Методическая разработка урока русского языка
по теме: «О пользе звукобуквенной зарядки»
(УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Бугаенко Светлана Анатольевна
МОУ СОШ №4 г. Алексеевка
учитель начальных классов
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель урока:
- формирование умения выполнять звукобуквенный анализ слова;
- развивать фонематический слух и внимание;
- воспитание чувства взаимовыручки и взаимопомощи.
Планируемые результаты (предметные): научатся различать звуки на слух, выполнять звукобуквенный анализ слов.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу и находить пути ее решения;
познавательные - анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
коммуникативные - владеют навыком слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным? (хорошее, деловое)
- Я желаю вам до конца урока сохранять хорошее деловое настроение.
III. Работа над каллиграфией.
- Какие слова «спрятались»? (Звуки, буквы.) Сравните эти понятия. А что означает слово «зарядка»? (Письмо в тетрадях).
Наше правило: не надо быстро – надо правильно!
II. Изучение новых знаний и способов действий.
(Познавательные: извлекают необходимую информацию из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти; коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.)
- Звукобуквенная зарядка - это звуковые украшения. Стихи М. Дружининой обозначены знаком ш), а стихи М. Яснова - знаком (Я). На с. 3 учебника найдите эти условные обозначения.
Учащиеся читают диалог Миши и Анишит Йокоповны.
- Какую зарядку мы будем делать на уроках русского языка?
- Прочитайте стихотворение М. Яснова. Обратите внимание на выделенное слово.
- Какое слово должно быть вместо него? (Шторами.) Произнесите слова «шторами» и «шпорами». (В слове «шторами» учащиеся отрывисто произносят звук [т], а в слове «шпорами» - звук [п].)
- Какими звуками они отличаются? Произнесите оба звука правильно. Спишите текст с подходящим словом.
Мало уметь писать, надо уметь думать.
Подберите проверочные слова к словам с подчеркнутыми буквами. (Окошко - окошечки; немножко - немножечко.) На какое правило данные слова? (Правописание парных согласных.)
Физкультминутка под музыку.
Прочитайте стихотворение М. Дружининой. Произнесите первое выделенное слово. (Вязы.) Какое слово должно быть вместо него? (Вазы.) Произнесите оба слова. Какими звуками различаются слова? (Вязы - [в']; вазы - [в].) Эти слова пишутся по-разному, потому что они произносятся по-разному. Выберите верное высказывание в учебнике. (Другая буква обозначает то, что изменился один звук. Был звук [в'], а стал звук [в].)
- Что изменится, если мы будем хорошо различать звуки?
III. Словарная работа. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют пошаговый контроль действий.)
- Словарные слова: завод, работа, лопата.
- Что такое завод? Кого называют рабочими? Какие рабочие профессии вы знаете? Кто такой кочегар, маляр?
Гимнастика для глаз
IV. Включение нового знания в систему знаний и развитие умений.
Работа в печатной тетради: задание 9.
[л]: лапа; [л']: липа, лед;
[д]: дача, дом; [д']: день;
[ф]: фара; [ф']: финиш;
[й'у]: юла; [й'а]: яма.
- Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв: юла [й'ула], яма [й'ам]а. Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (День - ъ звука не обозначает, а показывает мягкость предыдущего согласного.)
V. Рефлексия. «Оживите слова». (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
|