Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Системно - деятельностный подход в организации современного урока информатики

Фото пользователя Ирина Викторовна Сухарева
Submitted by Ирина Викторовна Сухарева on вс, 27/09/2015 - 14:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сухарева Ирина Викторовна
Место работы, должность: 

МАОУ "СОШ № 65" г. Улан-Удэ


 

Регион: 
Республика Бурятия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p>Сравнительная таблица структуры традиционного урока и урока на основе системно-деятельностного подхода на примере урока информатики по теме &laquo;Графические возможности текстового редактора&raquo;.<br /> <br /> <br /> &nbsp;</p>

Системно - деятельностный подход в

организации современного урока информатики

Методологической основой ФГОС является  системно-деятельностный подход, согласно  которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".  При этом в первую очередь имеем в виду учебную деятельность, подразумеваем развитие, саморазвитие, самовоспитание личности, формирование УУД и, в том числе, приобретение определённых предметных знаний, умений, навыков.

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы.

Одной из приоритетных задач информатики можно считать развитие алгоритмического мышления учащихся, а так же формирование умений работать в среде типовых прикладных программ. Это подразумевает то, что учащиеся знают и умеют применять на практике общие приемы работы с компьютером, вне зависимости от того, каким программным продуктом они пользуются. В практике обучения учитель использует различные методы и способы донесения как теоретической, так и практической информации до учащегося.

Отмечу лишь некоторые из методов:

  • словесные;
  • наглядные;
  • демонстрационные;
  • алгоритмические.

Как  организовать деятельность учащихся на уроке так, чтобы они не получали знания в готовом виде, а добывали их самостоятельно.  Необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.  Целевой установкой новых образовательных стандартов является: «Развить умение учиться».

В своей педагогической деятельности на уроках использую различные виды практической работы.

По направлению учебной деятельности учащихся:

– обучающая практическая работа, используется для изучения нового материала или освоения новых компьютерных технологий;
– закрепляющая практическая работа, призвана закрепить имеющиеся у учеников практические умения в работе с ИКТ;
– контролирующая практическая работа, позволяющая продемонстрировать учащимся сформированные умения, учителю оценить их уровень.

По организации практические работы могут быть:

– индивидуальные, где учитель выступает в роли консультанта, тьютора;
– групповая работа, развивает у учащихся коммуникативные способности, толерантность, умение работать в команде. Роль консультанта исполняет ученик с повышенным уровнем подготовки и мотивации;
– фронтальная работа;
– коллективные работы.
Проводя на уроках учебные практики использую различные формы их организации.

Традиционные:

– практикумы по решению задач, эта форма, позволяет сформировать и закрепить у учеников умение решать задачи по различным темам курса, помогает подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ;
– лабораторные работы, это самая распространенная форма, все ученики одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами. Роль учителя – оперативная оказание помощи;
–эксперименты, это работа направлена на установление ранее неизвестного факта практическим путём.

Что же позволяет достичь деятельностный подход?
Уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.
Изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени.
Перейти на другой тип отношений между субъектами образовательного процесса. Этот тип отношений можно назвать кооперационным.

Деятельностный подход, существовавший и прежде в несколько другой форме выражения, актуализируется сейчас и акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Урок, основанный на принципах системно-деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

 

Приведу для сравнения структуру традиционного урока и урока на основе системно-деятельностного подхода на примере урока информатики по теме «Графические возможности текстового редактора».

Этап урока

Традиционный урок

Деятельностный урок

«Урок открытия нового знания»

1 Организационный момент.

Учитель сообщает тему урока, план урока.




 

Учитель демонстрирует готовый буклет, изготовленный с помощью текстового редактора.

Перед классом ставится практическая задача, например: для изготовления буклета, необходимо вставить в тестовой документ графические объекты, чертежи, схемы и т.д. Таким образом, буклет  становится не только более наглядным, но и профессионально законченным.

Формулируется тема урока «Графические возможности текстового редактора»

2 Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование  и т.д.

Обучающихся  вводят в тему урока путем решения определенных задач, путем их личных рассуждений, с помощью наводящих вопросов.

3 Объяснение нового материала

Обычно используем объяснительно-иллюстративный метод

Учитель подталкивает обучающихся к правильному решению только путем наводящих вопросов. Учащиеся предлагают, с помощью каких инструментов текстового редактора можно выполнить данное задание, намечают план реализации. Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.  Происходит самостоятельное открытие нового знания.




 

4 Закрепление нового материала

Преобладают репродуктивные методы

В основном фронтальная работа.

1) Выполняется пробное учебное действие (индивидуально или в малых группах).

2) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы




 

5 Рефлексия

Учитель или обучающиеся говорят, что нового узнали на уроке, чему научились.

Возможны следующие варианты рефлексии

 1) Словестная (Синквейн) – раскрыть само понятие, выразить отношение к этой теме.

2  Графическая рефлексия. Рука успеха.

(Подпишите пальчики, что нового вы сегодня узнали на уроке, в середине руки поставьте оценку уроку, отношение к уроку.)

3. Цветовая рефлексия: красный – все понравилось, зеленый – похуже, синий – все плохо.

5 Постановка домашнего задания.

Традиционное домашнее задание (параграф учебника и практическое задание)

Творческое проектное задание




 

Прикрепленный файл Size
сдп в информатике.pptx 711.12 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн