Сценарий урока литературного чтения по теме: Сказки народов России о семье. Русская народная сказка «Белая уточка».
Submitted by Татьяна Александровна Чернова on Wed, 11/11/2015 - 11:59
Урок литературного чтения.
УМК: Начальная школа 21 века под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Учебник «Литературное чтение 2 класс»,
автор Л.А.Ефросинина
Тип урока: урок в технологии РКМЧП
Тема: Сказки народов России о семье.
Русская народная сказка «Белая уточка».
Цель урока: Формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя через включение в технологию РКМЧП (учебная стратегия: чтение с остановками, методические приемы: кластер, дерево предсказаний, корзина идей) учащихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме «Сказки народов России о семье».
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов в обучении:
Воспитание уважения к семейным ценностям, традициям, доброго и бережного отношения к членам семьи;
Воспитание интереса к литературному творчеству и урокам литературного чтения;
Формирование умения оценивать поступки героев с позиции морально-этических норм;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою работу.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Формирование умения работать в парах, группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и исполнять их в соответствии с инструкцией;
Развитие умения работать в подготовленной предметно-развивающей информационной среде;
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, высказывать и аргументировать свою точку зрения;
Развитие умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы группы и свои собственные достижения;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Формирование глубокого понимания смысла художественного произведения, умения давать характеристику героям, оценку их поступкам;
Освоение учебных стратегий и методических приёмов в технологии РКМЧП: «Кластер», «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний».
Сценарий урока литературного чтения по теме:
Сказки народов России о семье.
Русская народная сказка «Белая уточка».
1.Вызов
1) Организационно-мотивационный компонент
Настроение у нас отличное, (показывают условный знак)
А улыбки – дело привычное, (улыбнулись друг другу)
Пожелаем, друг другу добра, (хлопнули в ладошки друг друга)
Ведь урок начинать нам пора. (тихо сели)
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»
2) Актуализация имеющегося опыта. Целеполагание.
- К какому уроку приготовились?
-Чем бы вы хотели заняться сегодня на уроке?
-С каким разделом продолжим знакомиться?
-Работать на уроке вы будете в группах-командах, а поможет нам игра «Члены семьи». Вы выберете карточку, на которой написана семейная роль и пиктограмма семьи. По этим признакам вы создаёте свою семью, стараясь сделать это как можно быстрее. Как только все будут в сборе, вы берётесь за руки и поднимаете их вверх.
-Каждая пиктограмма обозначает род деятельности – кем вы будете сегодня на уроке.
Команда - семья «Режиссёры»
Команда - семья «Актёры»
Команда - семья «Художники»
Команда - семья «Писатели»
Команда - семья «Программисты»
- Обозначим правила работы в команде.
Будь добросовестным по отношению к товарищам
Один говорит, а остальные слушают,
Говорите коротко, ясно
Поддерживайте друг друга, несмотря на разногласия.
Каждая версия обсуждается в группе,
Группа вырабатывает общее решение
Выступать от имени группы почетно
- Вспомните авторов и их произведения о семье. ( Графическая систематизация материала – работа с кластером в группе на карточке, проверка – заполнение кластера на доске)
Татарская народная сказка «Три сестры»
Сказки
Колыбельные песни
Пословицы
Фольклорные (народные) произведения
Авторы произведений о семье
Е.Пермяк
«Случай с кошельком»
В.Осеева
«Сыновья»
Л.Н.Толстой
«Отец и сыновья»
«Лучше всех»
Л. Воронкова
«Катин подарок»
- Вспомните, о ком мы читали вчера?
- О чём это произведение?
-Можно ли эту семью назвать счастливой, дружной?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
-Мы сумеем ответить на вопрос:
Какую семью можно назвать счастливой?
- Какие же задачи поставим перед собой на этом уроке? Соберём «Корзину идей»
Узнавать
Учиться
Развивать
2.Осмысление (стратегия «Чтение с остановками»)
1)Личный опыт знакомства с книгой
Мы сегодня будем читать сказку. Когда я была такой, как вы, и мне было 8 лет, я очень любила смотреть диафильмы. Это плёнка, на которой помещены кадры-картинки с текстом. И вот на одном из таких просмотров я познакомилась с удивительной русской народной сказкой «Белая уточка».
2) Обсуждение названия произведения
-Как вы думаете, почему именно так называется сказка?
-Что может произойти в сказке с таким названием?
3) Чтение с остановками
-Текст мы будем читать с остановками, будем думать, рассуждать, отвечать на вопросы.
1 остановка
Кто главные герои сказки?
Почему князю и княжне пришлось расстаться?
Какой наказ дал князь своей жене? Каким он был?
Как вы думаете, зачем женщина позвала княжну погулять?
Предположите, согласиться ли княжна?
-Значение, каких слов непонятно? Где можем узнать лексическое значение слова? Я выписала вам толкование слов:
Заповедовать…
Не ватажиться…
Худые речи…
Размыкать тоску…
2 остановка
Что произошло с главной героиней?
Почему это с ней случилось? Какая княжна, охарактеризуйте?
Зачем ведьма превратила княжну в белую уточку?
-Попробуйте предположить, как будут дальше разворачиваться события?
Дерево предсказаний
3 остановка
Какие чувства испытали, читая этот отрывок?
Легко ли жилось белой уточке?
О чём беспокоилась уточка? О чём просила своих детей?
Случалось ли в вашей жизни нарушать запреты своих родителей?
Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке?
Почему его назвали Заморышек?
Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Поэтому Заморышек – особый ребёнок.
Сумеет ли белая уточка помочь своим деткам?
4 остановка
Сбылись ли наши предсказания?
Как повела себя мать?
Как она называет своих деток? Почему?
Какой матерью мы видим княгиню?
Понравилось ли читать эту сказку? Какая это сказка: бытовая, волшебная или о животных? Докажите.
О какой семье идет речь в этой сказке?
Что помогло князю и княгине справиться с бедой?
3.Рефлексия
1) Работа в группах над осмыслением содержания сказки.
Чтобы глубже разобраться в сказке, в её содержание, поработаем в командах.
Команда - семья «Художники»
Найдите в тексте отрывки, подходящие к иллюстрациям. Прочитайте их друг другу. Составьте кадры диафильма. Обсудите с товарищами, можно ли назвать семью князя дружной? Почему?
Команда - семья «Актёры»
Подготовьте выразительное чтение эпизода по ролям. Распределите роли, обсудите, в каком темпе и с какой интонацией будете читать, пользуйтесь памяткой.
Команда - семья «Программисты»
Составить план-схему сказки с «заменителями» героев.
- Князь - Княгиня - Ведьма - Белая уточка
- Ребятки
Команда - семья «Писатели»
Обсудите в группе, кто из героев сказки является положительным, а кто отрицательным. Соедини стрелками героя и качество, которым этот герой обладает.
Князь
Любящий
Смелый
Хитрый
Весёлый
Ведьма
Злой
Заботливый
Не послушный
Внимательный
Преданный
Княгиня
Любопытный
Доверчивый
Шаловливый
Отважный
Добрый
Коварный
Жестокий
Ребятки
Команда - семья «Режиссёры»
Соедините начало пословиц с продолжением:
На что и клад..(когда в семье лад).
Где любовь и совет…(там горя нет)
Вся семья вместе…(так и душа на месте)
Кто мать и отца почитает…(тот вовеки не погибает)
Материнская молитва…(со дна моря достаёт)
Нет милее дружка…(чем родная матушка)
Обсудите с товарищами, какая пословица подходит к этой сказке. Какой пословицей можно заменить заголовок сказки.
2) Отчет групп о проделанной работе.
- Как оцените свою работу?
-Что получилось? С какими трудностями столкнулись?
3) Рефлексивно – оценочная деятельность.
-Вспомните, какой вопрос мы поставили вначале урока?
-Семья - это родной дом (открывается картинка дома), а символ семьи – это ромашка. Посадим ромашки вокруг дома.
-Какую семью можно назвать счастливой? (Дети называют признаки. Учитель приклеивает ромашки, на которых написаны слова: взаимопонимание, доверие, радость, уважение, любовь, помощь, мир, добро, дружба, защита)
- Молодцы! Вы сделали великое открытие!
-Ребята, многое в семье зависит и от вас, детей. Вы же не всегда слушаете своих родителей, выполняете их просьбы. Постарайтесь понять своих родных. Они хотят вам счастья. Все родители хотят гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас. Мы с вами одна школьная семья и в отношениях между нами тоже должно быть взаимопонимание, доброта, помощь, дружба. И тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и с радостью будем спешить встретиться друг с другом.
Чтение стихотворения подготовленными учениками.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
-Исполнились ли ваши желания, о которых говорили вначале урока?
-Что будем делать завтра на уроке литературного чтения?
-Урок подошёл к концу, и вам осталось лишь заполнить листы самооценки.
4) Домашнее задание (По выбору)
1.Подготовить рассказ о своей семье
2.Перечитать сказку «Белая уточка». Подготовить пересказ от имени уточки.