Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка в 5 классе на тему "Глагол"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Ломанцова Н. В.
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
  • Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
  • Воспитательная цель: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК Н. М. Шанского

Краткое описание: 
<p><strong>Технологическая карта урока русского языка в 5 классе</strong></p> <p><strong>учителя русского языка и литературы МБОУ &laquo;СОШ с. М. Екатериновка Калининского района&raquo;</strong></p> <p><strong>Ломанцовой Н. В.</strong></p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <strong>Тема: &laquo;Глагол. Общее значение</strong> г<strong>лагола и его употребление в речи&raquo;.</strong> &nbsp;(УМК Н. М. Шанского).</p> <ul> <li><em>Деятелъностная цель: </em>формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.</li> <li><em>Содержательная цель: </em>построение обобщенных деятельностных норм, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.</li> <li><em>Воспитательная цель</em>: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии.</li> </ul> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <table border="1" cellpadding="0" cellspacing="0"> <tbody> <tr> <td> <p>Этап урока</p> </td> <td> <p>Деятельность учителя</p> </td> <td> <p>Деятельность обучающихся</p> </td> <td> <p>УУД</p> </td> </tr> <tr> <td> <ol> <li>Мотивация к деятельности</li> </ol> </td> <td> <p>Включение в деловой ритм, создание психологического настроя на успех</p> <p>Слайд 2,3,4,5</p> <p>&nbsp;</p> </td> <td> <p>Вспоминают сказки. Подбирают слова. Контролируют правильность ответов обучающихся. Выдвигают предположение о теме урока. Взаимодействуют с учителем и обучающимися.</p> </td> <td> <p>Самоопределение (Л)</p> <p>Целеполагание (Р)</p> <p>Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)</p> <p>&nbsp;</p> </td> </tr> <tr> <td> <ol> <li>Актуализация и пробное учебное действие</li> </ol> </td> <td> <p>Организует работу по актуализации ранее изученного (глагол как часть речи).</p> <p>Слайд 6,7</p> </td> <td> <p>Читают стихотворение Никитина &laquo;Утро&raquo;. Находят глаголы. Работают в парах. Определяют время, лицо, число. Анализируют ранее изученное. Принимают на слух ответы обучающихся. Систематизируют знания. Составляют кластер. Формулируют правило. Проверяют себя по учебнику.</p> </td> <td> <p>Анализ, обобщение (П)</p> <p>Осознанное построение высказывания (П)</p> <p>Учебное сотрудничество (К)</p> </td> </tr> <tr> <td> <ol> <li>Постановка учебной задачи.</li> </ol> </td> <td> <p>Активизирует знания обучающихся. Создаёт проблемную ситуацию. .Ставит вопросы.</p> </td> <td> <p>Отвечают на вопросы. Ставят цели. Уточняют тему урока.</p> </td> <td> <p>Целеполагание (Р)</p> <p>Постановка вопросов (К)</p> <p>Формулирование проблемы (П)</p> </td> </tr> <tr> <td> <ol> <li>Выявление&nbsp; места и причины затруднения. Первичное закрепление с проговариванием вслух</li> </ol> </td> <td> <p>Организует лексическую работу в виде игры &laquo;Кто больше?&raquo;. Проводит работу с учебником. Устанавливает осознанность восприятия. Делает первичное обобщение.</p> <p>Слайд 8,9,10</p> </td> <td> <p>Работают в команде. Подбирают синонимы.. Составляют план достижения цели и определяют средства. Работают с учебником. Решают типовые задания с проговариванием вслух</p> </td> <td> <p>Планирование (Р)</p> <p>Контроль (Р)</p> <p>Коррекция (Р)</p> <p>Осознанное построение речевого высказывания (П)</p> </td> </tr> <tr> <td> <ol> <li>Творческая работа</li> </ol> </td> <td> <p>Организует деятельность по применению новых знаний. Предлагает роль редактора газеты.</p> <p>Слайд 11</p> <p>&nbsp;</p> </td> <td> <p>Работают группой. Творческая работа.</p> </td> <td> <p>Контроль (Р)</p> <p>Коррекция (Р)</p> <p>Выделение и осознание усвоенного (Р)</p> <p>Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)</p> <p>Учёт разных мнений (К)</p> <p>Осознание ответственности за общее дело (Л)</p> </td> </tr> <tr> <td> <ol> <li>Рефлексия</li> </ol> </td> <td> <p>Организует рефлексию.</p> <p>Слайд 12</p> </td> <td> <p>Составляют предложения, используя данное начало. Записывают домашнее задание.</p> </td> <td> <p>Умение выражать свои мысли (К)</p> <p>Рефлексия способов и условий действия (П)</p> <p>Адекватное понимание успеха(неуспеха) учебной деятельности (Л)</p> </td> </tr> </tbody> </table>

План-конспект урока

Ломанцова Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с. Малая Екатериновка

Калининского района Саратовской области»

Урок общеметодологической направленности по русскому языку на тему «Глагол. Общее значение глагола и его употребление в речи». 5 класс (УМК Н. М. Шанского).

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
  • Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
  • Воспитательная цель: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии.

Ход урока

  1. Мотивация к деятельности.

- Сегодня мы начнём изучать новую тему. А какую – вы догадаетесь, когда выполните первое задание: списать с доски предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.

Слайд  2

Яблоня ______ её своими ветвями. Лебеди _______ мимо. («Гуси-лебеди»).

Слайд  3

Старик ______ неводом рыбу, старуха ______ свою пряжу. ( А. С. Пушкин).С

- А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вставили на месте пропусков?

- Молодцы! Все справились с заданием.

- К какой части речи относятся слова, используемые на месте пропусков?

- Что обозначают эти слова?

- Итак, как мы сформулируем тему урока? (Глагол.Общее значение глагола и его употребление в речи.)

Слайд 4

Пока учащиеся записывают тему урока, им можно сообщить справочные сведения.

Слайд 5

Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них – мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, делать, значить

        2.   Актуализация и пробное учебное действие.

- Посмотрите на интерактивную доску. Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Утро» .

Слайд 6

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

- Давайте укажем глаголы, которые встречаются в стихотворении, охарактеризуем их. По каким признакам можно охарактеризовать глаголы? (Время, число, лицо, род в прошедшем времени.)

Дети работают парами.

- Теперь попробуем объединить всё сказанное о глаголе и составим кластер.

Слайд 7

Учащиеся совместно с учителем составляют кластер. Некоторые ячейки остаются незаполненными.

- Пользуясь кластером,  игрой «Общий конспект» сформулируйте определение глагола как части речи.

(1-й ученик: «Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?»

2-й ученик: «Я согласен с этим утверждением, но хочу добавить, что глагол обозначает действие» и т. д.)

- Проверим себя, прочитаем определение  в учебнике.

 

3. Постановка учебной задачи.

- Итак, мы вспомнили, что такое глагол. А всё ли нам известно об этой части речи? (Нет).

- Что неизвестно? Какие бы вопросы вы задали?

- Сегодня мы с вами выясним, только ли действие  обозначает глагол.

 

4.Выявление места и причины затруднения. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

 

Лексическая работа

 Игра «Кто больше?».

- Я предлагаю вам подобрать синонимы к глаголам речи, т. е. к глаголам типа сказать, говорить.( Работа проводится по командам).

  • Молодцы! А вот послушайте, какие глаголы использовал писатель В. Распутин в своей повести «Последний срок»: (портрет писателя на интерактивной доске)

Слайд 8

вспомнить, спрашивать, говорить, знать, объясниться, засмеяться, признаться, подсказать, буркнуть, махнуть, кольнуть, разозлиться, взбелениться, просить, пожаловаться, хвалить, посоветоваться.

 

Работа с учебником

- Откройте учебники на стр. 241. Прочитайте задание к упр. 609:

Слайд 9

Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Укажите лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам.

Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть.

Четыре ученика выполняют задание на доске, остальные дети пишут в тетрадях.

- Молодцы! Все справились с заданием. Сделайте вывод. Что обозначает глагол? (Цвет)

- Отметим это в кластере.

Слайд 10

 

5. Самостоятельная творческая работа.

-А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик 5 класса, а редактор газеты, журнала… И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача – выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!

Класс делится на группы.

 

Слайд 11

 

Сказка про одуванчики

  •  

Зима (пряталась, таилась, скрывалась) в дремучем лесу. (Выглянула,посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась,разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом весёлые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в жёлтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н. Толмачевой).

 

Каждая группа представляет свою работу.

 

6. Рефлексия.

 

Слайд 12

Устная работа «Закончи предложение»

 

Сегодня мы узнали …

Мне было трудно …

Своей работой я …

 

Домашнее задание

Стр. 242 (правило наизусть)

Упр. 609, 610 (на выбор)

Подобрать глагол, который бы сочетался с максимальным количеством приставок (по желанию)

Прикрепленный файл Size
Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx 2.45 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн