Презентация к уроку "Атмосферное давление", конспект урока "Атмосферное давление"
Submitted by Галина Евгеньевна Толстых on Fri, 09/10/2015 - 22:05
Урок проведен в 6 экспериментальном классе, где реализуется проект «Школа – для каждого». В классе 14 мальчиков и 14 девочек. Дети с активной жизненной позицией, умеющие говорить, доказывать свою точку зрения. Есть группа детей с низкими учебными способностями. По ведущему каналу восприятия информации класс условно можно разделить на 4 группы:10 визуалов, 5 аудиалов , 2 кинестетика, у 9-ых смешанный тип. Поэтому на уроках необходимо использовать как объяснительно- иллюстративные, словесные и практические методы. У 16 учеников школьная мотивация на высоком уровне, у 5 низкая мотивация. В классе 100% успеваемость по предмету. 61% учащихся данного класса имеет высокий уровень творческого мышления (креативность). Тема урока: «Атмосферное давление». Предмет: география 6 класс Межпредметные связи: биология, математика, физика, история Цели урока: Образовательные - Ответить на вопрос «Весит ли воздух?» Узнать о способах измерения атмосферного давления. Рассмотреть различия в нагреве земной поверхности лучами и проследить зависимость давления от характера подстилающей поверхности, раскрыть причины существования; определить физические параметры, от которых зависит атмосферное давление; экспериментально доказать его наличие Развивающие - Закрепить и развить общие понятия в процессе их применения, развитие навыков построения устной речи, использования физических терминов, развитие умений самостоятельно делать выводы, умений делать обобщение и формулировать определения. умения применять теоретические знания для приобретения новых сведений. Воспитательные – Показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека, продолжить формирование научного мировоззрения. Тип урока: Изучение нового материала Методы: Частично-поисковый. Оборудование: компьютер, проектор, рисунки на доске, учебник, весы, воронка, воздушные шарики, презентация Power Point Ход урока: 1 этап. Главная задача - ввести в тему урока, экспериментально доказать наличие атмосферного давления. Постановка целей урока и проблемы. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с атмосферным давлением, научимся определять давление воздуха, узнаем, от чего оно зависит и имеет ли воздух вес? Опыт: Учитель: Возьмём два резиновых шарика. Один надутый, другой нет. Что в надутом шарике? Предполагаемый ответ учеников: -Воздух Учитель: Положим на весы оба шарика. На одну чашу надутый шарик, на другую сдутый. -Что мы видим? Предполагаемый ответ учащихся: -Надутый шарик тяжелее. Учитель: Попробуйте сделать вывод Предполагаемый ответ учащихся: Вывод: воздух имеет вес и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы. Учитель: Вспомните состав воздуха. Подсчитано, что на 1 квадратный сантиметр поверхности давит воздух весом 1кг. 03гр. На каждого из нас давит воздух весом 15 т. -Почему мы не ощущаем это? Предполагаемый ответ учащихся: У нас в организме есть своё внутреннее давление и оно уравновешивает давление воздуха Учитель: Доказательств того, что воздух давит много. Опыт: Берём воронку, зажимаем отверстие пальцем, наливаем воду, закрываем листом бумаги и переворачиваем. Вода не выливается. Почему? Убираем палец – вода выливается. Почему? Предполагаемый ответ учащихся: На листок давит воздух. 2 этап . Работа с презентацией. Задача: познакомить со способами измерения атмосферного давления, проследить зависимость давления от высоты местности над уровнем моря, показать практическое применение знаний об изменении давления с высотой. Рассказ учителя: атмосферное давление научились измерять. В середине 17 в. Итальянский учёный Торричелли изобрёл прибор для измерения давления и назвал его – барометр. « Барос» - тяжесть, «метр» - мера. Барометр состоял из стеклянной трубки и чашки, заполненной ртутью. Трубка запаяна с одного конца, а открытым концом помещена в чашу с ртутью. При этом какая то часть ртути выливается, в верхней части образуется безвоздушное пространство. (слайд 3) -Почему не вся ртуть вылилась? Предполагаемый ответ учащихся: на ртуть в чаще давит воздух Учитель: Трубка имеет шкалу. По величине столбика ртути в ней определяют величину атмосферного давления в мм. рт. столба. Отсчёт берётся от уровня моря, так как установлено, что на уровне моря, на параллели 45 градусов, при температуре 0 градусов по Цельсию давление равно 760 мм. рт. столба. Если давление выше 760 – повышенное, если ниже 760 – пониженное. С таким барометром поднялись в гору – высота столбика ртути понизилась, спустились с горы - высота столбика повысилась (слайд 4) -Что же произошло? Предполагаемый ответ учащихся: При подъёме в гору давление ослабевает и понижается, а при спуске с горы давление вновь повысилось, то есть с высотой давление понижается. Вывод – давление с высотой падает. Учитель: Подсчитано, что на каждые 10,5 м. давление падает на 1 мм. рт. столба. (слайд 5) -Удобно ли пользоваться таким барометром и почему? Предполагаемый ответ учащихся: таким барометром пользоваться неудобно, так как прибор стеклянный, в любой момент может разбиться, а ртуть опасна для человека. Учитель: Через 200 лет учёный Види изобрёл барометр – анероид. (слайд 6) Показ барометра и рассказ об его устройстве. Индивидуальное задание ученику- кинестетику – пройти с барометром с 1 этажа школы на 3 и посмотреть, изменится ли давление с высотой? Задание классу: Как изменится атмосферное давление, если подняться с поверхности земли на воздушном шаре до высоты 105 м. от неё? «задание на столах» (слайд 7) Вопрос классу: Зная разницу в атмосферном давлении, что мы можем вычислить? Предполагаемый ответ учащихся -Высоту любого объекта. Учитель: Задание классу: По рисунку (слайд 8) определите высоту холма, если на его вершине атм. давление – 756 мм. рт. столба, а, у подошвы 760 мм. Вопрос классу: Будет ли для нашей местности 760 мм. рт. столба нормальным атмосферным давлением и почему? Предполагаемый ответ учащихся: Для нашей местности 760 мм. Ртутного столба не будет нормальным атмосферным давлением, так как наша местность выше уровня моря. Учитель: Попробуйте сделать вывод об атмосферном давлении и разной высотой над уровнем моря. Предполагаемый вывод учащихся: Вывод: для каждой местности нормальным будет своё атмосферное давление из-за разной высоты над уровнем моря. 3 этап Задача этапа: Рассмотреть различия в нагреве земной поверхности лучами и проследить зависимость давления от характера подстилающей поверхности. Учитель: Почему давление бывает низким, нормальным и высоким, почему в различных уголках земного шара давление разное? Предполагаемый ответ учащихся: -Поверхность земли нагревается неодинаково. Работа с рисунком презентации.(слайд 9) Вопрос классу: Что вы видите? -Лёд, поле, воду, пашню. Учитель: Это подстилающие поверхности, они взаимодействуют с атмосферой, обмениваясь с ней теплом и влагой. Вопрос классу: Назовите те поверхности, что нагреваются быстрее других? Предполагаемый ответ учащихся: поле, пашня Почему? Предполагаемый ответ учащихся: они тёмные и поглощают солнечные лучи Учитель: Медленнее? Почему? Предполагаемый ответ учащихся: лёд, вода – они светлые и отражают солнечные лучи Учитель: От чего зависит нагрев земной поверхности? Предполагаемый ответ учащихся: -От солнечных лучей. 4 этап Задача этапа: развитие умений самостоятельной работы, развитие логического мышления Задание классу: Водная поверхность «накапливает» солнечную энергию, и поэтому меньше нагревает воздух, чем суша. Заполните логическую схему, объясняющую различное атмосферное давление над сушей и морем. Подпишите соответствующие буквы «с» - суша, «м» - море. (задание на столах), « слайд 10» Поступление солнечной энергии Нагрев земной поверхности Температура воздуха Т___> Т____ Плотность воздуха p___> p____ Атмосферное давление P___> P____ Нагрев водной поверхности Учитель: С чем связана разница в