-В лесу много цветов. Как они пахнут?(сделать вдох носом, выдох через рот-3р.)
Слайд 2-3.
-А вот назойливый комар проснулся(схема).
-А это кукушка кукует.(схема )
-Ребята, а для чего мы делаем такие упражнения на уроках чтения?
Слайд 4.
Скороговорка.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
3. Введение в тему.
Слайд 5.
- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
4. Сообщение темы.
-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.
Внимательно прослушайте текст. Как бы вы его озаглавили?
Совпадет ли ваше название произведение с названием автора.
5. Чтение учителем произведения
(Книги закрыты).
6. Проверка первичного восприятия.
-Что вам понравилось в произведении?
-Что вам не понравилось?
-Когда вам было весело? А грустно?
-Как бы вы озаглавили это произведение?
-Все ли слова вам понятны?
Слайд 6.
7. Моделирование обложки.
-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?
-Сказку.
-Почему вы так решили? Докажите.
-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.
-Подумайте, о ком эта сказка?
-О животных.
-Покажите это на своих моделях.
(Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)
-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?
-В.Сутеев.
Значит, какая это сказка?
- Авторская (литературная).
-Укажите на модели фамилию автора.
-Прочитай заголовок сказки. Совпал ли он с нашим названием?
-Обозначьте заголовок в модели.
-Назовите правильно произведение ,с которым мы сегодня познакомились на уроке (В.Сутеев сказка о животных «Палочка-выручалочка».).
Слайд 7.
-Что вы знаете об этом человеке?
-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.
-Писал сценарии к мультфильмам.
-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.
-Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев.
Обратите внимание на выставку, где собраны не только книги, которые он сам писал и иллюстрировал, но и произведения других авторов с рисунками Сутеева.
-У Лутохина Б. в домашней библиотеке есть замечательная книга, с которой он хочет вас познакомить.
(Борис знакомит с книгой “Стихи и сказки в картинках В.Г.Сутеева”.)
-Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.
-С какими его произведениями мы уже знакомы? Отгадайте по моделям обложек.
- Хотите послушать сказку в исполнении артиста Всеволода Абдулова?
-На экране будут слайды – рисунки Сутеева
Прослушивание аудиокниги. Просматривание иллюстраций к сказке
10. Работа с произведением: анализ содержания, определение темы чтения.
-Кто герои в сказке?
-Кто главные герои в сказке?
Слайд11.
-Ёжик и Заяц.
-Почему я поставила двустороннюю стрелку?
-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.
-Каким был Ёжик? Заяц?
Ёжик
Заяц
Воспитанный
Невоспитанный
Вежливый
Грубый
Смелый
Трусливый
Добрый
Благодарный
Умный
Находчивый
Сообразительный
Скромный
-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?
-Как автор относится к ежу? К зайцу?
-Кто вам понравился больше и почему?
11. Творческая работа в группах.
Слайд 12.
-Сейчас будем работать по группам.
1 группа - актеры(прочитать отрывок из сказки, проинсценировать диалог главных героев).
2 группа - мультипликаторы( составить диафильм)
3 группа - редакторы( составить план)
Презентация работы каждой группы
Слайд 13-14.
12. Рекомендации для самостоятельной работы.
-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов, мультипликаторов, артистов, хотите быть иллюстраторами? Это вы по желанию сможете сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу – самоделку.
- Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.
11. Итог урока. Рефлексия.
Слайд 15-18.
-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?
-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное?
-“Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!”
-“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”! Чему учит нас сказка?
- Какой урок возьмём из неё?
-Что хотел нам сказать автор?
-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.
-Мой добрый друг, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
-Дарите людям добро!
-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему научились?
-Какое произведение помогло?
-Покажите ваше настроение.
-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.
Сегодня я работал лучше, чем вчера
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой
-Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.
-Прикрепите на общий круг знак, который соответствует вашему состоянию.
12.Эмоциональная концовка урока.
-Посветим друг другу и гостям ,как солнышки и скажем: «До свидания! » (дети вращают ладошками)