Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов на уроках русского языка в условиях введения ФГОС ООО при изучении темы «Полные и краткие прилагательные»
Submitted by Мария Григорьевна Шишканова on Sat, 14/11/2015 - 11:42
Пояснительная записка
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков
__
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося
Создание портфолио
Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Какие основные моменты следует учитывать мне как учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
Определение темы учебного материала.
Определение дидактической цели темы.
Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Продумывание структуры урока.
Обеспеченность урока.
Отбор содержания учебного материала.
Выбор методов обучения.
Выбор форм организации педагогической деятельности
Оценка знаний, умений и навыков.
Рефлексия урока.
При отборе электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям:
• соответствие ЭОР:
- целям и задачам урока;
- основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);
- научно-педагогическим требованиям к ЭОР;
- эргономическим требованиям;
• научность и достоверность предоставленной информации.
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволяет мне как учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся УУД;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт;
- обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Полные и краткие имена прилагательные»
Базовый учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5класс
Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»
Метапредметная тема: «знающее незнание»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
Деятельностная – формирование у учащихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение.
Содержательная – формирование представлений о краткой форме имени прилагательного: грамматических особенностях, написании употреблении в речи.
Развивающая – развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.
Приемы ТРКМЧП: «верные и неверные утверждения», «денотантный граф», игра «Корректор»,
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Карта обеспеченности урока:
Раздел (учебный элемент)
Материально-техническое оснащение
Учитель
Ученик
Время
Используемые бумажные источники
Используемые электронные ресурсы
Используемые бумажные источники
Используемые электронные ресурсы
Актуализация знаний
Текст на бумажном носителе по количеству учеников в классе
Текст Приложение 1
2 мин
Проблемное объяснение нового знания
Компьютер с выходом в Интернет, проектор
Интерактивная таблица «Полные и краткие имена прилагательные в предложении»
Интерактивный текст 1 «Найди краткие и полные прилагательные» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/B32AA88E-FC4F-4419-8C16-05FF870E1A7F/view/?path=[RUS67_02-100]_[IM_054].swf
Интерактивный текст 2 «Найди краткие и полные прилагательные» (N 7253) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/B32AA88E-FC4F-4419-8C16-05FF870E1A7F/view/?path=[RUS67_02-100]_[IM_055].swf
3 мин
Первичное закрепление
Текст на бумажном носителе для учителя
Текст Приложение 2
5 мин
Карточки с заданиями по количеству учащихся в классе
Карточки с заданиями
5 мин
Структура и ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1 этап урока – Организационный момент – 2 мин.
Мотивирует учащихся к учебной деятельности
Размышляют, о каком животном идет речь (по его признакам). Узнают интересные факты из жизни животных
Извлечение информации и текста
Вовлекаются в пространственную деятельность на уроке
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем
Самоопределение на уроке, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
2 этап – Актуализация знаний – 7 мин.
Предлагает работу с прилагательными из текста. Дает задание определить части речи подчеркнутых слов, распределить их по признакам.
Используют изученный ранее материал по теме «Имя прилагательное», оформляют таблицу
Извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ
Учатся работать коллективно и в паре. Развивают речь, письмо, память
Формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога
Размышляют, что у них не получилось и почему
Выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения
Прием «Верные и неверные утверждения»
Отмечают верные и неверные по их понятию утверждения.
Анализ информации, выдвижение гипотез
Учатся работать в паре, развивают внимание, логический анализ
Формулирование обоснованного ответа
Размышляют над выбором ответа
Выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения
Предлагает соревнование для пар. Создает проблемную ситуацию. Выводит на рефлексию
Образуют степени сравнения прилагательных. Сталкиваются с трудностью в образовании степени сравнения.
