Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Мягкий знак -показатель мягкости согласных.»

Submitted by мария петровна домрачева on пн, 05/10/2015 - 19:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Домрачева Мария Петровна
Место работы, должность: 

МБОУ "Елембаевская ООШ"Б село Елембаево, РМЭ ,учитель начальных классов

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Русский язык
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 

Организовать деятельность учащихся по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твёрдые согласные звуки, соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
4
Используемое оборудование: 

Ноутбук,листки самооценки,карточки.

Краткое описание: 
<p>Предметные планируемые результаты: учащиеся научаться находить и объяснять местонахождения мягкого знака в словах, решать учебные задачи, определять цель задания, отвечать на вопросы учителя, усвоят алгоритм работы с ь.</p> <p>Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.</p> <p>Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.</p> <p>Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами, группами, распределять роли, задавать вопросы.</p> <p>Личностные УУД: соответствие поведения нормам морали, культуры общения, этикету отношений и этике взаимоотношений, позитивное сотрудничество, забота об окружающей среде.&nbsp;</p> <script></script>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Мягкий знак -показатель мягкости согласных.»

Цель: Организовать деятельность учащихся по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твёрдые согласные звуки, соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком.
Предметные планируемые результаты: учащиеся научаться находить и объяснять местонахождения мягкого знака в словах, решать учебные задачи, определять цель задания, отвечать на вопросы учителя, усвоят алгоритм работы с ь.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами, группами, распределять роли, задавать вопросы.

Личностные УУД: соответствие поведения нормам морали, культуры общения, этикету отношений и этике взаимоотношений, позитивное сотрудничество, забота об окружающей среде.
Ход урока:
1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все друг другу улыбнёмся,

И урок мы нас начнём.

Я рада вашим улыбкам. Урок доставит нам радость и общение.

2. Самоопределение к деятельности

Февраль- последний месяц зимы. Но солнышко ещё не достаточно греет землю.

Но оно сегодня к нам решило прийти в гости на урок. На уроке вы должны активно работать, быть внимательным, слышать и слушать друг друга, а я вам буду дарить лучики. Ребята, а у вас есть желание дарить лучики солнышку? (Да)

А для чего солнышку лучики? (Чтоб оно ярче светило, скорее к нам пришла весна.)

Девиз урока: «Солнышко, солнышко- мы твои лучи.

Помоги нам солнышко, стать добрыми людьми.»

Ребята, а как вы понимаете такое выражение:

«Стать добрыми людьми?» (Надо бережно относиться к природе, уважать старших, помогать младшим и т. д.)

Ребята, а были ли вы добрыми зимой к птицам? (Мастерили кормушки, следили чтоб в кормушках постоянно был корм.)

Совсем скоро наступит весна. Прилетят к нам скворцы. Что для них вы должны сделать? (Скворечники)

Посмотрите как пишется слово скворечник. (Показ)

Какое опасное место вы видите в этом слове?( Сочетание чн пиши без мягкого знака.)

Это слово ещё нужно правильно произносить. [скворешник]

А какие ещё вы знаете слова, когда правописание не совпадает с произношением? (что, лучше, скучно)

3. Подготовительный этап

Ребята, вы готовы работать дальше? (да)

«Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.»

Записывают число.

Словарная работа

На столах у вас лежат карточки, где написаны слова. Вам нужно вставить пропущенные буквы.

К…ньки, п…льто, м…дведь, т…традь. (работа в группах, проверка -сигнальные карточки)
Какие это слова? (Словарные)

Почему называют словарными словами? (Написание этих слов надо запомнить.)

Посмотрите на эти слова. Что интересного вы заметили? (Во всех словах есть ь)

Чистописание

Какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (ь)

Давайте сделаем гимнастику на пальчики.

Гимнастика на пальчики.

Посмотри, как солнце светит (Руки ставим на локти.)

Лучик тянется к нам детям. (Руки вытягиваем и поднимаем вверх.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Пальчики поочерёдно сжимаем в кулачок.)

Лучик хочется поймать (Ловим лучик.)

И сильней к себе прижать. (Прижимаем кулачки к груди.)

Прописываем ь. Одновременно дети комментируют (Вспоминают из каких элементов состоит ь, последовательность правильного написания ь.)

Подчеркните букву, которую вы считаете написали правильно.

(Работа в парах.)

Передайте тетрадочки и оцените друг друга. (Оценивание)

4. Постановка темы и задач урока.

Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока вы должны отгадать загадку.

Живёт в стране Грамматика очень весёлый волшебник.

Он не произносится, но в слово часто просится,
Почему у дома угол превратился в уголь,
Без пожара, просто так?

Это сделал…( мягкий знак)

Кто может предположить тему нашего урока.(Разные варианты)

Тема урока: «Мягкий знак- показатель мягкости согласных.»

Что мы знаем по данной теме?

(ь звука не имеет, помощник, волшебник)

Достаточно ли знаний у нас, чтобы писать слова с ь? (Нет)

Давайте поставим задачи, которые нам нужно решить:

(На экране ключевые слова.

Узнать…..(Что нужно узнать?)

Новое о букве ь.

Научиться…..

1.Читаем предложение.(Стояли солнечные деньки.)

Кто догадался чему мы должны научиться? (Писать слова, предложения где есть ь.)

Ёще чему должны научиться?

(На экране слова)

День, деньки, коньки, лень.

Где пишется ь? (В конце слова, в середине слова.)

То есть мы должны научиться определять, где находиться ь в словах.

