Учитель: Сегодня мы ознакомимся с государственным строем стран мира. Государственный строй характеризуется формой правления. Существуют две формы правления: республиканская и монархическая. Республика — форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу - парламенту, а исполнительная власть принадлежит правительству. Более 140 стран из всех стран мира - республики.
Республики подразделяются на президентские, в которых президент, наделённый большими полномочиями, возглавляет правительство, и парламентские, где главной фигурой является глава правительства, а не президент. Президентскими республиками являются: США, Бразилия, Аргентина, Россия и др. Парламентские республики — ФРГ, Италия, Индия, Израиль и др. Социалистическими республиками могут считаться: Китай, Куба, КНДР, Вьетнам.
Монархическая форма правления менее распространена в мире. Монархиями являются 30 стран. Монархия — это такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, султан, эмир, князь, герцог и т. д. Верховная власть передаётся по наследству.
Конституционная монархия
Абсолютная монархия
Теократическая монархия
Монарх «царствует», но не правит
Власть монарха не ограничена
Монарх является и главой церкви, и главой государства
Задание: Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран, являющихся конституционными, абсолютными, теократическими монархиями. Используйте форзац учебника с визитками стран.
Редкой формой правления являются государства в составе Содружества. Таких стран 15. Формальной главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор. Эти страны являются бывшими доминионами Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, Канада).
Особая форма государственного строя — Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахирия.
Кроме того, существуют различные формы административно-территориального устройства.
По формам административно-территориального устройства страны делятся на унитарные и федеративные. Преобладающее количество стран в мире имеют унитарное устройство.
Унитарное государство - это такая форма административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая, неделимая, исполнительная и законодательная власть.
Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы (республики, штаты, земли, провинции и т. д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
Задание. Приведите примеры унитарных и федеративных стран. Заполните таблицу.
Унитарное государство (единая законодательная и исполнительная власть)
Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся единицы - субъекты)
Конфедерация (форма федеративного государства)
1. Швейцария - союз суверенных государств или независимых кантонов.
23 кантона (3 из них разделены на полукантоны)
IV. Закрепление изученного материала
Ответьте на вопросы:
1. Что такое республика?
2. Что такое монархия?
3. Назовите формы республиканского правления? (Президентская и парламентская республика.)
4. Приведите примеры монархий.
5. Приведите примеры республик.
6. Назовите формы монархического правления. (Абсолютные, конституционные, теократические.)
7. Какую форму правления имеет Ватикан? (Теократическая монархия.)
8. Какую форму правления имеет Ливия? (Джамахирия.)
9. Что такое Содружество?
10. Назовите две формы административно-территориального устройства стран?
11. Чем отличается унитарное устройство от федеративного?
12. Какая форма административно-территориального устройства преобладает в мире?
13. Назовите монархии Европы.
14. Назовите абсолютные монархии мира.
15. В какой форме правления главой государства является генерал-губернатор? (Содружество.)
V. Домашнее задание
1. Прочитать § 3.
2. Знать следующие понятия: монархия, республика, унитарное, федеративное государство, содружество, теократическая монархия, конституционная и абсолютная монархии.
3. По материалам печати и телевидения подготовить материал о «горячих точках» планеты, терроризме.