Анализ, построение логической цепи рассуждений
Происходит обсуждение в парах
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве; использование речевых средств для решения коммуникационных задач; достижение согласования общего решения; осознание ответственности за общее дело
Определяется роль каждого
Саморегуляция
3 этап урока – Проблемное объяснение нового знания – 13 мин
Предлагает исследовать прилагательные упражнения учебника. Направляет учащихся определении темы урока и цели их деятельности
Самостоятельно знакомятся с заданием учебника. Используют «старые» знания. Делают выводы по этому виду работы
Анализ, синтез, извлечение из текста необходимой информации, постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний
Слушают высказывания сверстников, объясняют свою позицию
Учет разных мнений, выражение мыслей; аргументация своего мнения
Планируют свою деятельность. Определяют и формулируют тему урока и цель
Саморегуляция
Предлагает ознакомиться мини-исследование интерактивной таблицы «Полные и краткие имена прилагательные» Работа с «денотантным графом»
Размышляют над заданием. Находят пробелы. Работают с информацией, систематизируют ее
Анализ, сравнение, классификация; извлечение информации; использование знаково-символических средств; подведение под понятие; осознанное построение речевого высказывания
Учатся работать в группах: определяют функции каждого члена группы. Учатся слышать мнения сверстников. Выполняют взаимопроверку
Учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего мнения
Планируют свою работу
Контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Предлагает выполнить задания интерактивного теста «Найди краткие и полные имена прилагательные» по вариантам (2 варианта)
Концентрируют свое внимание на задании, размышляют, анализируют, делают вывод по этому виду работы
Выделяют полные и краткие имена прилагательные
Выполняют взаимопроверку
Использование критериев для обоснования своего мнения
Планируют свою работу
Контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Предлагает образовать нераспространенные предложения с краткой формой прилагательных от приведенных слов, проследить, как изменилось ударение
Концентрируют свое внимание на задании, размышляют, анализируют, делают вывод по этому виду работы
Составляют предложения, выделяют ударение, анализируют полученные результаты.
Слушают высказывания сверстников, объясняют свою позицию
Достижение согласования общего решения
Размышляют об изменении ударения, делают вывод о типичной модели ударения в кратких прилагательных
Выполнение учебной деятельности
4 этап урока – Динамическая пауза – 3 мин
Создает игровую ситуацию
Выполнение определенных движений за словами учителя
Выполнение действия по алгоритму
Играют в считалку
Сотрудничество с учителем и сверстниками
5 этап урока – Первичное закрепление – 10 мин
Предлагает игру «Корректор», диалог-ситуацию
Образуют форму краткого прилагательного. Учатся слышать слово. Читают правильные варианты предложений.
Анализ, синтез, сравнение.
В форме коммуникации (в группах, в парах) решают типовые речевые задания.
Использование критериев для обоснования своего суждения; учебное сотрудничество
Выявляют места своих речевых затруднений
Оценка совей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Организует самостоятельную разноуровневую работу
Выполнят предложенные творческие задания с использованием кратких и полных форм прилагательных. Делают выводы по этому виду работы
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, сравнение
Индивидуально решают типовые речевые задания, составляют текст на основе предложенных слов.
Рефлексия способов и условий действий;
Выполняют самостоятельную работу, выбирают варианты решения заданий
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения
6 этап – Итог урока – 5 мин
Организует рефлексию учащихся по вопросам «Итог»
Обращают внимание к записи темы урока и целей. Возвращаются к таблице с верными и неверными утверждениями. Соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. При необходимости корректируют записи. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы Итог
Анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Слушают высказывания одноклассников
Внутренняя оценка деятельности учащихся
Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным «Знаю или не знаю»
Самооценка на основе критерия успешности; самоопределение
Предлагает домашнее задание на выбор, объясняет д/з
Слушают варианты задания на дом
Выбирают вариант задания по сложности
Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме
«Краткие и полные прилагательные»
В пятом классе я строю свою работу, ознакомившись с уровнем сформированности общеучебных умений и навыков пятиклассников. Цель моих уроков – формирование функционально грамотной личности (умение применять полученные знания в любой ситуации, грамотно писать слова с изучаемыми орфограммами).
Модель проблемно-диалогического урока русского языка на данном уроке реализована. Урок прошел успешно. Я ставила целью актуализировать полученные знания и подготовить к открытию нового знания. Моим ученикам удалось сформулировать учебную проблему, после чего она была зафиксирована на доске. Поиск решения осуществлялся в форме диалога учителя с классом. Совместно с учащимися открывались знание о кратких прилагательных. Ученики формулировали правило и сверяли свой результат с определением в учебнике. Формировались интеллектуальные умения (извлекать информацию из текста, сравнивать и группировать факты, делать выводы на основе обобщения знаний). Был разработан алгоритм нахождения краткого прилагательного в предложении. Дети активно выдвигали свои версии. При этом развивались организационные умения (самостоятельно выбирать цель деятельности, составлять план действий, действовать по плану, сверять свои действия с целью), а также коммуникативные умения (объяснять свою позицию, слушать и понимать, принимать точку зрения другого).
На уроке при выполнении упражнений формировалось умение находить краткое прилагательное в предложении и выявлять его синтаксическую роль, применялась технология работы с текстом.
Применение разноуровневых заданий позволило достичь положительных результатов в развитии учебных возможностей всех учащихся, создать ситуацию «успешности» для каждого ребенка. Вместе с тем обеспечило и разные уровни усвоения материала: базовый, эвристический и творческий.
Особое внимание уделялось этапу оценивания. Так как на уроке реализовывалась технология оценивания учебных результатов, отрабатывался алгоритм самооценки.
Была работа с продуктивным заданием (творческое задание).
В конце урока мы вернулись к проблеме, повторяя «как мы ее решили».
На своих уроках я использую те же технологии, что и в начальной школе. У нас соблюдается преемственность содержательная, методическая, психологическая.
Заключение.
Таким образом, главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Главная методическая цель достигается следующими путями:
· Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
· Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
· Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
· Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
· Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
· Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Заметно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.
Список литературы.
Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 05.03.2004 N 9-ФЗ, от 30.06.2004 N 61-ФЗ, от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.07.2005 N 92-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 16.03.2006 N 42-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 28.12.2006 N 242-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 01.12.2007), от 06.01.2007 N 1-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 01.12.2007 N 307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 180-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ, от 10.02.2009 N 18-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ, от 17.07.2009 N 148-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ, от 17.12.2009 N 321-ФЗ, от 21.12.2009 N 329-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 17.06.2010 N 121-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 08.12.2010 N 337-ФЗ, от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 29.12.2010 N 439-ФЗ, от 02.02.2011 N 2-ФЗ, от 03.06.2011 N 121-ФЗ, от 16.06.2011 N 144-ФЗ, от 17.06.2011 N 145-ФЗ,от 27.06.2011 N 160-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 08.11.2011 N 310-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2011 N 385-ФЗ, от 28.02.2012 N 10-ФЗ, от 28.02.2012 N 11-ФЗ, от 01.04.2012 N 25-ФЗ, от 10.07.2012 N 111-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 17.12.2009 N 313-ФЗ).
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 189;
Дронов В. Учебно-методическое обеспечение: переход к новым формам // http://prosvpress.ru/2012/05/uchebno-metodicheskoe-obespechenie/
Лонгвинова И.М., Копотеева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. - №12 – 2011г.
Лонгвинова И.М., Копотеева Г.Л. Повышение профессионального мастерства педагогов в ходе разработки основной образовательной программы школы и введения ФГОС // http://fgos.isiorao.ru/upload/FGOS/Logvinova_Kopoteva_9.2011.pdf
Феденко Л.Н. Об особенностях введения ФГОС основного общего образования // http://prosvpress.ru/2012/04/fgos-oo/
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС // Управление начальной школой - №8 – 2011г.
Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС // http://www.menobr.ru/materials/19/37639/