атмосферном давлении? Предполагаемый ответ учащихся: - С плотностью воздуха. Чем воздух плотнее, тем давление выше. 5 этап Задача этапа: показать связь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека. Учитель: Ещё в конце 17 века заметили, что изменение атмосферного давления связано с погодой. Иногда, у очень чувствительных людей это сказывается на самочувствии. Посмотрите сценку и ответьте на вопрос, о каком давлении в ней говорится? (Опережающее индивидуальное задание было дано учащимся с высоким уровнем творческого мышления (креативностью)) Две пожилые женщины встречаются на лавочке. Никифоровна: - Здравствуй, Петровна. Петровна: - И тебе здоровьица, Никифоровна…. Никифоровна: - Что - то ты какая - то не весёлая? Петровна: - Да мне с самого утра не здоровится… Никифоровна: - Да ты что? И у меня с утра головушка так болит, так болит… Петровна: - Да, (смотрит в небо) может завтра погода изменится? Никифоровна: - Ой, Петровна! Мой сын мне полезную штуку подарил – барометр называется. Вот пойдём «Рабыню Изауру» смотреть, я тебе покажу, может и правда погода меняется? Петровна: Да лучше было бы, если бы он тебе тонометр подарил, для тебя больше пользы бы было! Мне то и никуда смотреть не надо, мой барометр (показывает на ноги в шерстяных носках) всегда со мной, так ломит, так ломит, спасенья нет! Дождь завтра будет, это я тебе точно говорю! Учитель: О каком атмосферном давлении здесь говорится и что подразумевает дождь? Предполагаемый ответ учащихся: о низком атмосферном давлении. 6 этап Закрепление знаний. Задача этапа – закрепить приобретённые на уроке знания -Самостоятельно сформулируйте определение атмосферного давления. (слайд 12) , (слайд 13 – тесты) Как меняется атмосферное давление при подъеме в горы? А) остается неизменным; Б) увеличивается; В) уменьшается. 2. При каких условиях атмосферное давление считается нормальным? А) уровень моря, +20°С; Б) уровень моря, 0°С; В) высота Москвы, 0°С 3. Как изменится давление, если Вы от берега моря подниметесь на высоту 200 м? А) увечится на 20 мм рт.ст.; Б) уменьшится на 20 мм рт.ст.; В) не изменится. 4. С помощью каких приборов измеряется атмосферное давление? А) ртутный барометр; Б) барометр-анероид; В) термометр; Г) компас. 5. Что такое атмосферное давление? А) масса столба воздуха, давящего на земную поверхность; Б) масса всего воздуха атмосферы; В) давление, оказываемое воздухом на по земную поверхность. 6. Почему человек не чувствует давления атмосферы? А) человек обладает прочным скелетом; Б) у человека внешнее давление уравновешивается внутренним; В) атмосфера давит не на человека, а на поверхность Земли. 7. Почему над разными участками Земли давление разное? 8. Что такое подстилающие поверхности? Их виды? 7 этап Рефлексия Задача – определить личностное отношение учащихся к теме урока. Как вы примените знания, полученные на уроке в жизни? (посмотрев на барометр, предсказать погоду, объяснить, почему погода меняется. Зная разницу в атмосферном давлении, мы можем вычислить высоту любого объекта). Оцените свою деятельность на уроке? (лесенка) Как оцениваете деятельность одноклассников? Кто, по вашему мнению, работал больше и лучше других? Какое настроение было у вас на уроке? Выставление оценок и комментарии учителя при выставлении оценок. Домашнее задание. Учащимся – визуалам – посмотреть по телевидению программу Новости, раздел – Погода, подготовить обзор погоды в нашем регионе. Особое внимание обратить на атмосферное давление. Учащимся – аудиалам – найти 3-4 стихотворения о погоде, прочитать и нарисовать зарисовки одного или двух стихотворений Учащимся – кинестетикам с барометром пройти с первого по девятый этаж жилого дома, измеряя атмосферное давление на первом и девятом этаже. Зная атмосферное давление на первом и девятом этаже, вычислить высоту здания. Двум ученикам со смешанным типом подготовить сообщения о связи атмосферного давления со здоровьем. Пересказ п. 20 ответить на вопросы в конце параграфа.