Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Давайте понимать друг друга с полуслова…» (по повести А.Алексина «Безумная Евдокия»)

Submitted by Галина Геннадьевна Новоселова on чт, 08/10/2015 - 14:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Новоселова Г.Г.
Место работы, должность: 

ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска»

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цель:

  1. Знакомство с творчеством писателя;
  2. Формирование умения навыков аргументировано отвечать на вопросы;
  3. Воспитание чуткости, доброты, неравнодушия к людям, тебя окружающим.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

Оборудование: плакаты с цитатами, иллюстрации учащихся по повести, презентация по творческому пути А.Г.Алексина

Краткое описание: 
<p><strong><u>Тема:</u></strong></p> <p><a name="_GoBack"><strong>&laquo;Давайте понимать друг друга с полуслова&hellip;&raquo; (по повести А.Алексина &laquo;Безумная Евдокия&raquo;)</strong></a></p> <p><strong>Класс: 9</strong></p> <p><strong>Литература: урок внеклассного чтения</strong></p> <p><strong><u>Цель:</u></strong></p> <ol> <li>Знакомство с творчеством писателя;</li> <li>Формирование умения навыков аргументировано отвечать на вопросы;</li> <li>Воспитание чуткости, доброты, неравнодушия к людям, тебя окружающим.</li> </ol> <p><strong><u>Оборудование:</u></strong> плакаты с цитатами, иллюстрации учащихся по повести, презентация по творческому пути А.Г.Алексина</p> <p><strong>Ход урока&nbsp;&nbsp; </strong></p> <ol style="list-style-type:upper-roman"> <li>Организация класса и сообщение цели урока</li> <li>Краткие биографические сведения (презентация)</li> <li>Работа по теме урока</li> </ol> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Слово учителя:</strong></p> <p>В произведении &laquo;Безумная Евдокия&raquo; героиня Оля с детства считает себя не такой, как все. У нее была мечта во всем стать первой. Она ничего не замечала вокруг себя, отдалилась от всех. Ольга называет свою учительницу &laquo;безумной Евдокией&raquo; за то, что та выступает за коллектив, не желает замечать Олин талант и предпочитает менее одаренных детей. Никому из детей она не давала почувствовать свою ненужность и никчемность. Она учила всех радоваться любым, даже незначительным успехам товарищей. Ослепленные любовью к дочери родители не видят недостатков в ее характере, с которым борется Евдокия Савельевна.</p> <p>Так невинное желание Оли первой пройти по заявленному маршруту и завоевать приз (т.е. опятьбыть первой) неожиданно для нее и вполне закономерно вылилось в трагедию семьи. Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца.</p> <p>&nbsp;</p> <p>-Что же произошло ярким воскресным утром? /<strong><em>Ответы учащихся</em></strong>/</p> <p>&nbsp;</p> <p>Итак, Евдокия Савельевна принесла в дом Оли страшную весть. Давайте зрительно воспроизведем эту трагедию.</p> <p>&nbsp;</p> <ul> <li>&nbsp;</li> </ul> <p>&nbsp;</p> <p>-Спасибо. А теперь немного побеседуем. Кто же виноват в этой трагедии? Олин отец склонен обвинить тех, троих, стоящих у порога их дома воскресным утром и смотрит на них с ненавистью. Но виноваты ли они? Виноват ли Боря Антохин? Именно он больше всех мешал Оле, перехватывал ее по дороге из художественной школы, обеспечивая явку на мероприятия, именно он сказал ей перед походом: &laquo;Не вздумай принести справку!&raquo;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong><em>/Ответы учащихся/</em></strong></p> <p>Хороший урок дает нам эта история разрушенной дружбы: &laquo;<em>Жить только собой &ndash; это полбеды, гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие чувства&raquo;</em></p> <p>&nbsp;</p> <ul> <li>Но главным виновником случившегося Олин отец видит Евдокию Савельевну, &laquo;безумную Евдокию&raquo;. Чем же руководствовалась Евдокия Савельевна в своих педагогических требованиях?</li> <li>Почему она взяла на выставку только два Олиных рисунка?</li> </ul> <p>-Почему в спектакле дала второстепенную роль?</p> <p>-Почему требовала участия во всех мероприятиях?</p> <p>&nbsp;</p> <p>Евдокия Савельевна любила, &laquo;чтобы все были вместе&raquo;, никого не выделяла, воспитывала своих учеников &laquo;нынешних&raquo; на примере &laquo;бывших&raquo;, хотела научить своих учеников уважать людей любой профессии.</p> <p>&nbsp;</p> <p>Евдокия Савельевна видела высокомерное, пренебрежительное отношение Оли к своим одноклассникам. Это раздражало умудренную жизненным опытом учительницу, поэтому она устроила выставку работ всех, кто рисует, у Оли взяла только 2 рисунка.</p> <p>&nbsp;</p> <p>Ответом на эти вопросы стали слова самой Евдокии Савельевны:</p> <ul> <li>&nbsp;</li> </ul> <p><em>&laquo;К человечности талант художника может и не прилагаться, а к дарованию художника человечность&hellip;безусловно&raquo;</em></p> <p>&nbsp;</p> <p>-Почему Оля была одинока в своем классе?</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong><em>/Ответ учащихся/</em></strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>И на этот вопрос можно найти ответ в повести: &laquo;<em>Кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество&raquo;</em></p> <p>&nbsp;</p> <p>-Почему путь, пройденный Митей Колягиным, стал дорогой спасения раненых бойцов, а путь Оли стал дорогой &laquo;убийства&raquo; ее матери?</p> <p>&nbsp;</p> <p>Мы редко задумываемся о том, что человека можно убить не только пулей врага или ножом предателя, можно убить поступком, словом и не только окружающих, но и близких людей.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong><em>Звучит стихотворение В.Шефнера &laquo;Слова&raquo;</em></strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>-О многих героях мы сегодня говорили, но нужно сказать еще об одном немаловажном герое. Вот он стоит у меня на столе. Обыкновенный домашний телефон, к которому мы так привыкли, &laquo;что не замечаем его&raquo;.</p> <p>&nbsp;</p> <p>Вы спросите, причем здесь телефон? А ведь он тоже герой повести. Что помешало Оленьке позвонить домой: мол, из похода вернется чуть позже других, а причину объяснит, когда вернется? Именно так поступил сын Мити Колягина. Но телефон зловеще молчал. И, наконец, звонок.</p> <p>&nbsp;</p> <p>Кто первый должен взять трубку? Разумеется, муж, если он еще помнит о больной жене. Но взяла, нет, схватила трубку Надя. И снова опасная игра с судьбой. Не надо обманывать того, с кем говоришь. Даже привыкший ко всему дежурный милиционер (а звонил именно он!) не предложил бы матери &laquo;опознать&raquo; девушку в синих брюках, не выдай Надя себя за учительницу. И случилось непоправимое. Повторяя &laquo;Я не узнаю ее&raquo;, потрясенная мама лишилась рассудка. И в тот же момент в дверях появилась Оля, счастливая, с букетом полевых цветов: для мамы. Но&hellip; опоздала. Всего на один телефонный звонок.</p> <p>&nbsp;</p> <p>Оказывается, можно убить и не прозвучавшим телефонным звонком, когда, стремясь всегда и во всем быть первым, забываешь о других и даже о родных тебе людях.</p> <p>&nbsp;</p> <p>-Почему в конце повести Евдокия Савельевна рассказывает Олиному отцу истинный характер его дочери? /<em>Отец Оли сам вызывает учительницу на разговор, пытается снова оправдать дочь, но Евдокия Савельевна предупреждает его: &laquo;Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится! Поверьте, что это так!&raquo;/</em></p> <p>&nbsp;</p> <p>-Как изменилось отношение Олиного отца к Евдокии Савельевне? /<em>Он чувствует вину перед ней: &laquo;Судьба отомстила нам за это глупое прозвище, - говорит герой. &ndash; Безумие вошло в наш дом. Что может быть страшнее?&raquo;/</em></p> <p>&nbsp;</p> <ol style="list-style-type:upper-roman"> <li><strong>. Итог урока</strong></li> </ol> <p>-Над чем заставила задуматься вас повесть? <strong><em>/Ответы учащихся/.</em></strong></p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Слова учителя:</strong></p> <p>&laquo;Не делай другим того, чего не хотел бы, чтоб сделали тебе. Это золотое правило, которому далеко не каждый следует. &laquo;Ты просто даешь другому частичку самого себя в виде доброго поступка, полезной идеи, слова поддержки, помощи в трудный момент, своевременной подсказки. Ты берешь нечто из своей головы, приправляешь добротой своего сердца и вкладываешь это в голову или сердце другого&raquo; ,-говорил Чарольз Берр.</p> <p>Каждый день наша жизнь дает нам огромные возможности показать свою любовь ближнему. Одна из божьих заповедей тоже говорит нам об этом: &laquo;Люби ближнего своего, как самого себя&raquo;.</p> <p>Заканчивая разговор, хочется сказать вам, что не столько важно кем вы станете, важно &ndash; какими. Помните слова Олиной мамы: &laquo;Надо считаться с людьми&raquo;. Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам ближнего своего&raquo;.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong><em>/Звучит песня Б.Окуджавы &laquo;Давайте восклицать&hellip;&raquo;/</em></strong></p> <p>&nbsp;</p> <ol style="list-style-type:upper-roman"> <li><strong>Домашнее задание:</strong></li> </ol> <p>Напишите сочинение-рассуждение по одному из афоризмов (тезисов) из повести.</p>

Тема:

«Давайте понимать друг друга с полуслова…» (по повести А.Алексина «Безумная Евдокия»)

Класс: 9

Литература: урок внеклассного чтения

Цель:

  1. Знакомство с творчеством писателя;
  2. Формирование умения навыков аргументировано отвечать на вопросы;
  3. Воспитание чуткости, доброты, неравнодушия к людям, тебя окружающим.

Оборудование: плакаты с цитатами, иллюстрации учащихся по повести, презентация по творческому пути А.Г.Алексина

Ход урока  

  1. Организация класса и сообщение цели урока
  2. Краткие биографические сведения (презентация)
  3. Работа по теме урока

 

Слово учителя:

В произведении «Безумная Евдокия» героиня Оля с детства считает себя не такой, как все. У нее была мечта во всем стать первой. Она ничего не замечала вокруг себя, отдалилась от всех. Ольга называет свою учительницу «безумной Евдокией» за то, что та выступает за коллектив, не желает замечать Олин талант и предпочитает менее одаренных детей. Никому из детей она не давала почувствовать свою ненужность и никчемность. Она учила всех радоваться любым, даже незначительным успехам товарищей. Ослепленные любовью к дочери родители не видят недостатков в ее характере, с которым борется Евдокия Савельевна.

Так невинное желание Оли первой пройти по заявленному маршруту и завоевать приз (т.е. опятьбыть первой) неожиданно для нее и вполне закономерно вылилось в трагедию семьи. Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца.

 

-Что же произошло ярким воскресным утром? /Ответы учащихся/

 

Итак, Евдокия Савельевна принесла в дом Оли страшную весть. Давайте зрительно воспроизведем эту трагедию.

 

  •  

 

-Спасибо. А теперь немного побеседуем. Кто же виноват в этой трагедии? Олин отец склонен обвинить тех, троих, стоящих у порога их дома воскресным утром и смотрит на них с ненавистью. Но виноваты ли они? Виноват ли Боря Антохин? Именно он больше всех мешал Оле, перехватывал ее по дороге из художественной школы, обеспечивая явку на мероприятия, именно он сказал ей перед походом: «Не вздумай принести справку!»

 

 

/Ответы учащихся/

Хороший урок дает нам эта история разрушенной дружбы: «Жить только собой – это полбеды, гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие чувства»

 

  • Но главным виновником случившегося Олин отец видит Евдокию Савельевну, «безумную Евдокию». Чем же руководствовалась Евдокия Савельевна в своих педагогических требованиях?
  • Почему она взяла на выставку только два Олиных рисунка?

-Почему в спектакле дала второстепенную роль?

-Почему требовала участия во всех мероприятиях?

 

Евдокия Савельевна любила, «чтобы все были вместе», никого не выделяла, воспитывала своих учеников «нынешних» на примере «бывших», хотела научить своих учеников уважать людей любой профессии.

 

Евдокия Савельевна видела высокомерное, пренебрежительное отношение Оли к своим одноклассникам. Это раздражало умудренную жизненным опытом учительницу, поэтому она устроила выставку работ всех, кто рисует, у Оли взяла только 2 рисунка.

 

Ответом на эти вопросы стали слова самой Евдокии Савельевны:

  •  

«К человечности талант художника может и не прилагаться, а к дарованию художника человечность…безусловно»

 

-Почему Оля была одинока в своем классе?

 

/Ответ учащихся/

 

И на этот вопрос можно найти ответ в повести: «Кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество»

 

-Почему путь, пройденный Митей Колягиным, стал дорогой спасения раненых бойцов, а путь Оли стал дорогой «убийства» ее матери?

 

Мы редко задумываемся о том, что человека можно убить не только пулей врага или ножом предателя, можно убить поступком, словом и не только окружающих, но и близких людей.

 

Звучит стихотворение В.Шефнера «Слова»

 

-О многих героях мы сегодня говорили, но нужно сказать еще об одном немаловажном герое. Вот он стоит у меня на столе. Обыкновенный домашний телефон, к которому мы так привыкли, «что не замечаем его».

 

Вы спросите, причем здесь телефон? А ведь он тоже герой повести. Что помешало Оленьке позвонить домой: мол, из похода вернется чуть позже других, а причину объяснит, когда вернется? Именно так поступил сын Мити Колягина. Но телефон зловеще молчал. И, наконец, звонок.

 

Кто первый должен взять трубку? Разумеется, муж, если он еще помнит о больной жене. Но взяла, нет, схватила трубку Надя. И снова опасная игра с судьбой. Не надо обманывать того, с кем говоришь. Даже привыкший ко всему дежурный милиционер (а звонил именно он!) не предложил бы матери «опознать» девушку в синих брюках, не выдай Надя себя за учительницу. И случилось непоправимое. Повторяя «Я не узнаю ее», потрясенная мама лишилась рассудка. И в тот же момент в дверях появилась Оля, счастливая, с букетом полевых цветов: для мамы. Но… опоздала. Всего на один телефонный звонок.

 

Оказывается, можно убить и не прозвучавшим телефонным звонком, когда, стремясь всегда и во всем быть первым, забываешь о других и даже о родных тебе людях.

 

-Почему в конце повести Евдокия Савельевна рассказывает Олиному отцу истинный характер его дочери? /Отец Оли сам вызывает учительницу на разговор, пытается снова оправдать дочь, но Евдокия Савельевна предупреждает его: «Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится! Поверьте, что это так!»/

 

-Как изменилось отношение Олиного отца к Евдокии Савельевне? /Он чувствует вину перед ней: «Судьба отомстила нам за это глупое прозвище, - говорит герой. – Безумие вошло в наш дом. Что может быть страшнее?»/

 

  1. . Итог урока

-Над чем заставила задуматься вас повесть? /Ответы учащихся/.

 

Слова учителя:

«Не делай другим того, чего не хотел бы, чтоб сделали тебе. Это золотое правило, которому далеко не каждый следует. «Ты просто даешь другому частичку самого себя в виде доброго поступка, полезной идеи, слова поддержки, помощи в трудный момент, своевременной подсказки. Ты берешь нечто из своей головы, приправляешь добротой своего сердца и вкладываешь это в голову или сердце другого» ,-говорил Чарольз Берр.

Каждый день наша жизнь дает нам огромные возможности показать свою любовь ближнему. Одна из божьих заповедей тоже говорит нам об этом: «Люби ближнего своего, как самого себя».

Заканчивая разговор, хочется сказать вам, что не столько важно кем вы станете, важно – какими. Помните слова Олиной мамы: «Надо считаться с людьми». Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам ближнего своего».

 

/Звучит песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать…»/

 

  1. Домашнее задание:

Напишите сочинение-рассуждение по одному из афоризмов (тезисов) из повести.


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн