Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Путешествие по лабиринтам мышления. Занятие тренинга по развитию мышления для пятиклассников (15 учащихся).

Submitted by Елена Анатольевна Белошапкина on Sat, 22/08/2015 - 15:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Белошапкина Елена Анатольевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Веселовская СОШ" Красногвардейского района Белгородской области, педагог-психолог

Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 

Цели:

  • развитие творческого нестандартного мышления, воображения, внимания, памяти;
  • способности преодолевать штампы и стереотипы;
  • формирование умения работать в группе;
  • познание и раскрытие учениками своих потенциальных способностей к творчеству;
  • развитие самосознания, рефлексии;
  • исследование быстроты, гибкости и оригинальности мышления
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

нет

Используемая методическая литература: 
  1. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками (под ред. М.Р. Битяновой) – Москва, «Питер», 2003.
  2. Г.Ю. Айзенк «Проверьте свои способности» — Москва, «Педагогика - Пресс», 1992.
  3. «126 эффективных упражнений по развитию памяти» (под редакцией        Д. Гончара и Т. Сажиной) — Москва, «Эйдос»,  1994.
  4. Газета «Школьный психолог» , №4, 1999; №11, 2000.
  5. Журнал «Кроссворды для детей»,  №43, 2008.
  6. Психология. 5 класс. Разработки занятий с детьми. (сост. Р.М. Мухаметова) – Волгоград, «Учитель – АСТ», 2005.
  7. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей» - Москва, «Ось -89», 1997.
Используемое оборудование: 

Материалы для организации игры:

  • карточки с заданиями для каждого этапа;
  • ручки, простые карандаши;
  • таблички с номерами купе и мест участников;
  • «билеты»;
  • платки для того, чтобы завязать глаза всем участникам;
  • музыкальное сопровождение;
  • компьютерная презентация «Путешествие по лабиринтам мышления».
Краткое описание: 
<p>Развивающее занятие построено в форме путешествия по рзличным станциям, на которых учащимся необходимо выполнить задания.</p>

Сценарий игры

Звучит музыка к песне «Голубой вагон».

Дети заходят в класс, становятся в круг.

Ведущий. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поезде, будем останавливаться на разных станциях. Будет ли наше путешествие интересным, во многом зависит от вас.

Наше путешествие начинается с вокзала. На вокзале, естественно, много народу, все куда-то торопятся, толкаются. Я прошу вас всех закрыть глаза и свободно перемещаться по классу, стараясь ни с кем не столкнуться. При этом вам необходимо слушать меня. Как только прозвучит команда, надо открыть ненадолго глаза и быстро объединиться в группу, состоящую из стольких человек, сколько я назову (2, 4, 5).

Внимание, пассажиры! Желающие приобрести билеты, могут подойти к кассе.

Для того чтобы получить право на проезд в нашем поезде, вам нужно выполнить задания на листочках (Приложение №1), а затем  обменять свои листочки на билеты в кассе.

Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом - будем грузить багаж. Делать это мы будем следующим образом: я назову одну из букв русского алфавита и какое-либо слово, обозначающее предмет, который в принципе может быть погружен на поезд, и брошу мяч кому-то из вас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляет мяч дальше. Делать это надо быстро, чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих. Кроме того, у нас будут некоторые ограничения: на поезд нельзя грузить то, что может быть на ней перевезено: астероиды, айсберги, а также не будем грузить, например, аборигенов и антилоп.

Уважаемые пассажиры, пожалуйста, займите ваши места согласно купленным билетам! (Дети занимают места за столами – «в купе»). На ваших билетах нарисованы значки, которые обозначают настроение. Обведите карандашом значок, который соответствует вашему настроению сейчас.

Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по лабиринтам мышления.

  1. Станция «Размышляево».

Первая наша остановка – станция «Размышляево». Здесь вы можете проявить свое умение мыслить. Сейчас каждый из вас получит задание на карточках. Ваша задача – как можно быстрее найти правильные ответы и написать их на своих листочках. (Приложение №2). Давайте проверим ваши ответы по вариантам.

  1. Мосты.

Внимание, опасность! Наш поезд вынужден остановиться: железнодорожный мост поврежден и проезд закрыт. Для восстановления моста вам надо выполнить задание «мостики». Каждый из вас получит по 2 слова – названия предметов, не имеющих ничего общего друг с другом. Постарайтесь мысленно  объединить оба предмета в одной четкой картинке, используйте любые ассоциации. Дайте волю своему воображению! Мы сможем двигаться дальше только в том случае, если каждый из вас «построит свой мостик» - сумеет объединить свои предметы. (Приложение №3).

  1. Станция «Поселок изобретателей».

В этом поселке живут изобретатели. Чтобы не обидеть их, вам нужно показать свои изобретательские качества. Вам нужно изобрести необычные способы применения. Например, "молоток". Кроме его прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах. Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.

Придумайте как можно больше способов использования

  • канцелярской скрепки,
  • обычного карандаша,
  • старой шляпы.
  1. Тоннель.

Сейчас наш поезд въедет в тоннель. В тоннеле очень темно, и кроме того, путь через него очень извилистый. Но нам с вами укажет верную дорогу  старый гном,  которому принадлежит вот эта тень. (Приложение №7)  Найдите скорее этого доброго гнома. 

Вам надо крепко держаться за руки, не торопиться, чтобы пройти этот участок дороги всем вместе и никого не потерять (всем завязывают глаза).

(Ведущий ведет за руку первого ребенка. Остальные держаться за руки, идут один за другим, обходят различные преграды. После «тоннеля» поезд останавливается, повязки снимаются. Ведущий спрашивает у детей, было ли им страшно, что они чувствовали при прохождении тоннеля.)

  1. Станция «Город художников».

Как известно, художники – очень загадочные люди. Они способны в самых простых вещах или фигурах разглядеть множество самых разных образов. Давайте попробуем на несколько минут стать художниками. (Диагностическая методика «Круги Вартега)

На листочках у вас нарисовано 20 кругов (Приложение №4). Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать предметы или явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга. Для одного рисунка можно использовать только один круг. Рисовать надо слева направо. На выполнение задания вам дается всего 5 минут. Подумайте,  как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки.

  1. Лес.

Внезапная остановка в лесу. На железную дорогу вышли  лев, олень, енот, лиса, выполз уж, прилетели муха, овод, сова, галка и оса. Случилось несчастье – они не могут найти свои дома. К сожаленью, пока они не разойдутся по своим местам, наш поезд не сможет двигаться дальше. Давайте поможем бедным животным. (Приложение №5).

  1. Станция «Стихоплетный разъезд».

Здесь живут люди, которые любят сочинять разные песни и стихи, но, как и в любом творческом деле, в их сочинениях не всегда все бывает гладко. Вам нужно проявить свои литературные способности, чтобы помочь им исправить стихи и продолжить частушки. (Приложение №6).

  1. Рефлексия

Это была последняя станция на нашем пути. Через несколько минут наше путешествие подойдет к концу,  и мы с вами возвратимся в школу.

  • Понравилось ли вам сегодня путешествовать?
  • Что было самым интересным?
  •  Самым трудным?
  • А самым простым?
  • Что запомнилось больше всего?

На обратной стороне ваших билетов, пожалуйста, отметьте настроение, с которым вы возвращаетесь из нашего путешествия.

На прощанье я хочу дать вам

несколько полезных советов:

  • Мозг «ржавеет» от безделья, поэтому нужно чаще нагружать его работой.
  • Мышление начинается с внимания: чтобы хорошо думать, нужно быть внимательным!
  • Когда думаешь, старайся все известное проанализировать и «разложить по полочкам».
  • Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к уму других.
  • Прежде чем дать ответ, сначала его обдумай: не позволяй своему языку опережать мысль!
  1. Остановка «Школа»

Всем спасибо!

Прикрепленный файл Size
Приложение.doc 627 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн