Цель: создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта; отработка речевых стереотипов на основе подкрепления; формирование неречевых форм общения.
Работа по развитию должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка, в ней следует учитывать особенности всей клинико-психологической структуры, характерной для ребенка.
Основные задачи этой работы представляются следующими:
- установление эмоционального контакта с ребенком;
- активизация речевой деятельности;
- формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
- развитие речи в обучающей ситуации.
Начальный этап обучения пониманию речи
Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»). Эти инструкции понадобятся для обучения пониманию названий предметов.
Все слова, пониманию которых ребенок научился в учебной, несколько искусственной ситуации, должны употребляться в контексте повседневной жизни ребенка. Процесс переноса (или генерализации) навыка должен быть продуман так же тщательно, как и процесс обучения.
- формирование навыков, касающихся понимания названий действий.
Обучение выполнению инструкций:
а) на простые движения.
б) с предметами.
в) обучение пониманию действий по фотографиям (картинкам).
Начальный этап обучения экспрессивной речи
Формирование навыков экспрессивной речи в поведенческой терапии начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.
Сначала повторять самые простые звуки, затем их более сложные сочетания.
Дальнейшее развитие речи.
Растормаживание речи и закрепление появившихся речевых форм.
Растормаживание речи идет одновременно в трех направлениях:
1. Провоцирование ребенка на непроизвольное подражание действию, мимике, интонации взрослого.
2. Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции. Этого добивается:
-с помощью физических ритмов, ритмов движения ребенка.
-с помощью стихотворных ритмов, с помощью рифмы и мелодии мы также стимулируем вокализации, словесные реакции аутичного ребенка.
-с помощью включения в эмоциональный комментарий .
-с помощью введения реплик, коротких диалогов в те рассказы, сказки, которые слушает ребенок.
Работа по растормаживанию речи должна постоянно сопровождаться закреплением речевых реакций ребенка. Без специальной фиксации, появившихся речевых форм работа по растормаживанию речи у ребенка очень часто оказывается бессмысленной. Поэтому для закрепления появившихся речевых реакций нужно:
-постоянно воспроизводить ту ситуацию, в которой у ребенка появилась подходящая звуковая или словесная реакция.
-добиваться закрепления слов, связанных с каждодневными потребностями ребенка.
-закреплять появившиеся у ребенка слова и фразы, всегда подхватывая его речевые реакции, повторяя слова или вокализации, привязывая их по смыслу к ситуации, обыгрывая, отвечая на них, создавая впечатление реального диалога.
3.На следующем этапе коррекции вводят голосовые упражнения, осуществляются постановка и автоматизация звуков. Работают над интонационной окраской речи, тренировкой тембра голоса при произношении ребенком собственных фраз, постановкой ударения.
Ступени коррекционно-логопедической работы:
I ступень включает использование сопряженной речи, когда ребенка учат повторять вслед за логопедом-дефектологом короткую одно-, двусложную фразу. Если же речь распалась полностью, то тогда начинают восстановление с уровня фонем и слогов, затем отдельных слов.
II ступень — чисто сопряженной речи — проводится после занятий с логопедом на основе определения предметов, действий, событий, представленных на картинке.
III ступень — использование вопросных форм, в которых содержится почти полный ответ, требуемый от ребенка
IV ступень — появление собственной экспрессивной речи.
|