Submitted by Елена Валерьевна Водопьянова on Wed, 02/09/2015 - 23:48
Проект урока для учащихся 3-х классов «Психологическое кафе»
В своей работе каждый педагог и психолог периодически использует командные игры. В своей практике я уже давно использую «Психологическое кафе», как игровую оболочку командных игр.
«Психологическое кафе» - это место, где можно получить «пищу для ума». Под названиями интересных блюд: «Салат для умников», «Щи замысловатые», «Десерт данетки» - кроются задания на развитие понятийного аппарата, логического мышления, внимания, воображения, творческих способностей. «Начинка» каждого блюда, как и название, может быть любым, соответствующим возрастным особенностям учащихся.
Атмосфера в классе должна соответствовать названию. Поэтому мы сдвигаем столы, накрываем их скатертями, раскладываем меню. В меню указывается не только название блюда, но и какую пользу оно приносит. Организация игры может быть разной. Блюда могут быть одинаковыми для всех команд и предлагаться по порядку. Или команды могут выбирать их по своему усмотрению, исходя из своих интересов или стоимости блюд (чем больше стоимость – тем выше балл при выполнении задания).
Любая командная игра предполагает взаимодействие между участниками. Поэтому в этой игре развиваются не только познавательные способности, но и коммуникативные умения. Дети учатся договариваться, распределять обязанности, выслушивать друг друга, принимать ответственность на себя и т.д. Деление на команды может происходить по разному: по желанию, по жребию, мальчики и девочки, по цвету, глаз, волос и др.
Я предлагаю вариант «Психологического кафе» для учащихся 3-х классов, посещающих регулярные занятия психологии. Уровень сложности будет зависеть от возможностей и способностей учеников.
Тип урока: игра – соревнование.
Задачи:
Расширение кругозора, мировоззрения, словарного запаса;
Развитие воображения и мышления: словесно-логического, логико-математического, творческого;
Развитие коммуникативных навыков в групповой работе;
Повышение познавательной мотивации в учебной деятельности.
Материалы: оформление класса под «Психологическое кафе», пригласительные билеты, бланки с заданиями, бумага, карандаши и фломастеры.
Ход занятия: учащиеся получают пригласительные билеты разного цвета, в соответствии с которыми садятся за столики. Т.о., образуются команды участников. Команды придумывают названия и рисуют эмблему.
Представляются члены жюри (классный руководитель и 3-4 родителя).
Гостям кафе предлагается меню (напечатанное, на каждом столе).
- Начнём с лёгких блюд, с закусок. Вашему вниманию предлагается салат «Третий лишний», он развивает кругозор. Из трёх предложенных слов вам необходимо найти лишнее и объяснить почему.
взаимопонимание, агрессия, терпимость
интеллигентность, творчество, фантазирование
талант, одарённость, самооценка
страх, ненависть, трусость
- Ещё одна закуска - канапе «Ералаш» - развивает воображение и речь. Составьте правильные предложения, чтобы в каждом случае не терялся смысл. Расставьте предложения так, чтобы они рифмовались, тогда получится стихотворение.
Злой кабан летал под облаками
Пароход томился в клетке
Соловей гонялся за мышами
Дикобраз хвостик свой ловила
Кошка точил клыки
Маша накрыт к обеду был
Ёж усами шевелил
Чиж сидел на ветке
Рак давал гудки
Стол физику учила
Один из вариантов:
Злой кабан точил клыки.
Пароход давал гудки.
Соловей сидел на ветке.
Дикобраз томился в клетке.
Кошка хвостик свой ловила.
Маша физику учила.
Ёж гонялся за мышами.
Чиж летал под облаками.
Рак усами шевелил.
Стол накрыт к обеду был.
- Переходим к первым блюдам! На горячее вам предлагается «Солянка логическая». Уже из названия видно, что вам понадобиться умение рассуждать и строить закономерности. Попробуйте решить предложенные задачи:
Дедушка Коли празднует каждый свой день рождения. В 1964 году он отпраздновал 17 раз день своего рождения. Сколько лет дедушке сейчас? (2015 – 1964 = 51 + 17 = 68 лет).
У трёх трактористов был брат Андрей, а у Андрея братьев не было. Как это могло случиться? (трактористы были сёстрами
- Как-то иностранец спросил: «Что такое окрошка?» Ему ответили: «Это когда всё мелко нарезано и перемешено». Перед вами «Психологическая окрошка». Какие слова зашифрованы в анаграммах?
- Что же в нашем меню следующее? Вторые блюда – очень вкусно и питательно! Перед вами "Жаркое народное". Вспомните качества характера и дайте им названия:
Человек, который всё приводит в порядок, не разбрасывает, следит за чистотой (аккуратный)
Человек, который умеет вести себя и говорить так, чтобы другим было приятно с ним (вежливый)
Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор (миролюбивый, дружелюбный)
Человек, который знает о своих недостатках (самокритичный)
Человек, неспособный к низким, плохим поступкам (порядочный)
- Переходим к самому вкусному, к десертам. Впервые в нашем кафе пирожное «Логогриф» - развивает образное мышление и воображение. Для решения этого вида шарад нужно отыскать загаданное слово путём перестановки или выбрасывания отдельных букв или слогов:
1. Я летом летаю, кусаю, жужжу
И спать вам мешаю – сейчас разбужу.
Но букву отбросьте, и уж тогда
К любому обеду гожусь, господа. (уха)
2. Служу я мебелью исправно,
Всегда в гостиной нахожусь,
Когда ж отбросите вы букву –
Я в имя тотчас превращусь! (Иван)
- Надеюсь, что все блюда в нашем кафе были полезны и пришлись вам по вкусу. Мы будем рады, если вы напишете свои отзывы в нашей «Книге жалоб и предложений».
Жюри подводит итоги и награждает победителей в номинациях: