Пояснительная записка
Постоянно расширяющийся и совершенствующийся парк разнообразных технических средств, используемых в промышленности и быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов, его обслуживающих. Диалог с компьютером конструктор может вести лишь тогда, когда он понимает его графический язык, свободно владеет им и обладает развитыми пространственными представлениями, умением мысленно оперировать пространственными образами и их графическими изображениями.
В конструировании и современном производстве чертеж используется как средство фиксации отдельных этапов процесса конструирования, является лаконичным документом, четко и однозначно передающим всю информацию об объекте, необходимую для его изготовления, и одновременно уникальным средством во всех отраслях промышленности. Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей – задача общегосударственного масштаба.
Графическая грамота в системе общего и политехнического образования имеет особое значение: она
- содействует активному развитию пространственных представлений, пространственного воображения; логического и технического мышления; познавательных и творческих способностей школьников;
- обеспечивает овладение школьниками общечеловеческим языком техники; умением читать и выполнять различную чертежно-графическую информацию машиностроительной и архитектурно-строительной отраслей;
- формирует понимание школьниками значения прогрессивной технологии производства;
- способствует овладению различными видами труда, в основе которых лежит восприятие чертежа;
- оказывает влияние на формирование личности учащегося, развивая его характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, плановость в работе;
- помогает усвоению таких учебных дисциплин, как геометрия, физика, химия и т.д.
Цель обучения: активизировать процесс овладения графической культурой, сформировать познавательный интерес и потребность к самостоятельному творчеству
Задачи курса:
- научить школьников читать и выполнять чертежи, решать проблемные задания, головоломки, загадки, ребусы, шарады, кроссворды и т.д.;
- научить моделировать и конструировать, создавать проекты, пользоваться учебниками и справочными пособиями;
- обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах;
- развить желание, стремление ученика самому искать и предлагать варианты решения задач;
- при самостоятельном решении задач выработать у учащихся: внимательность, настойчивость, умение преодолевать трудности;
- сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;
- сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству.
Акцент данной программы сделан на способность ученика удивляться – ценнейшей из способностей человечества, в основе чего лежит акт познания.
Основу программы кружка «Занимательное черчение» составляют вопросы и задачи, для решения которых требуется конструкторская смекалка и знание законов черчения.
Успешность освоения программы намного повышается при использовании в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, творческих заданий, занимательных задач, конкурсов. Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Роль развлекательного элемента в обучении черчению не в том, чтобы науку, предмет превращать в забаву, а напротив, забаву ставить на службу обучению. Занимательность – главное средство популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, удивлять его, возбуждать в нам процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Занимательная наука делает труд ученика интересным, а потому приятным.
Программа состоит из 9 разделов, каждый раздел из двух частей:
-первая часть – в занимательной форме осваиваются или повторяются необходимые теоретические сведения, дается материал, расширяющий кругозор школьника;
- вторая часть – включает творческие задания.
Занимательная наука делает труд ученика интересным, а потому эффективным. В программу включены элементы занимательности: новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного процесса, обостряющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, искать объяснение тому или иному явлению.
Занимательные задания, побуждающие работать мысль учащегося:
- вербальные головоломки6 кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки;
- проблемные. Частично-поисковые и исследовательские методы;
- игровая деятельность: дидактические игры, деловые игры, игровые ситуации;
- конкурсные программы;
- проектная деятельность
Методы работы
При использовании этой программы применены следующие методы обучения и воспитания: беседы, обсуждение, рассказ; рассматривание иллюстраций, видеофильмов, DVD, диафильмов, диапозитивов, проектов, макетов; наблюдения; объяснение, показ, выставка творческих работ, сравнение и аналогия, сопоставление; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ.
Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы учащихся и работы группами, а также деятельность всего класса.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.
Программа рассчитана на учащихся 8, 9 классов. Занятия проводятся группой в 15человек. Проводится занятие один раз в неделю по 2 учебных часа в соответствии с нормами СаНПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.. В год - 68 занятий.
Срок реализации: 1год.
Методы оценки результативности программы:
- Количественный анализ;
- Посещаемость;
- Фиксация занятий в рабочем журнале;
- Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
Практические материалы.
В настоящую программу, максимально соответствующую базисному плану основной школы, включены основополагающие темы и разделы курса черчения, обеспечивающие минимальный, но достаточный уровень графической подготовки для использования ее при продолжении обучения в средних специальных и высших учебных заведениях при освоении курса начертательной геометрии, основ различных рабочих специальностей и оказывающие максимальное влияние на формирование личности учащегося.
Изучение материала отнесено к трудовым дисциплинам области «Технология».
Содержание программы
1.Чертежные инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Оформление чертежей.(4 часа)
Учебный предмет «Черчение». Значение черчения в практической деятельности. Современные методы выполнения чертежей.
Виды графических изображений. Исторические сведения о развитии чертежа.
История инструментов, принадлежностей. Стандарты, форматы, шрифты.
Масштабы, размеры, их история.
Композиция чертежа.
Творческие задания.
Решение головоломок, кроссвордов.
Составление картинного (пиктографического) письма.
- Геометрическое черчение. ( 6 часа)
История геометрических построений
Прикладная направленность геометрических построений.
Сопряжения. Виды сопряжений и примеры их использования.
Творческие задания.
Конструирование графического образа-знака.
Нитяной чертеж.
Графические образцы-знаки: логотипы, символы, товарные знаки.
Сопрягаемые линии в очертании животных.
Орнамент из лекальных кривых.
- Формы и их элементы. Развертки фигур. ( 6 часа)
Знакомство с формами и их элементами. Анализ геометрической формы предмета.
Чертеж и развертка.
Стороны, ребра, вершины.
Геометрические формы вокруг нас.
Творческие задания.
Развертки геометрических форм: куба, шара, конуса, пирамиды, и т.д.
Свертка и раскладка..
Найти модель по развертке
- Аксонометрическое и прямоугольное проецирование.
(20 часов)
Процесс проецирования, виды проецирования. Проецирование на одну, две, три плоскости.
Виды, история видов.
Чертеж и рисунок.
О практике черчения.
Аксонометрические проекции. Изометрия квадрата, окружность в изометрической проекции. Технический рисунок.
Луч определяет проекцию.
Проекции точек. Геометрические тела и точки на их поверхности. Проекции точки в реальной конструкции.
Когда прямая превращается в точку.
Замечательные кривые: эллипс ,парабола, спираль Архимеда
О предметах, имеющих плоские срезы.
Загадочные проекции простых тел.
Творческие задания.
Оптические иллюзии. Оптические иллюзии в картинах художника С. Дали, в литографиях голландского художника М. Эшера.
Откуда упало яблоко.
Конструкторские смекалки.
Опыт с дверью.
Пересекаются ли провода?
Следы на эпюрах.
Логика в черчении.
Проволочные головоломки.
- Сечения и разрезы. ( 10 часа)
Процесс получения сечений и разрезов, их отличия, назначение, применение.
Особенности выполнения сечений. Образование разрезов.
Классификация разрезов.
Соединение вида и разреза.
Разрезы в аксонометрической проекции.
Творческие задания.
Сечение без отсечения
- Системы передач. (4 часа)
Передача движений, виды передач.
История колеса, его конструкция. Чертеж колеса.
Творческие задания.
Задачи на передачу движений.
- Соединения деталей. Сборочные и строительные чертежи.
( 10 часа)
История крепежных деталей.
Чертежи типовых соединений деталей.
Разъемные и неразъемные соединения деталей в изделиях, представляющих собой сборочные единицы
Неразъемные соединения.
Резьба. Изображение и обозначение резьбы.
Разъемные резьбовые и нерезьбовые соединения.
Работа со справочным материалом.
История сборочных чертежей. Чтение сборочного чертежа.
Творческие задания.
Чтение с увлечением: «Чтение сборочного чертежа»
8. Занимательная терминология. (2 час)
Сходство форм предметов с их названиями.
9. Чертежные игры. (4 часа)
10. Диагностика графической подготовки. (2 час)
Тестирование
Учебно-тематический план
№
раз-дела
|
Разделы и темы
|
Практика
|
Общее количество часов
|
1
|
Чертежные инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Оформление чертежей.
|
Творческие задания.
|
4
|
|
Учебный предмет «Черчение». Значение черчения в практической деятельности. Современные методы выполнения чертежей.
|
Решение головоломок, кроссвордов.
|
|
|
Виды графических изображений. Исторические сведения о развитии чертежа.
История инструментов
|
Решение головоломок, кроссвордов
|
|
|
История инструментов, принадлежностей. Стандарты, форматы, шрифты.
|
Составление картинного (пиктографического) письма.
|
|
|
Композиция чертежа.
|
Решение головоломок, кроссвордов.
|
|
2
|
Геометрическое черчение.
|
Творческие задания.
|
6
|
|
История геометрических построений
|
Творческие задания.
|
|
|
Прикладная направленность геометрических построений.
|
Конструирование графического образа-знака.
Нитяной чертеж
|
|
|
Прикладная направленность геометрических построений.
|
Конструирование графического образа-знака.
Нитяной чертеж
|
|
|
Прикладная направленность геометрических построений.
|
Графические образцы-знаки: логотипы, символы, товарные знаки.
|
|
|
Сопряжения. Виды сопряжений и примеры их использования.
|
Графические образцы-знаки: логотипы, символы, товарные знаки.
|
|
|
Сопряжения. Виды сопряжений и примеры их использования.
|
Сопрягаемые линии в очертании животных.
Орнамент из лекальных кривых.
|
|
3
|
Формы и их элементы. Развертки фигур.
|
Творческие задания.
|
6
|
|
Знакомство с формами и их элементами.
|
Развертки геометрических форм: куба, шара, конуса, пирамиды, и т.д.
|
|
|
Анализ геометрической формы предмета.
|
Развертки геометрических форм: куба, шара, конуса,
|
|
|
Чертеж и развертка.
|
Свертка и раскладка..
|
|
|
Стороны, ребра, вершины.
|
Найти модель по развертке
|
|
|
Геометрические формы вокруг нас.
|
Творческие задания.
|
|
|
Творческие задания.
|
Творческие задания.
|
|
4
|
Аксонометрическое и прямоугольное проецирование.
|
Творческие задания.
|
20
|
|
Процесс проецирования, виды проецирования.
|
Оптические иллюзии.
|
|
|
Проецирование на одну, две, три плоскости.
|
Конструкторские смекалки.
|
|
|
Проецирование на одну, две, три плоскости.
|
Конструкторские смекалки.
|
|
|
Проецирование на одну, две, три плоскости.
|
Конструкторские смекалки.
|
|
|
Виды, история видов.
|
Конструкторские смекалки.
|
|
|
Чертеж и рисунок.
|
Конструкторские смекалки.
|
|
|
О практике черчения.
|
Оптические иллюзии
в
картинах художника С. Дали, в литографиях голландского художника М. Эшера.
|
|
|
Аксонометрические проекции.
|
Откуда упало яблоко
|
|
|
Аксонометрические проекции.
|
Опыт с дверью.
|
|
|
Изометрия квадрата, окружность в изометрической проекции.
|
Пересекаются ли провода?
|
|
|
Изометрия квадрата, окружность в изометрической проекции.
|
Следы на эпюрах.
|
|
|
Технический рисунок.
|
Логика в черчении.
|
|
|
Луч определяет проекцию.
|
Проволочные головоломки.
|
|
|
Проекции точек. Геометрические тела и точки на их поверхности. Проекции точки в реальной конструкции.
|
Проволочные головоломки.
|
|
|
Проекции точек. Геометрические тела и точки на их поверхности. Проекции точки в реальной конструкции.
|
Проволочные головоломки.
|
|
|
Когда прямая превращается в точку.
|
Конструкторские смекалки
|
|
|
Замечательные кривые: эллипс ,парабола, спираль Архимед
|
Конструкторские смекалки.
|
|
|
О предметах, имеющих плоские срезы.
|
Конструкторские смекалки.
|
|
|
Загадочные проекции простых тел.
|
Творческие задания.
|
|
|
Загадочные проекции простых тел.
|
Творческие задания.
|
|
5
|
Сечения и разрезы.
|
Творческие задания.
|
10
|
|
Процесс получения сечений и разрезов, их отличия, назначение, применение.
|
Творческие задания.
|
|
|
Процесс получения сечений и разрезов, их отличия, назначение, применение.
|
Творческие задания.
|
|
|
Особенности выполнения сечений
|
Творческие задания.
|
|
|
Образование разрезов.
|
Творческие задания.
|
|
|
Классификация разрезов.
|
Творческие задания.
|
|
|
Соединение вида и разреза.
|
Творческие задания.
|
|
|
Соединение вида и разреза.
|
Творческие задания.
|
|
|
Разрезы в аксонометрической проекции.
|
Творческие задания.
|
|
|
Разрезы в аксонометрической проекции.
|
Творческие задания.
|
|
|
Творческие задания.
Сечение без отсечения
|
Творческие задания.
|
|
6
|
Системы передач.
|
Творческие задания.
|
4
|
|
Передача движений, виды передач.
|
Творческие задания.
|
|
|
История колеса, его конструкция. Чертеж колеса.
|
Творческие задания.
|
|
|
Творческие задания.
Задачи на передачу движений.
|
Творческие задания.
|
|
|
Творческие задания.
Задачи на передачу движений.
|
Творческие задания.
|
|
7
|
Соединения деталей. Сборочные и строительные чертежи.
|
Творческие задания.
|
10
|
|
История крепежных деталей
|
|
|
|
Чертежи типовых соединений деталей.
|
|
|
|
Разъемные и неразъемные соединения деталей в изделиях, представляющих собой сборочные единицы
|
|
|
|
Неразъемные соединения.
|
|
|
|
Резьба. Изображение и обозначение резьбы.
|
|
|
|
Разъемные резьбовые и нерезьбовые соединения.
|
|
|
|
Разъемные резьбовые и нерезьбовые соединения.
|
|
|
|
Работа со справочным материалом.
|
|
|
|
История сборочных чертежей. Чтение сборочного чертежа.
|
Чтение с увлечением: «Чтение сборочного чертежа»
|
|
|
Творческие задания.
Чтение с увлечением: «Чтение сборочного чертежа»
|
Чтение с увлечением: «Чтение сборочного чертежа»
|
|
8
|
Занимательная терминология.
|
Творческие задания.
|
2
|
|
Занимательная терминология.
|
|
|
|
Сходство форм предметов с их названиями.
|
|
|
9
|
Чертежные игры.
|
Творческие задания.
|
4
|
10
|
Диагностика графической подготовки.
|
Тестирование
|
2
|
|
Всего:
|
|
68
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Должны знать:
- основы прямоугольного проецирования на одну, две, три плоскости проекций;
- алгоритм построения чертежа , представленного одним, двумя и тремя видами;
- алгоритм построения по двум заданным проекциям третьей;
- расположение осей аксонометрической проекции;
- алгоритм построения эскиза;
основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, алгоритм их построения;
- условное изображение и обозначение резьбы
- виды разъемных неразъемных соединений
- условности и упрощения на сборочных чертежах;
- особенности оформления архитектурно-строительных чертежей.
Должны уметь:
- анализировать геометрическую форму предмета в натуре, по наглядному изображению и комплексному чертежу;
- анализировать графический состав изображения;
- выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения чертежа;
читать и выполнять чертежи, эскизы, наглядные изображения;
- выбирать главное изображение, характер, количество изображенрий;
- выполнять необходимые сечения и разрезы;
- выполнять чертежи разъемных соединений;
-читать и деталировать сборочные чертежи;
-читать и выполнять несложные архитектурно-строительные чертежи
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования
Литература:
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2009
2. Воротников Е.А. Занимательное черчение. – М.: Просвещение, 1990.
3. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение. 7-9кл.: Рабочая тетрадь № 1. – М.: Владос, 2000
4. Ситдикова, Л Н. Графические кроссворды по черчению //Школа и производство. - 2003. № 8. - С. 72-75
5. Большая книга веселого досуга. - 2005. - М.: Ридерз Дайджест, 2004.
|