Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа факультативного курса "Вдумчивый читатель" (1-4 кл.)

Submitted by Наталья Владимировна Моисеева on Sat, 04/07/2015 - 12:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Моисеева Наталья Владимировна
Место работы, должность: 

Учитель МБУОО ООШ №2 г. Советская Гавань

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p><span style="font-size:11pt">Рабочая программа факультативного курса &laquo;</span><span style="font-size:11pt">Вдумчивый читатель</span><strong><span style="font-size:11pt">&raquo; </span></strong><span style="font-size:11pt">создана для организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы</span></p>

Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная организация 

основная общеобразовательная школа №2

г. Советская Гавань

г. Советская Гавань, ул. Первомайская, 52. Телефон  8(42138) 4-71-31

 

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель МО учителей начальных классов

_____________/_________/

Протокол №1

«___» августа  2012 г.

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

 Зам.директора по УР

Толпышева С.Н./_________/ 

«___» августа 2012 г.

  УТВЕРЖДЕНО

Решение педагогического совета

протокол №1

от «__» августа  2012 г. председатель педсовета

директор школы

Зорина С.И.    /_________/

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

факультативного курса внеурочной деятельности

«Вдумчивый читатель»

для учащихся 1 - 4 классов

Срок реализации программы 4 года

(2012 – 2016 гг)

 

 

 

 

 

Составила:

Моисеева Наталья Владимировна, учитель начальных классов

1 квалификационной категории

 

 

г. Советская Гавань

2012 – 2013 уч. год

 

                                                

Рабочая программа  

факультативного курса «Вдумчивый читатель»

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа факультативного курса «Вдумчивый читатель» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа является составной частью ООП НОО МКОУ ООШ № 2 г. Советская Гавань и является авторской. Для составления программы использован опыт работы педагогов, представленных в сети Интернет.

Факультативный курс «Вдумчивый читатель» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Актуальность выбора курса.

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой новые задачи. ФГОС НОО выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к  самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

В современном мире, когда информационный поток, бумагооборот столь велики, умения осмысленно читать и обрабатывать полученную информацию несомненно важны. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Но, к сожалению, наши дети не любят читать. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Хотя они и умеют читать, но делают они это в силу острой необходимости. И в лучшем случае читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

Снижение общекультурного уровня россиян, катастрофическое падение интереса взрослого населения к серьезной литературе, отразилось на качестве чтения современных школьников. По наблюдениям доцента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств И.И. Тихомировой, сегодня мы можем наблюдать кризисную модель детского чтения. Ее характерные черты:

  • детский читательский негативизм,
  • отказ от добровольного чтения серьезной литературы,
  • превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг,
  • низкая культура чтения, замена чтения программных произведений дайджестами,
  • утрата детьми чувства языка.

Исследования ученых доказали взаимосвязь читательских умений и успешности в обучении. Оказывается, что те, кто в среднем и старшем  звене стали  отличниками, читали в конце начального обучения в среднем это примерно 150 слов в минуту.  Те, кто в 6-8 классах стали «хорошистами», имели в конце начального обучения 100-140 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту. Такова закономерность. Эту закономерность надо учитывать в работе.

Но в современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения.

Чтение – это способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определенной цели, узнавать что-то новое и развиваться, а также участвовать в жизни общества. (определение PISA). Чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Скорость, понимание, применение полученных знаний — одинаково важные вещи, более того, они взаимосвязаны. Это доказывает многолетнее исследование профессора М. Г. Качурина, который утверждает, что трудности и недостатки чтения детей вызываются не тем, что у них плохая техника чтения, а тем, что они плохо понимают текст, не воспринимают его образного и эмоционального содержания, что он им не интересен. Поэтому самое главное, чтобы дети полюбили читать книги, находили в них новое знание, использовали его для дальнейшего своего развития и для успешного обучения по другим предметам, а добиться этого сегодня очень непросто.

Задачи федерального государственного образовательного стандарта позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

– умение осмысливать цели чтения;

– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

– умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

– умение определять основную и второстепенную информацию;

– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Очевидно, что развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую и нравственную составляющую.

Мы - педагоги, понимаем, что успешное чтение – это:

  • образовательная программа «длиною во всю жизнь»;
  • основа успешности процесса обучения в школе;
  • средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;
  • способ получения удовольствия в духовной сфере.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя, ведь именно в процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно ее использовать.

Формирование осмысленного чтения и интереса к чтению книг идет двумя путями: во время уроков литературного и во внеурочное время. Факультативный курс «Вдумчивый читатель» позволит создать условия для формирования читательской компетенции младших школьников.

Цель данного курса: создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Задачи курса:

  • воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний (устойчивый и осознанный интерес к чтению);
  • совершенствовать читательские умения, необходимые для квалифицированной читательской деятельности (овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников - смысловое чтение);
  • сформировать первоначальные навыки работы с художественными, учебными и научно-познавательными текстами (художественные книги, энциклопедии, словари, справочники, периодическая печать…) как различными источниками информации; умения извлекать  из  текстов  интересную  и  полезную  информацию; преобразовывать её;
  • обогащать нравственный опыт младших школьников (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
  • способствовать освоению коммуникативной культуры: умению высказывать оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контролировать свою деятельность;
  • развивать творческую читательскую деятельности учащихся через организацию праздников, литературных игр, творческих конкурсов, проектов, исследований, занятий с элементами театрализации и т.д.;
  • способствовать развитию традиций семейного чтения;
  • организовать подготовку к выполнению итоговых комплексных работ.

Курс «Вдумчивый читатель» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО. От достижения целей и задач данного курса зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе.

Программа факультативного курса «Вдумчивый читатель» имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На занятиях учащиеся знакомятся с художественными и научно-познавательными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Поэтому одним из результатов обучения данного курса является осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного  отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года обучения. Курс «Вдумчивый читатель» 1-го года обучения рассчитан на 33 часа, 2-4 года  - по 34 часа с рекомендованной периодичностью занятий 1 раз в неделю. Общий объем часов с 1 – 4 класс составляет – 135ч.

Каждое занятие направлено как на формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на формирование нравственных ценностей и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр.

Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями («Почемучка», «Я познаю мир»…), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными), со словарями синонимов, антонимов и т.д. Акцент делаем на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.

Программа  предусматривает проведение аудиторные и  внеаудиторные занятия.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии, – фронтальная, групповая, индивидуальная;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, презентация в форме защиты итогов работы, мини-конференция;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по открытию нового знания, практические занятия, рефлексивные занятия.

Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.

Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Также данный курс направлен на поддержание традиций семейного чтения, так как предполагает широкое привлечение родителей.

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний;

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

 

2. Общая характеристика курса

 

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом  и нравственном воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, поиск, извлечение и преобразование информации. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, на занятиях курса ведущей  является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология  включает в себя три  этапа работы с  текстом.

I  этап. Работа  с текстом до  чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение  смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев  по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский  опыт.

2. Постановка  целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II  этап. Работа  с текстом во время  чтения.

1. Первичное  чтение  текста.  Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание,  или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями  текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на  выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской  прочитанного текста.

2. Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его  отдельных фрагментов). Анализ  текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых  слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа  по содержанию в  целом. Обобщение  прочитанного. Постановка к тексту обобщающих  вопросов. Обращение (в случае необходимости) к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III  этап. Работа  с текстом после  чтения.

1. Концептуальная  (смысловая) беседа по тексту.  Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение  читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи  текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство  с писателем. Рассказ о  писателе. Беседа о  личности писателя. Работа  с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа  с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение  смысла заглавия. Обращение учащихся  к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с  читательским  представлением.

4. (Творческие)  задания,  опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Использование ТДМ на занятиях курса создает условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС.

Данная программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: игры и упражнения на развитие речи, памяти, внимания, пространственного восприятия, навыков чтения; словесное, графическое и музыкальное рисование; разные формы творческого пересказа; создание собственных текстов; коммуникативные игры, конкурсы, викторины, уроки-путешествия, инсценировки и  театрализации; библиотечные уроки,  экскурсии, устные журналы; оформление книжных выставок; составление книжек-малышек для детей дошкольных образовательных учреждений; выпуск литературных газет; выступления в ДОУ; праздники («Посвящение в читатели», «Читающая семья»); конкурс презентаций («Моя любимая книга», «Самая старая книга в нашей семье»); презентация книг для самостоятельного чтения; читательские конференции, просмотр экранизации изучаемых произведений и обсуждение прочитанного и просмотренного.  Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно – читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники,

 

На занятиях факультатива предполагается работа с разными видами текста. Это и  художественные произведения, и научно-популярные статьи. На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями, различными видами словарей.  Акцент при этом делается на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.

Помимо этого, идет ознакомление с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка; формируются следующие умения: понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием; определение особенностей научно-познавательного текста; определение темы и главной мысли текста; поиск опорных (ключевых)  слов; выделение  главного в содержании текста; построение схемы, модели текста, построение плана; воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова,  схему (подробный, частичный  и выборочный пересказ текста).

Также учащиеся получают библиографические знания: об элементах книги (обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, иллюстрации); учатся  ориентироваться в характере книги по ее обложке; выбирать книгу на основе  открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.

Большое внимание на занятиях курса уделяется формированию навыков чтения (темп, грамотность, выразительность, осмысленность). Для этого на каждом занятии проводятся разминка (дыхательная, артикуляционная и речевая гимнастики). Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом формируются с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения:  упражнения, направленные на развитие четкости произношения, регулирования дыхания, на развитие подвижности речевого аппарата, увеличение поля бокового зрения; упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания, логическое мышление, упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух. Самое главное в данной работе не длительность, а частота  выполнения тренировочных упражнений.

Для качественной работы по формированию читательской компетентности педагогу также необходимо организовать в кабинете Уголок внеклассного чтения. По мнению Н.Н. Светловской, «Уголок внеклассного чтения – это специально отведенное в классе место, оборудованное так, чтобы учащиеся с первых шагов привыкали к упорядоченному книжному окружению и вырабатывали умение пользоваться им».

В Уголке чтения должны быть: 1) три полки для книг, размещенные так, чтобы младший школьник легко доставал книги с каждой из них (1-ая полка – для книг, которые читаются на уроках; 2-ая – для книг из домашних библиотек по теме уроков; 3-я, нижняя полка – для любимых книг, расставленных по темам чтения). 2) Стол, чтобы класть, рассматривать и читать книги. 3) Стенд, где вывешиваются задания, детские рисунки.

Не рекомендуется размещать Уголок чтения у двери, создавать его «для красоты», пускать работу на самотек.

Правила работы в Уголке чтения.

Можно:

  1. Брать в руки любую книгу, рассматривать, листать ее, но потом ставить на место.
  2. Приносить в класс и выставлять в Уголке чтения любую книгу, принесенную из дома.
  3. Выставлять в Уголке свои поделки и рисунки в связи с прочитанными книгами.
  4. Брать свою книгу домой, когда захочешь.

Нельзя:

  • Брать домой без разрешения чужую книгу.
  • Шуметь, толкаться, вырывать из рук товарищей книги.
  • Брать книги грязными руками.

Программа факультатива предусматривает также работу:

1) с учреждениями культуры:

  • библиотечные уроки;
  • экскурсии в музей, посещение выставок;
  • посещение театра, киноцентра;

2) совместную деятельность детей, родителей (классные часы: «Книга в нашей семье», «Моя настольная книга», «Книга моего детства»; «Мама, папа, я – читающая семья», «Знатоки сказок»…).

 

3. Содержание курса

 

Программа курса составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Учащимся  предлагаются литературные произведения разных стран и народов, бо́льшую часть которых составляют произведения русской литературы. Прежде всего, это фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные тексты (очерки).В программу входят произведения о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о родине, о подвигах, о природе (о растениях и животных, о временах года). 

 Активно включена в программу региональная литература  (произведения П. Комарова. В. Сысоева, В. Рыбина, В К. Арсеньева, С. Кучеренко В. Шульжик, Д. Нагишкина и др.).

На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями («Почемучка», «Я познаю мир»…), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными), со словарями синонимов, антонимов и т.д. Акцент делаем на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.

В программу для четвертого класса вошли в большинстве своем крупнообъемные произведения (повести, романы). Эти книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность. Однако содержание программы по внеклассному чтению для 4 класса ориентировано на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития, поэтому педагог может варьировать содержание программы, ориентируясь на уровень своего класса (не только в 4 классе).

Содержание факультативного курса «Вдумчивое чтение» для каждого класса включает следующие разделы:

 

Тема раздела

Произведения  и их авторы

  1.  

«Лето с героями любимых книг»

Знакомство с перечнем книг для прочтения на каникулах.

Книги, прочитанные детьми летом.

  1.  

«Обо всем на свете»

Знакомство с малыми жанрами фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, народные песенки)

  1.  

 «Сказка мудростью богата...»

Русские народные сказки: «Лисичка-сестричка», «Лиса и заяц», «Белая уточка», «Лиса-лапотница», «Старик-годовик», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка».

Литературные сказки:  

Х.К. Андерсена  «Русалочка», А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б.В. Заходера, А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», сказки братьев Гримм

Перро Ш. «Волшебные сказки»; Горький М. «Воробьишка»; Заболоцкий Н.А. «Как мыши с котом воевали»; Катаев В.П. «Дудочка и кувшинчик», «Грибы», «Цветик-семицветик»; Сутеев В.Г. «Палочка-выручалочка»; Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени»; Усачев А. «Оранжевый верблюд», «Умная собачка Соня», «Тигр в клеточку»; Носов Н.Н. «Незнайка в солнечном городе»; Родари Дж. «Приключения Чиполлино»; Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья»; Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»;  Сказки К.И. Чуковского; Э.Н. Успенский «Меховой интернат»; Пушкин А.С. «Сказки»;

  1.  

 «Школьные годы чудесные»

Стихи А.Л. Барто, И. Токмаковой, В. Рыбина, С.Я. Маршака, Н.Наволочкина;  Г. Остер «Вредные советы»; В.В. Голявкин. Рассказы из сборника «Карусель в голове»; К.В. Драгунской. Рассказы из сборника «Денискины рассказы»; рассказы Н.Носова; Н.Г. Гарина-Михайловский «Детство Темы», Марк Твен «Приключения Тома Сойера»,

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», С.Михалков «Праздник непослушания»

  1.  

 «Что такое хорошо и что такое плохо»

 

Н. Толстой. Рассказы  и басни для детей «Косточка», «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Отец и сыновья», «Лев и мышь»,  «Кто прав?», «Отец и сыновья», «Два раза не умирать»,  «Два товарища»;

Рассказы и басни К. Ушинского;  рассказы  Б. Житкова; стихотворения С.Я. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Б.Заходера, И. Токмаковой;

Басни И. А. Крылова, С. Михалкова, Эзопа;

В. А. Осеева «Сыновья», «Все вместе», «Хорошее», «Волшебное слово», «Заплатка»; Благинина Е.А. «Вот какая мама!»;   С. Никитский «Это мальчик Боба»; Е. Пермяк «Кошелек»; В. Авдиенко. «Рыцари»; Ю. Дружников «Хвастунишка»; Ю. Ермолаев «Навестил»;  Прокофьева «Сказка про честные ушки»;  Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»;  Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; В. Катаев «Цветик-семицветик».

  1.  

«Ребятам о зверятах»

Александрова З.Н. «Елочка»; Бианки В.В. «Мишка-башка», «Лесные домишки», «Лесная газета»; К. Паустовский «Заячьи лапы»; Пришвин М.М. «Охота за бабочкой»; Скребицкий Г.А. «Лесной голосок», «Кот Иваныч»; Снегирев Г. «Про птиц и зверей»; Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока»; Н. Сладков «Почему год круглый?»; Е Соловьев Коралловый риф. В. Бианки «Лесные домишки», «Листопаднички», «Приспособился», «Приключение Муравьишки»

. Н. Носов « Живая шляпа»;  И. Токмакова «Береза»; А. Барков «Березкины слезы»;

Бажов П.П. «Серебряное копытце»; Мамин-Сибиряк Д.Н. «Аленушкины сказки», «Серая шейка»; Астафьев В.П. «Стрижонок Скрип»; Житков Б.С. «Рассказы»; Пантелеев Л. «Про Белочку и Тамарочку»; Паустовский К.Г. «Кот-ворюга», «Похождения жука – носорога»; Пришвин М.М. «Охота за бабочкой»; Сладков Н.И. «Бежал ежик по дорожке», «Бюро лесных услуг»; Толстой А.Н. «Желтухин»; Толстой Л.Н. «Детям»; Ушинский К.Д. «Жалобы зайки»;  В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий. Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»). стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного Б. Заходера, Ю. Мориц

рассказы современных писателей (В.П. Астафьев «Белогрудка», Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»; Бажов П.П. «Серебряное копытце».

Стихотворения о животных Б.В. Заходера

Сказки С.Г. Козлова «Ежик в тумане», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако»;

  1.  

«Моя Вообразилия»,

Б. В. Заходера «Моя Вообразилия»; К. Чуковский. Чудо-дерево;

стихотворениями  классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийные» рассказы и сказки Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя Милоша Мацоурека.

  1.  

«Преданья старины глубокой»,

Н.Н. Головин «Моя первая русская история», В.А. Вахромеев «Первые князья русские», А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей»,

древнегреческие мифы «12 подвигов Геракла» в пересказе В. Смирновой

  1.  

«В жизни всегда есть место подвигу».

А. Митяев «Рассказы о русском флоте», С.Я. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»

Рассказы  и статьи о Великой Отечественной войне, о детях, участниках войны.

 

  1.  

«Моя малая Родина»

Н. Наволочкин «Полудница Акуля», В. Арсеньев  «Встречи в тайге». Рассказы А. Е Тихоновой, А.П. Нечаева, В. Сысоева, С. Кучеренко,

Стихотворения П. Комарова, В. Рыбина, В. Шульжик

Нагишкин Д. «Амурские сказки», А. Лепетухин  «Херцирские сказки»,

Н. Наволочкин. «Каникулы кота Егора»

  1.  

«Мир удивительных путешествий и приключений»,

Носов Н.Н. «Незнайка в солнечном городе»; К. Булычев «Путешествие Алисы»;  Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков»; Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»; Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»; Ж. Верн «Дети капитана Гранта»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» в переводе К.И. Чуковского; С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с гусями»;   Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король», Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»; Д.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно».

  1.  

«Самые умные книги»

 

Знакомство с современными детскими энциклопедиями (серии «Почемучка», «Я познаю мир» и др.), работа со статьями. Размещенными на их страницах; знакомство с разными видами словарей

  1.  

«Журналы и газеты для детей»

Журнальное путешествие. Периодические издания для детей: (библиотека)

По страницам детских журналов.

  1.  

«Встреча с библиотекой»

- Экскурсии в школьную, городскую библиотеку, городской краеведческий музей им. Н.И. Бошняка;

- Посещение библиотеки. «День новой книги».

- Литературная экскурсия. "Волшебник из Копенгагена" (по произведениям Г.Х. Андерсена)

- Урок-путешествие. «В гостях у Мойдодыра».

- Урок-путешествие. Книги о Великой Отечественной войне. Книга Памяти.

 

Творческая деятельность  (на основе литературных произведений)

 

Проекты

  • Толковый словарик
  • Поздравительная открытка герою любимого произведения
  • Загадки о книге и чтении
  • Лесные домишки
  • Карта путешествия Муравьишки
  • Крестики-нолики
  • Задачи из сказок (рассказов)
  • Книжка-малышка для самых маленьких
  • Толковый словарик
  • Моя первая книга
  • Саквояж любимого героя
  • Книга на сцене. В гостях у малышей. Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки
  • Рекорды книги Гиннеса на страницах книг
  • Книжная полка моих любимых книг
  • Конкурсы рисунков, оформление выставок рисунков
  • Моя  Вообразилия
  • Создание сборника произведений  определенной тематики (о   родине, о животных, о времени года…).
  • Создание небольшого сборника  пословиц, загадок (о чтении, книге)
  • Создание коллажей по темам: «Осень», «Зима», «Весна»
  • составление  диафильма (комикса)
  • Подготовка и проведение праздников («Посвящение в читатели», «Книга – именинница»,
  • Реклама книги
  • Создание поделок и рисунков к прочитанным произведениям.
  • Создание эскизов костюмов для сказочных персонажей.
  • Сочинение собственных произведений  в жанре рассказа, сказки.
  • Участие в подготовке и проведении викторин
  • Мы сочиняем сказку
  • Сказка в красках
  • Настроение и его оттенки. Словарь настроений. Составление словаря настроений
  • Хит-парад  из 10-ти лучших книг, «Горячая Десятка»
  • Какие книги в детстве читали мои родители.
  • Самая старая книга в нашем доме.

Акции

  • День подарка просто так
  • Спасем елочку
  • Поможем зимующим птицам
  • Поможем бездомным животным
  • Книга в подарок
  • Книга на сцене (выступление в ДОУ)

Праздники

  • «Папа, мама, я  – читающая семья»
  • Праздник читательских удовольствий

Викторины и игры

  • «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина;
  • «Знаешь ли ты мифы о Геракле?»;
  • «Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена;
  • Игра «Лего-чтение» Моделирование рассказа, сказки;
  •  «Там, на неведомых дорожках» Игра-путешествие;
  • Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
  • Литературная игра «Слабое звено»
  • Литературные диктанты «Внимательный читатель»

Конкурсы

  • Участие в конкурсе чтецов
  • «Самая читающая семья»
  • Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать»
  • Фотоконкурс «Я читаю!»
  • Конкурс кроссвордистов
  • «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни
  • Конкурс «скороговорителей»

Другие виды практической и  творческой деятельности

  • Участие в «малых конференциях» по темам: «Зачем человеку нужно уметь читать?», «Моя любимая книга»; «С чего начинается родина?»; «Никто не забыт, ничто не забыто»; «В жизни всегда есть место подвигу»
  • Читательская конференция «Зачем нужны книги  в компьютерный век?»
  • творческий пересказ   
  • Пополнение и структуризация классной  библиотечки (уголка чтения)
  • Создание выставок  книг по темам
  • Практическое занятие. Как обернуть книгу.
  • Разные формы творческого пересказа;
  • Инсценировки и  театрализации;
  • Практическое занятие. Как отремонтировать книгу
  • Отзыв о прочитанной книге

 

Отбор произведений осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

  • ориентация на читательские интересы ребенка;
  • разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
  • доступность;
  • разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях курса, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков литературного чтения;
  • важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости и нравственной ценности изучаемого произведения.

 

2. Техника чтения

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
 Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Осознанное, правильное, плавное чтение Постепенный переход к чтению целыми словами.

Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста

3. Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умения разъяснять заглавие текста. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрации-ям, ключевым словам.
Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.
Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов. Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию

Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивая начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов овладеть правильным типом читательской деятельности, а именно:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;
– составлять простой и сложный планы;
– пересказывать текст по плану.

4. Элементы литературоведческого анализа,

эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.
Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному.

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:
– портрет;
– детали биографии (что известно о его жизни);
– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
– речь героя как средство его характеристики;
– отношение автора к герою;
– собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).
Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– определить тему произведения, его главную мысль, рассказать сюжет;
– назвать героев произведения, увидеть в тексте героев, описания природы и интерьера;
– видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте;
– высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
– представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.

 

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.

 

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (жанр); передавать последовательность сюжета; описывать героев.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

 

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать  последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответа-ми других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

 

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в  исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр, сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывания

Чтение

Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми  слова-ми, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учите-лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Пересказывать текст худож. произведения (подробно).

 

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.

Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст:

предполагать содер-жание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Объяснять выбор автором заглавия произведения;.

Составлять план.

Пересказывать текст подробно и выборочно

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книгу в библиотеке

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.

Декламировать стихотворение, отрывки прозы.

Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию,

фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов;

определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).

Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые  авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Составлять план текста.

Выделять ключевые слова текста (фрагмента).

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации,

оглавление.

Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

Культура речевого общения

 

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросы..

Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

 

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное монологическое высказывание:

формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.

Создавать (устно) рассказ характеристику героя, устное описание

Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

 

Культура письменной речи

 

 

Создавать письменный текст (описание, отзыв).

Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

 

4. Планируемые личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения факультативного курса

 

К концу изучения в начальной школе факультативного курса «Вдумчивый читатель» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития

1- 2 классы

3-4 классы

Личностные результаты

оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции;

понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;

высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Ученик обладает следующими умения и  качества:

– эмоциональность;  умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия –  умение осознавать и определять  эмоции  других людей; сочувствовать другим людям,  сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1 - 2 классы

3-4 классы

-         определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя;

-         проговаривает последовательность действий на уроке;

-         учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

-         учится работать по предложенному учителем плану;

  • учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса 

– самостоятельно формулирует тему и цели занятияа;

составляет план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работает по плану, сверяя свои действия с целью, корректирует свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

ориентируется в книге(на  развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

преобразовывает информацию из одной формы в другую: подробно пересказывает небольшие тексты.

вычитывает все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользуется разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекает информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывает и преобразовывает информацию из одной  формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользуется словарями, справочниками, инциклопедиями;

осуществляет анализ и синтез;

устанавливает причинно-следственные связи;

строит рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты и технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД

оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушает и понимает речь других;

выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок);

договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи;

высказывает и обосновывает свою точку зрения;

слушает и слышит других, пытается принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности;

задает вопросы.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты

Базовый уровень

– воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

 

 

– осознанно, правильно, выразительно читает вслух;

– осмысленно, правильно читает (переход на чтение целыми словами);

– отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

–пересказывает текст;

– составляет устный рассказ по картинке;

– заучивает  наизусть небольшие стихотворения;

– соотносит  автора, название и героев прочитанных произведений;

– различает рассказ и стихотворение

 

– осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами;

понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст;

выбирает наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– подробно и выборочно пересказывает текст;

составляет устный рассказ о герое произведения по плану;

размышляет о характере и поступках героя;

- различает народную и литературную (авторскую) сказку;

соотносит автора, название и героев прочитанных произведений

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читает про себя незнакомый текст, проводит словарную работу;

– самостоятельно формулирует главную мысль текста;

находит в тексте материал для характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывает текст;

составляет рассказ – характеристику героя;

высказывает и аргументирует своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– самостоятельно осваивает незнакомый текст (читает про себя, задаёт вопросы автору по ходу чтения, прогнозирует ответы, осуществляет самоконтроль; проводит словарную работу по ходу чтения);

формулирует основную мысль Т;

составляет простой и сложный план Т;

–составляет  уст. рассказ на материале прочитанного;

имеет собственные читательские приоритеты, уважительно относится к предпочтениям других;

– самостоятельно дает характеристику героя

 

Повышенный уровень

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать  собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.
  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

 

Кроме того, учащиеся:

- будут больше читать (повысится читательская активность);

- освоят базовые технологии успешного чтения;

- обретут дополнительное пространство для самореализации;

- примут участие в нескольких увлекательных массовых детских проектах, включающих игры, творческие конкурсы, театрализации и т.д; создание школьниками собственных продуктов; 

- получат дополнительные образовательные возможности открыть для себя новые грани удовольствия от встречи с хорошей книгой;

- получат возможность подготовиться к выполнению итоговых комплексных работ.

 

Уровень результатов

Способ достижения

Возможные формы деятельности

Первый уровень результатов   (1 класс)

Предполагает приобретение школьниками новых знаний о жанровом разнообразии художественной литературы, фольклорных произведений, стихотворений, рассказов, повестей-сказок; расширение познаний учащихся произведениями писателей XIX-XX вв; опыта решения учебных задач по различным направлениям. 

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Чтение произведений, беседа по прочитанному, рассматривание книг, поиск книг на библиотечных полках.

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Возрастание  интереса к литературе, к чтению;  понимание читателем, что чтение – это интересный, эмоциональный, творческий процесс; вхождение читателя в мир  художественной и познавательной литературы  при развитии способности эстетического восприятия произведений искусства; расширение  кругозора и познавательного интереса воспитанников

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Работа в парах и группах.

Тематический диспут; участие в краткосрочных, практико-ориентированных проектах; подготовка  и оформление (совместно с учителем и одноклассниками) выставок книг, рисунков; участие в социально значимых акциях;

создание школьниками собственных продуктов; 

Третий уровень результатов (4 класс)

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой– включает опыт волонтерской (добровольческой) деятельности, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других, опыт позиционного самоопределения в открытой общественной среде.

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

 

5. Диагностика, оценивание и контроль освоение программы

 

В процессе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе будут использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: выставки, конкурсы, состязания, творческие работы и др.

Кроме того - итоговые  в арсенале учителя большое количество контрольно измерительных материалов для выполнения итоговой (комплексной) работы, а также возможно использование пособия  «Читательский дневник. Контрольное пособие для проверки техники чтения учащихся 1-4 классов» Мишакина Т.Л.,  Алдошина Н.Е. / М.: Ювента. 2011.

Качество восприятия и осмысления учащимися информации, заложенной в тексте, возможно контролировать и с помощью экспресс-опроса. В содержание такого опросника входят десять ложных и истинных утверждений или вопросов по тексту, предполагающих односложную реакцию – «да» или «нет». Учитель быстро (на весь опрос уходит не более 3–5 минут) зачитывает вопросы, а дети в специальных тетрадочках или на листах-опросниках отвечают, проставляя плюс, если ответ «да», и минус, если ответ «нет» (либо пишут буквы «д» и «н»). Например:

В. Бианки «Неслышимка».

Утверждение

Ответ

Утверждение

Ответ

1

Рассказ «Неслышимка» написан В. Берестовым»

-

5

Пение приц сравнивается с оркестром, а кузнечика – с оркестриком.

 

2

«Неслышимка» - это крохотный зверек

-

6

Умение слушать, наблюдать и размышлять помогло ученому раскрыть тайну «неслышимки»

+

3

Героями рассказа являются ученый и его внучка

+

7

Рассказ учит любить животных и помогать им

-

4

В рассказе есть описание дождя

+

8

Рассказ ведется от первого лица (от рассказчика)

 

Наряду с этим, эффективность реализации программы будет отслеживаться по результатам  проверки техники чтения (желательно в скрытой для детей форме), проверки читательского кругозора, анкетированию, анализу творческих работ  учащихся. 

Возможно психологическое исследование метапредметных и личностных результатов, проводимое в рамках надпредметного курса, либо в целом по классу. Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы  опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»). При этом результат диагностик личностных результатов до детей не доводятся.

При оценивании работы учащихся используется только качественное оценивание. Например: «Молодец!», «Ты очень порадовал меня!»,  «Будь внимательнее!», «Подумай еще!»…

Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.

 

6. Условия и ресурсы  реализации программы

 

1. Главный ресурс - дети.

Главные ресурсы заложены в самих детях. Понять этот индивидуальный потенциал – ключевая задача педагога-воспитателя, библиотекаря. Но значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог, библиотекарь.

2. Кадровый ресурс

Кадровый ресурс программы в норме, если:

  • к реализации программы привлечен педагог, библиотекарь, владеющий способами и средствами  организации художественно-познавательной деятельности;
  • уровень квалификации педагогических и иных работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся;
  • педагоги и специалисты образовательных учреждений работают по программе, интегрированной в систему непрерывного педагогического образования.

3. Организационный  ресурс

Организационный  ресурс предполагает определенную дисциплину на занятиях, строгие правила техники безопасности и режим организации. Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строились бы на принципах товарищества и взаимопомощи.

4. Материально-технический ресурс

К реализации программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

  • фото-, видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера (по возможности),
  • компьютерная техника, программное обеспечение;
  • мультимедийное оборудование.

5. Информационно- методический ресурс

Информационные ресурсы включают информацию о детях, о содержании внеурочного образования, его организации и методике.

Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, появляется возможность обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия, справочная литература:

  • Толковый словарь школьника;
  • Детские энциклопедии. Серия «Я познаю мир»;
  • Энциклопедии, художественная литература для детей;
  • Читаем. Обсуждаем. Пишем. Учебное пособие для развития ключевых компетентностей младших школьников. ХК ИРО. Хабаровск. 2010.
  • Читательский дневник. Контрольное пособие для проверки техники чтения учащихся 1-4 классов. Мишакина Т.Л.,  Алдошина Н.Е. / М.: Ювента. 2011.
  • Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1, 2, 3, 4 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.Г. Галактионова, С.О. Саввина, Я.Г. Назаровская, С.Г.Жук./ М.: Просвещение, 2011.
  • Лукошко. Ходаковская М.Н.  (1, 2, 3, 4 классы)Хабаровск. 2009-2011
  • Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей Общеобразовательных учреждений / Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др./ М.: Просвещение, 2011.
  • Планируемые результаты начального общего образования. Пособие для учителя; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение. 2011
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение. 2011.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -3 –е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
  • www.dnevnik.ru
  • http://school-collection.edu.ru
  • http://clubook.spb.ru/read/
  • «Портфель читателя», который размещен на этой странице http://clubook.spb.ru/files/materials/read.rar)
  • методическими рекомендации http://clubook.spb.ru/files/materials/buk_metod.rar
  • Демонстрационный и раздаточный материал: «Слоговые таблицы» ( не менее трех видов),  «Слоговые пирамиды», «Числовые пирамиды»,  «Таблицы Шульте», «Поисковые таблицы слов»,  «Корректурные пробы», карточки с текстами скороговорок, текстами для замеров скорости чтения.
  • Дидактические тренажерные средства: «Уголок», «Решетка», «Рамка», «Антиципатор», «Бегущая строка», «Вертушка», «Ускоритель чтения: линейка», «Ускоритель чтения: резинка» (по возможности)
  • магнитная азбука
  • Компьютерные программы по скорочтению (FastRead, ExtraRead, SuperRead).

 

 

 

 

 

 

7. Используемая литература

 

  1. Галактионова Т.Г., Е.И. Казакова и др. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей Общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2011.
  2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
  4. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. – М.: Школьная библиотека, 2006.
  5. Кисть Е.А. Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников. Журнал. Начальная школа. До и После. № 11 2011
  6. Круг чтения. Что читать дошкольникам и младшим школьникам. – М.: РШБА // Школьная библиотека. – 2008. - №10. – С. 32.
  7. Моисеева Н.В. Рабочая программа по «Литературному чтению» (приложение к ООП НОО МКОУ ООШ №2 г. Советская Гавань 2012 – 2016гг).
  8. Посашкова Е.В. «Вдумчивое чтение» Учебно-методический комплект по внеклассному чтению для младших школьников  (Интернет ресурс)
  9. Примерные программы внеурочной деятельности / под ред. В.А.Горского.  – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  10. Соболева О.В. Беседы о чтении. (К проблеме понимания текста). Журнал Начальная школа. До и После. № 1, 3, 4, 6, 9,11 за 2008 г.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – (Минобрнауки России). – 6 октября 2009г. №373.
  12. www.dnevnik.ru
  13. http://school-collection.edu.ru
  14. http://clubook.spb.ru/read/
  15. http://clubook.spb.ru/files/materials/read.rar)
  16. http://clubook.spb.ru/files/materials/buk_metod.rar

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

факультатива «Вдумчивый читатель)»

1 класс

1 ч в неделю, всего 33 часа

Дата проведения

Тема занятия

Дополните-льный материал

Уровень

план

факт

  1.  

 

 

Вводное занятие. Как хорошо уметь читать. Путешествие в школьную библиотеку. Практическое занятие. Как обернуть книгу.

 

2 уровень

  1.  

 

 

Мои любимые книги. Стихи А.Л. Барто.

 

1 уровень

  1.  

 

 

Читательский дневник.

В. Драгунский. Заколдованная буква.

Дом. чт. Рассказы В. Драгунского

 

2 уровень

  1.  

 

 

В. Драгунский. Друг детства.

Дом. чт. Рассказы В. Драгунского

 

1 уровень

  1.  

 

 

Загадки обо всем на свете.

Проект. Книжка-малышка для самых маленьких

А - 15

2 уровень

  1.  

 

 

Времена года.

Н. Сладков. Почему год круглый?

В. Даль Старик-годовик.

Дом. чт. Рассказы о природе

Аб -169, 175

1 уровень

  1.  

 

 

Книга природы. Энциклопедические книги для маленьких детей. Серия «Животные».

Дом. чт. Рассказы о животных

Аб-178

1 уровень

  1.  

 

 

Рассказы Е Чарушина.

Дом. чт. Рассказы Е. Чарушина

А-88

1 уровень

  1.  

 

 

Где живут книги? Экскурсия в  библиотеку.

Дом. чт. Моя любимая книга

 

1 уровень

  1.  

 

 

Удивительное рядом. Е Соловьев Коралловый риф.

Дом. чт. В. Бианки. Лесные домишки.

Проект. Лесные домишки

Аб-176

2 уровень

  1.  

 

 

В. Бианки. Рассказы о животных.

Листопаднички. Приспособился. 

 Дом. чт.. Рассказы о животных.

К-156,

1 уровень

  1.  

 

 

Проект. Книга зимы.

А-53

2 уровень

  1.  

 

 

Поляна сказок. Русские народные сказка. Лисичка-сестричка.

Дом. чт. Русские народные сказки.

Проект. Сказка в рисунках.

А-57

2 уровень

  1.  

 

 

Русские народные сказка. Лиса и заяц.

Дом. чт. Русские народные сказки.

Проект Толковый словарь

К-57

2 уровень

  1.  

 

 

В лесу родилась елочка. Акция «Спасем ёлочку»

Дом. чт. Моя любимая книга

А-13, 85

2 уровень

  1.  

 

 

Диагностическая работа

  1. Навыки чтения
  2. Мои достижения.

Дом. чт. Моя любимая книга

 

1 уровень

  1.  

 

 

Доброе семя — добрый и всход

В. Осеева. Сыновья.

С. Никитский. Это мальчик Боба.

Е. Пермяк. Кошелек.

Дом. чт. Л. Толстой. Отец и сыновья. Косточка

Проект «Поможем зимующим птицам». (листовки)

Аб-195, 201, 254

1 уровень

  1.  

 

 

К-171

1 уровень

  1.  

 

 

А-70

2 уровень

  1.  

 

 

Час потехи. Небылицы. Веселые стихи.

К. Чуковский. Чудо-дерево.

Дом. чт. К.И. Чуковский. Федорино горе.

Аб-189. 223

А-2, 86

1 уровень

  1.  

 

 

Стихотворения о детях. С.Я. Маршак «Вам, дети, про все на свете»

Дом. чт. Н. Носов. Мишкина каша.

А-15, 89

1 уровень

  1.  

 

 

В. Авдиенко. Рыцари

Акция. День подарка просто так.

Дом. чт. Н. Носов. Живая шляпа.

К-117

2 уровень

  1.  

 

 

Утренник «Посвящение в читатели»

Дом. чт. Моя любимая книга

 

2 уровень

  1.  

 

 

Разговор про вежливость.

Ю. Дружников. Хвастунишка.

А. Барто. Вовка – добрая душа.

Б. Заходер. Приятная встреча.

Ю. Ермолаев. Навестил

Дом. чт. В.А. Осеева Волшебное слово. Заплатка.

Проект. Саквояж любимого героя

Аб-203, 210

К - 176

1 уровень

  1.  

 

 

1 уровень

  1.  

 

 

 

 

 

2 уровень

  1.  

 

 

Умеет ли разговаривать природа?

И. Токмакова. Береза

А. Барков. Березкины слезы.

Дом. чт. Проект Книга природы

Аб-216, Пт

2 уровень

  1.  

 

 

Лесные айболиты

Дом. чт. В. Бианки. Приключение Муравьишки.

Проект. Карта путешествия Муравьишки

А-27,

А.А. Плешаков

2 уровень

  1.  

 

 

Сказки К.И. Чуковского.

Рисунки по  прочитанным книгам. Оформление выставки.

А-183

1 уровень

  1.  

 

 

 

2 уровень

  1.  

 

 

Самое удивительное чудо на свете.

Проект. Изготовление книги-малышки для детей ДОУ

Аб-238

2 уровень

  1.  

 

 

Диагностическая работа

  • Навыки чтения
  • Мои достижения.

Проект (дом) Поздравительная открытка герою любимого произведения

Дом. чт.Стихи о детях В. Рыбина

 

2 уровень

33

 

 

Праздник «Как хорошо уметь читать»

Конкурс рисунков

Дом. чт. Книги на лето.

 

2 уровень

Материалы для чтения:

Аб – АБВГДейка  

К – О.В. Кубасова. Я хочу читать.

А – Н.М. Бетенькова. Азбука часть 2.

Пт – папка в компьютере «Тексты».

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн