Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сценарий урока литературного чтения по теме: Сказки народов России о семье. Русская народная сказка «Белая уточка».

Submitted by Татьяна Александровна Чернова on Wed, 11/11/2015 - 11:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чернова Татьяна Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ Собинского района СОШ№4 г.Собинки, Владимирской области,

учитель начальных классов

Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

Цель урока: Формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя через включение в технологию РКМЧП (учебная стратегия: чтение с остановками, методические приемы: кластер, дерево предсказаний, корзина идей) учащихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме «Сказки народов России о семье».

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК – «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Учебник – Литературное чтение 2 класс, автор Л.А.Ефросинина

Используемое оборудование: 

интерактивная доска, раздаточный материалл

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
<p>урок в технологии РКМЧП</p>

Урок литературного чтения.

УМК: Начальная школа 21 века под редакцией Н.Ф.Виноградовой

            Учебник «Литературное чтение 2 класс»,

             автор Л.А.Ефросинина

Тип урока: урок в технологии РКМЧП

Тема: Сказки народов России о семье.

           Русская народная сказка «Белая уточка».

Цель урока: Формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя через включение в технологию РКМЧП (учебная стратегия: чтение с остановками, методические приемы: кластер, дерево предсказаний, корзина идей) учащихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме «Сказки народов России о семье».

Учебные задачи:

  1. Направленные на достижение личностных результатов в обучении:
    • Воспитание уважения к семейным ценностям, традициям, доброго и бережного отношения к членам семьи;
    • Воспитание интереса к литературному творчеству и урокам литературного чтения;
    • Формирование умения оценивать поступки героев с позиции морально-этических норм;
    • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою работу.
  2. Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
    • Формирование умения работать в парах, группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и исполнять их в соответствии с инструкцией;
    • Развитие умения работать в подготовленной предметно-развивающей информационной среде;
    • Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, высказывать и аргументировать свою точку зрения;
    • Развитие умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы группы и свои собственные достижения;
  3. Направленные на достижение предметных результатов обучения:
    • Совершенствование навыков чтения (осознанного, выразительного, беглого);
    • Формирование глубокого понимания смысла художественного произведения, умения давать характеристику героям, оценку их поступкам;
    • Освоение учебных стратегий и методических приёмов в технологии РКМЧП: «Кластер», «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Сценарий урока литературного чтения по теме:

Сказки народов России о семье.

Русская народная сказка «Белая уточка».

 

1.Вызов

1) Организационно-мотивационный компонент

 

Настроение у нас отличное, (показывают условный знак)
А улыбки – дело привычное, (улыбнулись друг другу)
Пожелаем, друг другу добра, (хлопнули в ладошки друг друга)
Ведь урок начинать нам пора. (тихо сели)

 

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

 

2) Актуализация имеющегося опыта. Целеполагание.

- К какому уроку приготовились?

-Чем бы вы хотели заняться сегодня на уроке?

-С каким разделом продолжим знакомиться?

-Работать на уроке вы будете в группах-командах, а поможет нам игра «Члены семьи». Вы выберете карточку, на которой написана семейная роль и пиктограмма семьи. По этим признакам вы создаёте свою семью, стараясь сделать это как можно быстрее. Как только все будут в сборе, вы берётесь за руки и поднимаете их вверх.

 

-Каждая пиктограмма обозначает род деятельности – кем вы будете сегодня на уроке.

  Команда - семья «Режиссёры»

Команда - семья «Актёры»

Команда - семья «Художники»

Команда - семья «Писатели»

Команда - семья «Программисты»

- Обозначим правила работы в команде.

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам
  2. Один говорит, а остальные слушают,
  3. Говорите коротко, ясно
  4. Поддерживайте друг друга, несмотря на разногласия.
  5. Каждая версия обсуждается в группе,
  6. Группа вырабатывает общее решение
  7. Выступать от имени группы почетно

- Вспомните авторов и их произведения о семье. ( Графическая систематизация материала – работа с кластером в группе на карточке, проверка – заполнение кластера на доске)

 

Татарская народная сказка «Три сестры»

Сказки

 

Колыбельные песни

 

Пословицы

 

Фольклорные (народные) произведения

 

Авторы произведений о семье

 

Е.Пермяк

«Случай с  кошельком»

 

В.Осеева

«Сыновья»

 

Л.Н.Толстой

«Отец и сыновья»

«Лучше всех»

 

Л. Воронкова

«Катин подарок»

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
   
 

 

 

 

 

 

 

 

- Вспомните, о ком мы читали вчера?

- О чём это произведение?

-Можно ли эту семью назвать счастливой, дружной?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

-Мы сумеем ответить на вопрос:

 
 

Какую семью можно назвать счастливой?

 

 

 

 

 

- Какие же задачи поставим перед собой на этом уроке? Соберём «Корзину идей»

   
 

Узнавать

 
 

Учиться

 
 

Развивать

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Осмысление (стратегия «Чтение с остановками»)

1)Личный опыт знакомства с книгой

Мы сегодня будем читать сказку. Когда я была такой, как вы, и мне было 8 лет, я очень любила смотреть диафильмы. Это плёнка, на которой помещены кадры-картинки с текстом. И вот на одном из таких просмотров я познакомилась с удивительной русской народной сказкой «Белая уточка».

2) Обсуждение названия произведения

-Как вы думаете, почему именно так называется сказка?

-Что может произойти в сказке с таким названием?

3) Чтение с остановками

-Текст мы будем читать с остановками, будем думать, рассуждать, отвечать на вопросы.

1 остановка

  • Кто главные герои сказки?
  • Почему князю и княжне пришлось расстаться?
  • Какой наказ дал князь своей жене? Каким он был?
  • Как вы думаете, зачем женщина позвала княжну погулять?
  • Предположите, согласиться ли княжна?

-Значение, каких слов непонятно? Где можем узнать лексическое значение слова? Я выписала вам толкование слов:

Заповедовать…

Не ватажиться…

Худые речи…

Размыкать тоску…

2 остановка

  • Что произошло с главной героиней?
  • Почему это с ней случилось? Какая княжна, охарактеризуйте?
  • Зачем ведьма превратила княжну в белую уточку?

-Попробуйте предположить,  как будут дальше разворачиваться события?

Дерево предсказаний

3 остановка

  • Какие чувства испытали, читая этот отрывок?
  • Легко ли жилось белой уточке?
  • О чём беспокоилась уточка? О чём просила своих детей?
  • Случалось ли в вашей жизни нарушать запреты своих родителей?
  • Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке?
  • Почему его назвали Заморышек?

Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Поэтому Заморышек – особый ребёнок.

  • Сумеет ли белая уточка помочь своим деткам?

4 остановка

  • Сбылись ли наши предсказания?
  • Как повела себя мать?
  • Как она называет своих деток? Почему?
  • Какой матерью мы видим княгиню?

Понравилось ли читать эту сказку? Какая это сказка: бытовая, волшебная или о животных? Докажите.

О какой семье идет речь в этой сказке?

Что помогло князю и княгине справиться с бедой?

 

 

3.Рефлексия

1) Работа в группах над осмыслением содержания сказки.

 Чтобы глубже разобраться в сказке, в её содержание, поработаем в командах.

Команда - семья «Художники»

Найдите в тексте отрывки, подходящие к иллюстрациям. Прочитайте их друг другу. Составьте кадры диафильма. Обсудите с товарищами, можно ли назвать семью князя дружной? Почему?

 

Команда - семья «Актёры»

Подготовьте выразительное чтение эпизода по ролям. Распределите роли, обсудите, в каком темпе и с какой интонацией будете читать, пользуйтесь памяткой.

 

Команда - семья «Программисты»

Составить план-схему сказки с «заменителями» героев.

               
    Овал: В
  Овал: К   Овал: К     Овал: У
 

 

 

- Князь                  - Княгиня                   - Ведьма                  - Белая уточка

 

 

Овал: Р. 

 

               - Ребятки

 

 

Команда - семья «Писатели»

Обсудите в группе, кто из героев сказки является положительным, а кто отрицательным. Соедини стрелками героя и качество, которым этот герой обладает.

 

 

Князь

Любящий

Смелый

Хитрый

Весёлый

 

Ведьма

 

Злой

Заботливый

Не послушный

Внимательный

Преданный

 

 

Княгиня

Любопытный

Доверчивый

Шаловливый

Отважный

Добрый

Коварный

Жестокий

 

Ребятки

 

 

 Команда - семья «Режиссёры»

Соедините начало пословиц с продолжением:

  1. На что и клад..(когда в семье лад).
  2. Где любовь и совет…(там горя нет)
  3. Вся семья вместе…(так и душа на месте)
  4. Кто мать и отца почитает…(тот вовеки не погибает)
  5. Материнская молитва…(со дна моря достаёт)
  6. Нет милее дружка…(чем родная матушка)

Обсудите с товарищами, какая пословица подходит к этой сказке. Какой пословицей можно заменить заголовок сказки.

2) Отчет групп о проделанной работе.

- Как оцените свою работу?

-Что получилось? С какими трудностями столкнулись?

 3) Рефлексивно – оценочная деятельность.

-Вспомните, какой вопрос мы поставили вначале урока?

 -Семья - это родной дом (открывается картинка дома), а символ семьи – это ромашка. Посадим ромашки вокруг дома.

-Какую семью можно назвать счастливой? (Дети называют признаки. Учитель приклеивает ромашки, на которых написаны слова: взаимопонимание, доверие, радость, уважение, любовь, помощь, мир, добро, дружба, защита)

- Молодцы! Вы сделали великое открытие!

-Ребята, многое в семье зависит и от вас, детей. Вы же не всегда слушаете своих родителей, выполняете их просьбы. Постарайтесь понять своих родных. Они хотят вам счастья. Все родители хотят гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас. Мы с вами одна школьная семья и в отношениях между нами тоже должно быть взаимопонимание, доброта, помощь, дружба. И тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и с радостью будем спешить встретиться друг с другом.

Чтение стихотворения подготовленными учениками.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

 

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле?

-Исполнились ли ваши желания, о которых говорили вначале урока?

-Что будем делать завтра на уроке литературного чтения?

-Урок подошёл к концу, и вам осталось лишь заполнить листы самооценки.

4) Домашнее задание (По выбору)

1.Подготовить рассказ о своей семье

2.Перечитать сказку «Белая уточка». Подготовить пересказ от имени уточки.

Я благодарю вас за работу!

Прикрепленный файл Size
урок.zip 1.01 MB
приложение.zip 745.38 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн