращаемся к классу
|
Доп. задание: дать определение следующим понятиям (Приложение 1):
Оценивание ответов
|
|
Дают определения, перечисляют
|
3. Постановка темы и задач урока.
|
Учитель предлагает три подсказки о теме занятия:
1. Что связывает эти имена?
|
СЛАЙД 2. (Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой,
Альберт Швейцер, Иммануил Кант)
|
Выдвигают версии на основе предложенных подсказок.
|
2. Какое это правило?
|
СЛАЙД 3.
|
Золотое правило нравственности
|
3. Попробуем определить тему? Давайте проверим:
|
СЛАЙД 4: кроссворд (Приложение 2)
|
Решают кроссворд, работают в паре, определяют выделенное слово:
Определяют тему и задачи урока. Записывают в тетрадь.
|
Итак, тема урока мораль.
Какие задачи нам предстоит решить на уроке?
|
|
1. выяснить что такое "мораль" и "нравственность"
2. охарактеризовать нормы морали
3.научиться отличать добро и зло
|
4. Изучение нового материала
|
Объяснение учителя:
Ученые, изучающие мораль, утверждают, что она в своём содержании элементарна. Великие моралисты сводили основной смысл морали к «золотому правилу». С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в нагорной проповеди Христа. «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
В этих простых на первый взгляд словах душа морали, ее назначение. Мы получаем ясный ответ на вопрос: зачем нужна мораль? Прежде всего, для того, чтобы научить нас, как относится к людям.
|
СЛАЙД 2.
СЛАЙД 3.
|
|
А теперь подумаем, что имеют ввиду, когда произносят слово "мораль"?
с 219-прочитайте, сформулируйте кратко! Запишите в тетрадь
|
§5 учебника "Обществознание" 8 класс:учеб.для общеобразоват. учреждений; под ред. Л.Н.
Боголюбова, Н.И. Городецкой. – М.: Просвещение, 2010.
|
Тезисно записывают определение "морали" в тетрадь
|
C какими правилами поведения мы сталкиваемся в жизни? Это мораль? Чем отличаются нормы права от норм морали?
|
|
Отвечают на вопросы
|
Существует еще одно понятие, которое употребляют со словом мораль. Это слово нравственность. Многие ученые считают, что различий между этими словами нет, что это слова-синонимы. Но почему же все- таки зачастую употребляют оба эти слова вместе, причем в одной фразе? Спрашивают, например: «Как оценить этот поступок с точки зрения морали?»
Сейчас вам предстоит ответить на этот вопрос с помощью учебника и волшебных знаков ( + - ? v): НАПОМНИМ ДРУГ ДРУГУ ЧТО ОНИ ОЗНАЧАЮТ?
|
Схема: + - ? v
Учебник, с. 39.
|
Что нового в тексте?
С чем не согласны?
«Вопросики» где использовали?
(давайте поразмышляем вместе)
Комментированное чтение: с. 39, третий абзац, со слов "некоторые ученые считают". Выясняют, чем мораль отличается от нравственности
|
Так в чем же главное отличие МОРАЛИ от НРАВСТВЕННОСТИ?
Табличку оформите в тетради.
|
рабочая тетрадь с.18, зад 4
|
Оформляют таблицу в рабочей тетради
|
5. Первичное закрепление материала.
|
«Крошка-сын к отцу пришел и спросила Кроха...». Кто автор строк?
|
|
В.В. Маяковский
|
Помогите Крохе разобраться:
в кабинете «спрятались» примеры поступков людей, их необходимо разыскать и разделить в две группы на доске
По какому принципу делили? Что является лишним? (чистить картошку и найти телефон). При каких условиях этот поступок будет нравственным?
|
Карточки (приложение 3)
|
Собирают на доску карточки и классифицируют в два столбика.
Отвечают на вопросы.
|
За долгую историю человечества существовало много разных ценностей и идеалов. Но у людей было и есть то, что сохраняется тысячелетиями. Что бы жить, нужны мир и порядок, образование, техника, наука. Вместе с этими типичными условиями жизни людей из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные нормы, ставшие общечеловеческими духовными ценностями.
|
|
|
Ребята получили индивидуальное дом. задание: представить Зло и Добро в различных формах. У нас появилась уникальная возможность познакомиться с вечными соседями человечества, противоположными по смыслу ценностями.
|
Приложение 4. При затруднении можно предложить учащимся разыграть сценку.
|
Учащиеся демонстрируют результаты опережающего домашнего задания.
|
- Что, по-вашему, сильнее Зло или Добро?
- Можно ли полностью искоренить Зло?
Отчего или от кого полностью зависит, сколько зла будет в жизни?
|
|
Отвечают на вопросы
Делают вывод:
Человек сам решает, как поступать, какое решение принять. Но принимая решение, Человек несет за него ответственность.
|
Анализ ситуации:
О чем говорит эта история?
В лифте рисуют почему?
|
с. 43, §5 учебника "Обществознание" 8 класс:
|
Читают текст учебника, отвечают на вопросы. Делают вывод о вечной борьбе добра и зла
|
6. Подведение итогов
|
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мораль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о морали
|
СЛАЙД 5
|
Составляют предложения, привлекая знания, полученные на уроке
|
7. Домашнее задание
|
Демонстрирует, комментирует, отвечает на вопросы
|
§5,
А) изобразите мораль;
Б) подберите материалы из СМИ о моральном выборе человека
|
Записывают, задают вопросы
|
8. Рефлексия
|
Притча «Яма». Расскажите эту притчу родителям и вместе поразмышляйте над вопросом, чему она учит?
Спасибо за плодотворную работу, прошу оставить магнитик на доске самооценивания
|
доска самооценивания
- темный лес
- очень интересно
-хорошо знаю тему
-
|
|
|
|
|