«Цветы чужого сада» (Восприятие мира через японскую поэзию)
Submitted by Светлана Александровна Мучкина on Tue, 03/11/2015 - 23:16
Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
(Урок-путешествие)
Учитель: Мучкина С.А.
Предмет: Литература
Класс: 6
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить с творчеством Н.А.Некрасова;
провести анализ стихотворения «Крестьянские дети»;
Задачи:
1. проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;
2. развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;
3. воспитывать доброту, чуткость, сострадание, милосердие, повышать интерес к творчеству Некрасова.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова; картина Перова «Тройка»; картина Маковского «Игра в бабки»; карта путешествия; презентация по биографии Некрасова; грамзапись стихотворения «Крестьянские дети»; карточки с понятиями, диск с фонограммой песни А.Пугачевой «Куда уходит детство».
Ход урока
1. Орг. момент
Сегодня у нас необычный урок. Мы будем работать со стихотворением Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Поработаем с текстом этого произведения, выявим особенности его построения и попытаемся раскрыть отношение автора к крестьянским детям.
2. Индукция
Для начала предлагаю послушать песню в исполнении Горшениной Лены.
- О чём эта песня? (о детстве)
- Как она связана с темой урока? (В стихотворении «Крестьянские дети» ведущей выступает тема детства)
Определение темы и целей урока
“Крестьянские дети” – одно из любимых стихотворений Н.А.Некрасова, и занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем России.
Стихотворение внешне являет собой идиллию — “описание мирных бытовых картин, безмятежной жизни крестьян”.
Сегодня на уроке мы с вами немного попутешествуем. Каждый из вас возьмёт на себя определённую роль, от которой зависит успех всего путешествия.
Анализ произведения
Пристань село Грешнево Ярославской губернии
Итак, мы находимся в родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля. (слайд) Сейчас здесь располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века.
Ролевая игра Слово экскурсоводам. Расскажите, что вам известно о детстве поэта, о его матери, об отношении мальчика с крестьянскими ребятишками, о его любимых занятиях и увлечениях.
Выступления учащихся
Учащийся 1. Детство Некрасова прошло в имении отца Грешнево, недалеко от Ярославля. Отец был очень крутого нрава. Он не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось мужикам и матери поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она не раз защищала сына и простых людей. Всё это очень сильно волновало будущего поэта.
Учащийся 2. В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят.
Учащийся 3. Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети».
Все стихотворение Н. А. Некрасова проникнуто “обаянием поэзии детства”, которое рождает надежды на лучшее будущее русских детей!
Пристань Рассуждений
— С чего начинается стихотворение?(Рассказчик повествует о случае, который произошёл с ним на охоте.)
Вереница – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим.
Кинулись прочь - убежали.
Мякина - остатки колосьев.
- Как вы понимаете выражение«коснулось души умиленье»?
Автор начинает рассказ о главных героях — 9 ребятах. (слайд) У каждого свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный. Но все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение.
Чтение по ролям отрывка (шёпот крестьянских детей)
- Какую оценку дали крестьянские детишки охотнику?- Каким он им показался?
(-Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю...
- Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх)
- Поэт слышит их разговор, но не обижается. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей части, где проявляется особенно ярко восхищение и умиление Некрасова крестьянскими детьми.
Выразительное чтение
— Почему автор называет крестьянских детей “милые плуты”?
(Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нём нет злого умысла.)
- Почему рассказ о встрече с ребятами поэт прерывает своими воспоминаниями?
— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? (Раньше не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и дорога была единственным способом узнать о мире, о жизни)
Главная тема произведения — поэзия деревенского детства — прерывается на миг рассказом о Ванюше. Прочитайте, как Ванюша радуется труду. (слайд)
— Почему труд оборачивается к Ванюше сначала “нарядной своей стороной”?
(Под “нарядной стороной труда” автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы; от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребёнок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почётом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд — не тягость, не наказание, а радость).
- Как вы понимаете выражение
«обернуть мы обязаны кстати другой стороною медаль»?
Пристань Здоровья
Физкультминутка
Звучит музыка
Волны плещут в океане. (дети машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем. (Ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (Наклоны)
И сжимаем в кулачке. (Дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать. (Приседания)
Сядем дружно на песок,
Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты)
Пристань юных театралов (слайд)
- Какой сценой заканчиваются воспоминания героя?
Словарная работа
Чинный – важный.
С ноготок – очень маленький.
Инсценировка отрывка(слайд)
- О чем говорит описание его внешнего вида?
(Вид у него грозный, он не идет, а «шествует важно», чрезмерно серьезен.
Одежда ему велика, видно, отцовская. Он очень много работает. Честь и хвала ему за это! Автор рассказывает о Власе с восхищением и любовью, называет его «парнище», «мужичок», «малюточка»).
В подтверждение сказанному, прочитаем строки, в которых выражена авторская позиция.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы…
NB! Cтихотворение «Крестьянские дети» - это произведение о тяжелом детстве крестьянских ребятишек, об их жизни, труде. Но поэт изобразил своих любимцев всесторонне, многопланово, сумел показать больше хороших моментов в их жизни.Так как относился к ним с сердечной теплотой и любовью, беспокоился за их судьбу.
Проделанная работа позволяет увидеть, что всё стихотворение делится на две большие части: светлую, “нарядную” сторону жизни и трудную, тяжёлую сторону.
Светлая сторона: 1–6-й отрывки.
Трудная сторона: 7–8-й отрывки.
Девятый отрывок — кульминационное обращение к детям.
Пристань Живописи
В нашей картинной галерее две репродукции известных художников.
Картина Василия Григорьевича Перова «Тройка».
- В чем схожесть со стихотворением «Крестьянские дети»?
Картина Владимира Егоровича Маковского «Игра в бабки».
- Чем эта картина перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети»?
Художник «как и поэт» с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего, бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художников к крестьянским детям, о том, что они видели в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей. В этом близость картины со стихотворением, которая проникнута любовью к детям.
Наше путешествие медленно приближается к своему завершению. Последняя наша остановка
Пристань Творчества
Своеобразным «трапом» для перехода из 19 в 21 век, я думаю, станет для вас стихотворение собственного сочинения «Мир, в котором я живу»
Чтение наизусть
Мир, в котором я живу. Я хочу достать звезду,
Полон красок и цветов, Яркую такую,
Песен птиц и ручейков. Чтобы жизнь она мою
А еще вместились в нем Сделала счастливою.
Мама, папа и сестричка, Я хочу дарить добро,
Мой родной любимый дом, Светлое такое.
Где живем мы вчетвером Чтобы было на Земле
.Чтобы мир мой сохранить, Счастье неземное.
Нужно дружно-дружно жить. Я хочу найти любовь,
Крепкую такую,
Чтобы жизнь моя была,
Как весна, красивою.
Обобщение
Я думаю, что вы из сегодняшнего путешествия поняли главное, что надо в любом возрасте оставаться человеком, быть добрым, чутким, уважительным, много работать над собой, всегда достигать своей цели и жить по совести.
Подведение итогов. Рефлексия.
Благодарю вас, ребята, за активное участие на уроке. Вы порадовали меня своими ответами и добросовестно подготовили свои индивидуальные домашние задания.