5. Актуализация знаний

Прочитайте слова на экране и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова, в которых мягких согласных нет.
Слова на экране :мыло, милый, денёк, лук, люстра, радуга, отряд.

Дети записывают слова в 2 столбика:

милый мыло

денёк лук

люстра радуга

отряд


 

- Почему в 1-ом столбике некоторые согласные произносятся мягко?(После согласных стоят гласные е, ё, ю, и, я)

Ребята, оцените друг друга.(Дети оценивают по «волшебной линеечке»)

Учитель дарит лучики детям, а дети дарят солнышку.

Мы с вами повторили, когда же согласные звуки бывают мягкими.

6. «Открытие» нового знания.
Наблюдение над словами с мягким знаком.
(Работа в парах на листочках.)
Догадайтесь, о чем я говорю, и запишите слова в первый столбик.
(Распределение ролей. РУУД)
Место наказания провинившихся детей.
Полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске.
Емкость для хранения варенья.
Длинная палка, которую используют для прыжков в высоту.
Дети записывают слова-отгадки в столбик.
Во второй столбик запишите похожие слова с мягким знаком.
(Распределение ролей. РУУД.)
В результате на листочках у учащихся получается следующая запись.
Угол -уголь
Мел -мель
Банка -банька
Шест шесть
Чем отличается написание слов второго столбика? (Букв стало больше, чем звуков.)

Рядом со словами 2-го столбика запишите, сколько в каждом слове букв и сколько звуков.
Уголь – 5 букв, 4 звука.
Мель – 4 буквы, 3 звука.
Банька – 6 букв, 5 звуков.
Почему в данных словах букв больше, чем звуков? (ь звука не имеет.)

В листке самооценке оцените себя. (Дети оценивают себя.)

А я вам за активную работу дарю лучики.(Дети подходят к солнышку и прикрепляют лучики.)

Что делает мягкий знак со стоящей впереди него согласной? (Смягчает согласный звук.)

Вывод: « ь-показатель мягкости согласных.»
7.Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись.

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи. Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать

И совсем не уставать.

8. Первичное закрепление.

Ребята, назовите профессию человека, который добывает уголь. (шахтёр)

Давайте со словом уголь составим предложение. (Запись в тетради.)

Все ли слово уголь написали с мягким знаком?

А сейчас пальчиком в слове уголь закройте ь. (Читают свои написанные предложения 2-3 ученика.)

Что допустили бы вы, если не написали в слове уголь ь? (Ошибку)

Грамматическую ошибку.

Значит буква ь-орфограмма.

А что такое орфограмма? (Это письмо по правилам.)

9. Работа по учебнику (стр.113)

Открываем учебник и сравниваем наши выводы с выводами в учебнике. (1 ученик читает, а остальные следят.)

Упр.189 (Читают задание про себя.)

Кто может выполнить данное упражнение без моей помощи?

Игра «Грамматический хоккей»

 

Если ь находиться в середине слова, то забиваем шайбу в ворота, где ь стоит в центре ворот. А если ь стоит в конце слова, то забиваем шайбу в ворота, где ь стоит сбоку от штанги.

(Учитель читает слова, ученик забивает шайбу, а остальные ребята, если правильно кричат: « Гол!», а если не правильно -топают ногами.)

За активную работу учитель дарит лучики. (Дети дарят лучики солнышку.)

10.Физкультминутка на глазки (под музыку)

11. Самостоятельная работа.

Работа с тестами. Оцени сам себя.

Ф.И.

Оцени сам себя

Оценка учителя

1. Какая буква звука не обозначает?

1) ь 2) й 3) к

 

 

2. Какое слово будет лишним?

1) уголь 2)кот 3)деньки

 

 

3. Подбери пару к слову конь.

1) кот 2)кон 3)кол

 

 

4. Какую букву нужно написать в этих словах вместо пропусков- пис…мо, ден…, пол…то.

 

 

5. Какие буквы обозначают на письме мягкость согласных звуков?

1) а, о, у, ы, э 2) е, ё, и. ю, я.

 

 

 

 

 

Общая оценка

 

 

(Спрашиваю желание детей сдать тесты учителю.)

А кто желает задать вопросы по данной теме? (Дети задают вопросы.)

Какова роль ь знака?

О какой орфограмме мы говорили на уроке?

Учитель дарит лучики детям. Дети дарят лучики солнцу. У солнышка дети находят письмо.

Письмо.

Дорогие ребята, я рад что вы так активно работаете на уроке. Но я был бы рад, если вы находили в предложениях слова с ь на слух.

(Учитель читает текст, а дети называют слова с ь .)


Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.
Проводится проверка . (Экран)

Какими знаниями, полученными сегодня, вы можете гордиться? Что вы знаете про мягкий знак?

- А все ли о мягком знаке мы сегодня изучили?

- Всегда ли мягкий знак является показателем мягкости согласных?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.

 

Учитель дарит лучики. Дети дарят лучики солнышку. (Дети переворачивают лучики и на лучиках появляется волшебное слово: «Спасибо!»)
Итог урока. (на экране) Дети отвечают.

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

Дети, покажите какое настроение было у вас в течении всего урока? (На столах у детей смайлики с грустными и весёлым настроением. Ребята определяют своё настроение.)

12. Домашнее задание

Сочинить и написать сказку о ь. (Каждому ученику даётся «волшебный» домик. На обратной стороне листа дети записывают сказку.)


 

Прикрепленный файл Size
ь зкак.pptx 143.64 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн