Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Цветы чужого сада» (Восприятие мира через японскую поэзию)

Submitted by Светлана Александровна Мучкина on Tue, 03/11/2015 - 23:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мучкина С.А.
Место работы, должность: 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ Г.КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА «ДАРОВАНИЕ»

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цели урока: сформировать представление обучающихся о Японии, её природных особенностях, традициях и обычаях; познакомить с японским лирическим стихотворением.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

политическая карта Зарубежной Азии, физическая карта Евразии, “Строение земной коры”, климатические карты, “Плотность населения и народы”, презентация о Японии, специальные рабочие карты, буклеты, стихотворения - хокку, бумага для оригами, цветы для икебан

 

Используемые ЦОР: 

презентация, видеофильм

Краткое описание: 
<p>Разговор пойдёт о Японии. Изучим её географическое положение, особенности природы, население, хозяйство, узнаем о некоторых традициях и обычаях японцев.&nbsp;<span style="line-height:1.6">Познакомимся с культурой Японии и одним из жанров японской литературы, лирическим стихотворением </span><em style="line-height:1.6">хокку</em><span style="line-height:1.6">.</span></p> <p>Японская культура довольно часто причисляется к &laquo;закрытым&raquo; культурам. Не сразу, не с первого знакомства открываются европейцу своеобразие японской эстетики, непривычное очарование японских обычаев и красота памятников японского искусства.<span style="line-height:1.6">Мы словно попадём в сад, где всё красиво, но и неизвестно, чуждо нам. Японская поэзия поможет нам разглядеть эту красоту и понять её.&nbsp;</span></p>

Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

(Урок-путешествие)

Учитель: Мучкина С.А.

Предмет: Литература

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить с творчеством Н.А.Некрасова;

провести анализ стихотворения «Крестьянские дети»;

Задачи:

1.    проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;

2.    развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;

3.    воспитывать доброту, чуткость, сострадание, милосердие, повышать интерес к творчеству Некрасова.

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова; картина Перова «Тройка»; картина Маковского «Игра в бабки»; карта путешествия; презентация по биографии Некрасова; грамзапись стихотворения «Крестьянские дети»; карточки с понятиями, диск с фонограммой песни А.Пугачевой «Куда уходит детство».

Ход урока

1.             Орг. момент

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем работать со стихотворением Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Поработаем с текстом этого произведения, выявим особенности его построения и попытаемся раскрыть отношение автора к крестьянским детям.

2.             Индукция

Для начала предлагаю послушать песню в исполнении Горшениной Лены.

- О чём эта песня? (о детстве)

- Как она связана с темой урока? (В стихотворении «Крестьянские дети» ведущей выступает тема детства)

  1. Определение темы и целей урока

“Крестьянские дети” – одно из любимых стихотворений Н.А.Некрасова, и занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем России.

Стихотворение внешне являет собой идиллию — “описание мирных бытовых картин, безмятежной жизни крестьян”.

Сегодня на уроке мы с вами немного попутешествуем. Каждый из вас возьмёт на себя определённую роль, от которой зависит успех всего путешествия.

  1. Анализ произведения

Пристань село Грешнево Ярославской губернии

Итак, мы находимся в родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля. (слайд) Сейчас здесь располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века.

Ролевая игра Слово экскурсоводам. Расскажите, что вам известно о детстве поэта, о его матери, об отношении мальчика с крестьянскими ребятишками, о его любимых занятиях и увлечениях.

Выступления учащихся

Учащийся 1. Детство Некрасова прошло в имении отца Грешнево, недалеко от Ярославля. Отец был очень крутого нрава. Он не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось мужикам и матери поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она не раз защищала сына и простых людей. Всё это очень сильно волновало будущего поэта.

Учащийся 2. В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят.

Учащийся 3. Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети».

Все стихотворение Н. А. Некрасова проникнуто “обаянием поэзии детства”, которое рождает надежды на лучшее будущее русских детей!

Пристань Рассуждений

С чего начинается стихотворение? (Рассказчик повествует о случае, который произошёл с ним на охоте.)

(выразительное чтение).

- Как определить, что автор доволен ночлегом?

(радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей).

- С каким чувством автор описывает детей?

(растроган, нежность наполняет его, умиление.)

- Какие слова использует для их описания?

(Я детского глаза люблю выраженье...

Словарная работа

Вирши – стихотворения.

Вереница – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим.

Кинулись прочь - убежали.

Мякина - остатки колосьев.

- Как вы понимаете выражение «коснулось души умиленье»?

Автор начинает рассказ о главных героях — 9 ребятах. (слайд) У каждого свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный. Но все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение.

Чтение по ролям отрывка (шёпот крестьянских детей)

- Какую оценку дали крестьянские детишки охотнику? - Каким он им показался?

 (-Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю...

- Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх)

- Поэт слышит их разговор, но не обижается. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей части, где проявляется особенно ярко восхищение и умиление Некрасова крестьянскими детьми.

Выразительное чтение

— Почему автор называет крестьянских детей “милые плуты”?

(Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нём нет злого умысла.)

- Почему рассказ о встрече с ребятами поэт прерывает своими воспоминаниями?

— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? (Раньше не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и дорога была единственным способом узнать о мире, о жизни)

Главная тема произведения — поэзия деревенского детства — прерывается на миг рассказом о Ванюше. Прочитайте, как Ванюша радуется труду. (слайд)

— Почему труд оборачивается к Ванюше сначала “нарядной своей стороной”?

(Под “нарядной стороной труда” автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы; от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребёнок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почётом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд — не тягость, не наказание, а радость).

- Как вы понимаете выражение

             «обернуть мы обязаны кстати другой стороною медаль»?

Пристань Здоровья

Физкультминутка

Звучит музыка

Волны плещут в океане. (дети машут руками, изображая волны)

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем. (Ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке (Наклоны)

И сжимаем в кулачке. (Дети сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать. (Приседания)

Сядем дружно на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты)

Пристань  юных театралов  (слайд)

- Какой сценой заканчиваются воспоминания героя?

Словарная работа

Чинный – важный.

С ноготок – очень маленький.

 Инсценировка отрывка (слайд)

- О чем говорит описание его внешнего вида?

(Вид у него грозный, он не идет, а «шествует важно», чрезмерно серьезен.

Одежда ему велика, видно, отцовская. Он очень много работает. Честь и хвала ему за это! Автор рассказывает о Власе с восхищением и любовью, называет его «парнище», «мужичок», «малюточка»).

В подтверждение сказанному, прочитаем строки, в которых выражена авторская позиция.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто всё это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь –

Всё, всё настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы…

NB! Cтихотворение «Крестьянские дети» - это произведение о тяжелом детстве крестьянских ребятишек, об их жизни, труде. Но поэт изобразил своих любимцев всесторонне, многопланово, сумел показать больше хороших моментов в их жизни. Так как относился к ним с сердечной теплотой и любовью, беспокоился за их судьбу.

Проделанная работа позволяет увидеть, что всё стихотворение делится на две большие части: светлую, “нарядную” сторону жизни и трудную, тяжёлую сторону.

Светлая сторона: 1–6-й отрывки.

Трудная сторона: 7–8-й отрывки.

Девятый отрывок — кульминационное обращение к детям.

Пристань Живописи

В нашей картинной галерее две репродукции известных художников.

Картина Василия Григорьевича Перова «Тройка».

- В чем схожесть со стихотворением «Крестьянские дети»?

Картина Владимира Егоровича Маковского «Игра в бабки».

- Чем эта картина перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети»?

Художник «как и поэт» с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего, бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художников к крестьянским детям, о том, что они видели в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей. В этом близость картины со стихотворением, которая проникнута любовью к детям.

 

Наше путешествие медленно приближается к своему завершению. Последняя наша остановка

Пристань Творчества

Своеобразным «трапом» для перехода из 19 в 21 век, я думаю, станет для вас стихотворение собственного сочинения «Мир, в котором я живу»

Чтение наизусть

Мир, в котором я живу.                                  Я хочу достать звезду,

Полон красок и цветов,                                   Яркую такую,

Песен птиц и ручейков.                                   Чтобы жизнь она мою

А еще вместились в нем                                   Сделала счастливою.

Мама, папа и сестричка,                                  Я хочу дарить добро,

Мой родной любимый дом,                            Светлое такое.

Где живем мы вчетвером                                Чтобы было на Земле

.Чтобы мир мой сохранить,                            Счастье неземное.

Нужно дружно-дружно жить.                         Я хочу найти любовь,

                                                                          Крепкую такую,

                                                                          Чтобы жизнь моя была,

                                                                           Как весна, красивою.

  1. Обобщение

Я думаю, что вы из сегодняшнего путешествия поняли главное, что надо в любом возрасте оставаться человеком, быть добрым, чутким, уважительным, много работать над собой, всегда достигать своей цели и жить по совести.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Благодарю вас, ребята, за активное участие на уроке. Вы порадовали меня своими ответами и добросовестно подготовили свои индивидуальные домашние задания.

  1. Домашнее задание.

 Выучить наизусть отрывок «Мужичок с ноготок».


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн