Урок общеметодологической направленности по русскому языку на тему «Глагол. Общее значение глагола и его употребление в речи». 5 класс (УМК Н. М. Шанского).
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Воспитательная цель: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии.
Ход урока
Мотивация к деятельности.
- Сегодня мы начнём изучать новую тему. А какую – вы догадаетесь, когда выполните первое задание: списать с доски предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.
Слайд 2
Яблоня ______ её своими ветвями. Лебеди _______ мимо. («Гуси-лебеди»).
Слайд 3
Старик ______ неводом рыбу, старуха ______ свою пряжу. ( А. С. Пушкин).С
- А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вставили на месте пропусков?
- Молодцы! Все справились с заданием.
- К какой части речи относятся слова, используемые на месте пропусков?
- Что обозначают эти слова?
- Итак, как мы сформулируем тему урока? (Глагол.Общее значение глагола и его употребление в речи.)
Слайд 4
Пока учащиеся записывают тему урока, им можно сообщить справочные сведения.
Слайд 5
Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них – мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, делать, значить
2. Актуализация и пробное учебное действие.
- Посмотрите на интерактивную доску. Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Утро» .
Слайд 6
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
- Давайте укажем глаголы, которые встречаются в стихотворении, охарактеризуем их. По каким признакам можно охарактеризовать глаголы? (Время, число, лицо, род в прошедшем времени.)
Дети работают парами.
- Теперь попробуем объединить всё сказанное о глаголе и составим кластер.
Слайд 7
Учащиеся совместно с учителем составляют кластер. Некоторые ячейки остаются незаполненными.
- Пользуясь кластером, игрой «Общий конспект» сформулируйте определение глагола как части речи.
(1-й ученик: «Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?»
2-й ученик: «Я согласен с этим утверждением, но хочу добавить, что глагол обозначает действие» и т. д.)
- Проверим себя, прочитаем определение в учебнике.
3. Постановка учебной задачи.
- Итак, мы вспомнили, что такое глагол. А всё ли нам известно об этой части речи? (Нет).
- Что неизвестно? Какие бы вопросы вы задали?
- Сегодня мы с вами выясним, только ли действие обозначает глагол.
4.Выявление места и причины затруднения. Первичное закрепление с проговариванием вслух.
Лексическая работа
Игра «Кто больше?».
- Я предлагаю вам подобрать синонимы к глаголам речи, т. е. к глаголам типа сказать, говорить.( Работа проводится по командам).
Молодцы! А вот послушайте, какие глаголы использовал писатель В. Распутин в своей повести «Последний срок»: (портрет писателя на интерактивной доске)
- Откройте учебники на стр. 241. Прочитайте задание к упр. 609:
Слайд 9
Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Укажите лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам.
Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть.
Четыре ученика выполняют задание на доске, остальные дети пишут в тетрадях.
- Молодцы! Все справились с заданием. Сделайте вывод. Что обозначает глагол? (Цвет)
- Отметим это в кластере.
Слайд 10
5. Самостоятельная творческая работа.
-А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик 5 класса, а редактор газеты, журнала… И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача – выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!
Класс делится на группы.
Слайд 11
Сказка про одуванчики
Зима (пряталась, таилась, скрывалась) в дремучем лесу. (Выглянула,посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась,разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом весёлые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.
Так теперь одуванчики сначала в жёлтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н. Толмачевой).
Каждая группа представляет свою работу.
6. Рефлексия.
Слайд 12
Устная работа «Закончи предложение»
Сегодня мы узнали …
Мне было трудно …
Своей работой я …
Домашнее задание
Стр. 242 (правило наизусть)
Упр. 609, 610 (на выбор)
Подобрать глагол, который бы сочетался с максимальным количеством приставок (по желанию)