ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Submitted by Виктория Владимировна Морозова on чт, 08/10/2015 - 18:05
Введение
В современных условиях реформирования специального образования в связи с тенденциями к интеграции все более возрастает необходимость индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения детей с ЗПР.
Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, должна учитывать их психологические особенности и проводиться с опорой на сохранные звенья, учитывать структуру речевого дефекта.
Первая группа– это дети с системным недоразвитием речи минимально выраженным. Трудности детей этой группы связаны с недостаточностью интеграции фонематических, лексических и грамматических операций, проявляющихся при выполнении заданий на сложном речевом материале.
Вторую группу составляют детей с системным недоразвитием речи средней степени выраженности. У дошкольников с ЗПР 2 группы импрессивная речь, просодия, процесс словоизменения имен существительных, прилагательных и глаголов характеризуется лишь темповой задержкой в развитии. Артикуляционная моторика, звукопроизношение и навык воспроизведения звуко-слоговой структуры слов значительно нарушены. Наиболее несформированными являются фонематические процессы (фонематический анализ и синтез, фонематические представления), лексика (структурный и сигнификативный аспекты лексических значений), словообразование, синтаксис предложений Диалогическая и монологическая связная речь задерживаются и нарушаются в своем развитии одновременно.
Основная цель коррекционно-логопедической работыв 1группе – преодоление темповой задержки в развитии фонематической системы речи и процесса словообразования (на языковом материале позднего онтогенеза), что реализуется через следующие задачи:
1) формирование фонематического восприятия, сложных форм фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений;
2) формирование лексики; основное внимание уделить освоению сигнификативного аспекта лексических значений, развитию парадигматических связей слов, антонимии, синонимии, обогащению, уточнению, активизации словарного запаса;
3) совершенствование процесса словообразования (закрепление продуктивных и формирование мало продуктивных моделей словообразования) при использовании сложного речевого материала.
Основные цели коррекционно-логопедической работы во 2 группе – преодоление темповой задержки в развитии просодии, импрессивной речи и процесса словоизменения; коррекция фонетико-фонематической стороны речи, нарушений лексики, процесса словообразования, синтаксической структуры предложения и связной речи (на языковом материале как раннего, так и преимущественно позднего онтогенеза).
Данные цели раскрываются в задачах:
1) совершенствование просодических компонентов речи (темпо-ритмической организации высказывания, интонационной выразительности речи, логического и вербального ударения);
2) коррекция дефектов звукопроизношения и искажений звуко-слоговой структуры слов.
3) формирование простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений;
4) обогащение и уточнение пассивного и активного словаря, закрепление денотативного компонента лексического значения, формирование наиболее продуктивных обобщающих понятий;
5) формирование продуктивных моделей процесса словообразования имен существительных, прилагательных и глаголов;
6) формирование словоизменения посредством введения в структуру предложения новых слов в различных грамматических формах; стимулирование развития процесса словоизменения на сложном речевом материале;
7) развитие умения дифференцировать правильные и неправильные предложения (с точки зрения семантической структуры и формально-знакового оформления), структурировать предложения соответственно лексико-семантическим нормам;
8) развитие диалогической и монологической связной речи в тесной связи с формированием умения планировать содержание высказывания, передавать последовательность событий, оформлять речевые высказывания в соответствии с языковыми правилами.
Основной целью коррекционно-логопедической работы в 3 группе – развитие и коррекция нарушений всех компонентов речи. При этом наибольшее внимание уделить коррекции нарушений связной речи, фонематической системы и синтаксической структуры предложений (на языковом материале раннего и позднего онтогенеза). В связи с этим определены следующие задачи:
1) коррекция нарушений фонетической системы: просодических компонентов речи, дефектов звукопроизношения и искажений звуко-слоговой структуры слов.
2) развитие умения осуществлять слухопроизносительную дифференциацию фонем, фонематический анализ, синтез и расширять фонематические представления;
3) формирование всех аспектов лексических значений слов;
4) формирование процесса словообразования;
5) стимулирование развития процесса словоизменения;
6) обучение использованию в речи синтаксических конструкций различной сложности;
7) развитие связной речи (смыслового содержания текста и его языкового оформления).
Содержание логопедической работы
В современной логопедии широкое распространение получила традиционно-классическая форма дифференцированного подхода, реализующаяся в составе одной группы дошкольников с ЗПР, форма, в которой осуществляется разделение детей с ЗПР по группам в соответствии с их речевыми возможностями.
В настоящее время дифференцированный подход в процессе коррекции нарушении речи у детей с ЗПР предполагает синтезирование его с принципом системности, т.е. осуществляется совершенствование всей речевой системы в целом через коррекцию нарушений отдельных составляющих речевой деятельности в их взаимосвязи и взаимодействии.
Планирование дифференцированной коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых расстройств в каждой группе детей с ЗПР включает 6 направлений (компонентов речи) и проводится в 3 этапа (3 триместра года). В рамках каждого из направлений систематизировано несколько блоков, объединяющих задания на формирование различных подсистем языка. На каждом этапе предложены методические рекомендации для проведения логопедических занятий по выделенным направлениям, блокам и этапам.
1-15 сентября – проведение логопедического обследования дошкольников с ЗПР, заполнение карт обследования, составление индивидуальных планов коррекционной работы, ведение пр. документации.
1 этап
(15 сентября – 30 ноября)
1 направление: Коррекция нарушений фонетической стороны речи
1 группа - Совершенствование представлений о звуковом составе речи.
2 группа:
1блок: Развитие просодических компонентовпроизносительной стороны речи
а) Формирование правильного речевого дыхания.
б) Формирование ритмической организации высказывания.
в) Формирование интонационной выразительности речи.
2блок: Коррекция нарушений звукопроизношения
-Артикуляционная гимнастика:
а) классическая общая.
б) специальная для постановки свистящих звуков, аффрикаты [ц], и звуков [л], [л’] (по М.Е. Хватцеву).
а) Согласование прилагательных с существительными в И.п. ед. и мн. ч.
б) Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах ед.ч.:
-беспредложные конструкции;
-конструкции с предлогами.
3 блок: Словоизменение глаголов
а) Согласование в числе глаголов настоящего времени с именами существительными.
б) Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам.
3 группа:
Формирование процесса словоизменения имен прилагательных и глаголов на простом речевом материале.
1 блок: Словоизменение имен прилагательных
а) Согласование прилагательных с существительными в И.п. ед. и мн. ч.
б) Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах ед.ч.:
-беспредложные конструкции;
-конструкции с предлогами.
2 блок: Словоизменение глаголов
а) Согласование в числе глаголов настоящего времени с именами существительными.
б) Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам.
2) Развитие синтаксической структуры предложения
2 группа:
Формирование синтаксической структуры предложений на простом речевом материале.
а) Добавление пропущенных слов в предложения.
б) Повторение предложений.
в) Верификация предложений.
3 группа:
Формирование синтаксической структуры предложений на простом речевом материале.
а) Повторение предложений.
б) Верификация предложений.
6 направление: Совершенствование связной речи
1 группа - Дальнейшее формирование связной речи с учетом зоны ближайшего развития.
2 группа:
1 блок: Развитие диалогической связной речи
Тематические игры на занятиях, беседы, обсуждение с детьми прошедших событий и планирование различных мероприятий.
2 блок: Развитие монологической связной речи (пересказ)
В процессе осуществления пересказа сначала детям предлагаем короткие тексты, состоящие из трех предложений. После чтения текста задаем вопрос к каждому предложению так, чтобы дети могли воспроизводить их практически дословно.
3 группа:
Развитие навыков диалогической связной речи проводится в различных коммуникативных ситуациях.
IIэтап
(1 декабря – 28 (29) февраля)
1 направление: Коррекция нарушений фонетической стороны речи
1 группа - Дальнейшее развитие фонетической стороны речи с учетом зоны ближайшего развития.
2 группа:
1блок:Дальнейшая работа над просодическими компонентами речи.
2блок: Коррекция нарушений звукопроизношения
-Артикуляционная гимнастика:
а) классическая общая.
б) специальная для постановки шипящих звуков, аффрикаты [ч], вибрантов (по М.Е. Хватцеву).
г) со значением пересечения пространства и предмета.
д) со значением начала и конца действия.
2 группа:
Закрепление навыка формирования продуктивных моделей процесса словообразования имен существительных, прилагательных и глаголов на простом речевом материале.
1 блок: Словообразование имен существительных
а) при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
б) с помощью суффикса -инк-.
в) обозначающих названия детенышей животных и птиц.
а) Согласование прилагательных с существительными в И.п. ед. и мн. ч.
б) Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах ед.ч.:
-беспредложные конструкции;
-конструкции с предлогами.
в) Согласование прилагательных с существительными во мн.ч.
3блок: Словоизменение глаголов
а) Согласование в числе глаголов настоящего времени с именами существительными.
б) Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам.
в) Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде и числе.
2) Развитие синтаксической структуры предложения
2 и 3 группы:
Формирование синтаксической структуры предложений на сложном речевом материале.
а) Составление предложений из слов в начальной форме.
б) Добавление пропущенных слов в предложения.
в) Повторение предложений.
г) Верификация предложений.
6 направление: Совершенствование связной речи
1 группа - Дальнейшее формирование связной речи с учетом зоны ближайшего развития.
2 группа:
1 блок: Развитие диалогической связной речи
а)с усложнением формулировки вопросов;
б)с более полным развертыванием языкового оформления ответов.
2 блок: Развитие монологической связной речи
а) пересказ;
б) составление рассказа по серии картин;
в) составление рассказов-описаний.
3 группа:
1 блок: Развитие диалогической связной речи
2 блок: Развитие монологической связной речи
а) пересказ.
б) составление рассказа по серии из трех картин;
Подробное изложение методов и приемов коррекции речи у дошкольников с ЗПР представлено в Приложении.
Заключение
Особенности речевого развития детей с ЗПР характеризуются определенной спецификой, которая проявляется: в системном характере речевого недоразвития, в сложности, неоднородности и стойкости речевой патологии, в сочетании различных дефектов речи центрально-органического характера, в преобладании семантического дефекта. У дошкольников с ЗПР отмечается сочетание таких центрально-органических речевых нарушений, как стертая псевдобульбарная дизартрия, неврозоподобное заикание.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими ЗПР, должна учитывать специфику их психического развития, механизмы, симптоматику и структуру речевого дефекта и осуществляться с опорой на сохранные звенья.
В связи с этим, особую важность приобретает системный и дифференцированный подход в процессе коррекции нарушений речевого развития, учитывающий многообразие сочетаний факторов, среди которых наиболее значимыми являются: психологические особенности детей с ЗПР, особенности проявлений, структуры сложного речевого дефекта, соотношение уровней сформированности различных компонентов речевой системы, соотношение нарушений импрессивной и экспрессивной речи у данной категории детей.
Данное планирование посвящено одной из актуальных проблем теории и практики логопедии – освещению системы дифференцированного коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на устранение речевой патологии, различающейся по механизмам, структуре, симптоматике дефекта у дошкольников с ЗПР, учитывающей как общие, так и специфические проявления нарушений речевого развития у выделенных групп детей с ЗПР.
Библиографические ссылки
Баряева Л.Б., Лебедева И.Н. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития // Логопедия. – 2005. – №1. – С. 11-21.
Бельтюков В.И. Системный подход к анализу процесса усвоения звуков речи детьми // Вопросы психологии. – 1981. – №3. – С. 7-12.
Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. канд. дис. – М., 1983. – 37 с.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 56 с.
Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. – М.: Сфера, 2003. – 121 с.
Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР (организационный аспект). – М.: Сфера, 2007. – 98 с.
Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего типа для детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. – 2003. – №2. – С. 13-19.
Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 62 с.
Голубева Г.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. канд. дис. – СПб., 1996. – 18 с.
Готовность к школьному обучению детей шестилетнего возраста с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Просвещение, 1989. – 165 с.
Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. канд. дис. – СПб., 1998. – 18 с.
Зорина С.В., Полетаева Н.А., Прибыткова Н.Ю. Оптимизация воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в условиях ДОУ комбинированного вида // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – №3. – С. 16-18.
Китаева Н.Н. Особенности коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 2002. – 17 с.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 303 с. – ISBN 5-691-01076-Х.
Мальцева Е.В. Организация подготовительных занятий по коррекции дефектов речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1993. – №2. – С. 20-26.
Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза (клинико-психологические корреляции). Автореф. канд. дис. – М., 1982. – 17 с.
Никашина Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы / Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994. – 156 с.
Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / Под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, 2004. – 240 с.
Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. – Минск: Народная асвета, 1989. – 64 с.
20.<!-- -->Шевченко С.Г. Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. – М.: Аркти, 2001. – 154 с.