Ход урока
Создание мотивационного поля. Самоопределение к учебной деятельности. Определение темы.
- приветствие,
- проверка готовности учащихся к уроку
Слайд 3
- Попробуйте по ключевым словам определить, о чем пойдет речь на уроке:
Конфорка
Крышка
Кувшин
Отдушник
|
Поддон
Подшишки
Решетка
Ручка
|
Стенка
Шейка
Шишки
|
- Итак, ваше мнение?
Слайд 4
- Уточним. Может быть, помогут загадки?
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.
Никогда не ест, а только пьет,
А как зашумит – всех приманит. (Самовар).
|
- Медный бес на стол залез,
По бокам вода играет,
В середине огонь толкает”
А кто еще знает о чае загадки, пословицы?
(Самовар).
|
- Определите тему урока (предположения детей)
- Я бы обозначила так: «Самовар – батюшка». Слайд 5.
-Какой возникает вопрос? (Не знаем, почему так на Руси называли самовар) Эту проблему
(работа с орфограммами)
- Вот видите, сколько вы уже знаете! Попробуем доказать, так ли это?
Постановка целей и задач урока, планирование работы.
- Что ждете от урока? Что хотите узнать? А зачем?
Попробуем найти ответы и на мои вопросы: Слайд 6.
- Как нагревали воду в старину?
- Когда и где появился самовар? Для чего его изобрели?
- Какой формы были первые самовары?
- Почему возникло выражение «чайком побаловаться»?
- Почему чай называли «огнем жизни»?
- Какой продукт можем сделать на уроке? (рисунок, аппликация, поделка, сказка, стихотворение…)
- Попробуем сделать коллективное панно, посвященный русскому самовару, а кто хочет индивидуальную работу – пожалуйста. Право выбора всегда за вами.
Составление плана работы
- Давайте спланируем свою работу. С чего начнем? (поиск информации) Как продолжим? (продукт)
Открытие нового знания Слайд 7.
Самогар, Самокипец, Самогрей …
- Почему такие странные названия? (предположения детей)
(части самовара)
- Давайте дадим определение этому предмету. Вспомните, как выглядит, для чего необходим? (предположения детей)
- Как проверить? (Толковый словарь) Слайд 8.
САМОВАР – металлический сосуд для кипячения воды и внутренней топкой – высокой трубой, наполненной углями.
-Согласны? (Современные – электрические)
- Вернемся к моим вопросам. Кто уже сейчас может дать ответ хотя бы на один вопрос?
- Молодцы! Проверим ваши предположения.
Слайд 9
- Что вы еще знаете? Хотите себя проверить? У вас на партах лежат конверты. Найдите в них таблицу (на слайде). Ваша задача – прочитать выражения в первой колонке. Если вы с ним согласны, то во 2-ой колонке («до чтения») поставьте знак «+», если нет, то «-».
Работа в парах (по желанию)
Технология развития критического мышления (прием – «Сводная таблица») Слайд 9.
№
|
Утверждения
|
До чтения
|
После чтения
|
1
|
Самовар – исконно русское изобретение
|
|
|
2
|
Самовар появился на Руси в X веке.
|
|
|
3
|
Сбитенщик – посуда для приготовления сбитня
|
|
|
4
|
В самоваре варили еду.
|
|
|
5
|
Самовар-кухня – помещение, где кипятили самовары.
|
|
|
6
|
Самовар растапливали углем и шишками.
|
|
|
7
|
Самовар был в каждом доме, и у купцов, и у крестьян
|
|
|
8
|
Самовар передавали по наследству, дарили.
|
|
|
9
|
Он красовался на самом видном и почётном месте в комнате
|
|
|
10
|
За самоваром собиралась вся большая семья. Пили чай и вели беседы.
|
|
|
Проверка:
- Какие утверждения считаете верными? С чем не согласны?
- Можем ли оценить свою работу с таблицей? По каким критериям? (только КАК работали, знания – нет)
- А как проверим, верны ли ответы? (Найти информацию в разных источниках)
Но перед чтением – зарядка для глаз
Физминутка. Упражнения для глаз Слайд 10
Самостоятельная работа с текстами.
Источники информации: карточки с текстами; книга Е. Пермяка «Как самовар запрягали», энциклопедия «Я познаю мир»…)
- Начинаем наши исследования. Достаньте из конверта карточку, прочтите информацию, найдите подтверждение или опровержение данных фактов. Заполните последнюю колонку таблицы. Проверьте ваши предположения.
Прием «Инсерт».
Знал – «+»
|
Узнал новое «!»
|
Думал по-другому – «-»
|
Хочу задать вопрос – «?»
|
Проверка самостоятельной работы.
- Все ли ответы нашли? У вас разные тексты. Значит, что будем делать? (внимательно слушаем друг друга)
- Какие предположения подтвердились? Что нового узнали? О чем хотите спросить?
Слайд 12. Проверьте. Сделайте вывод о том, что узнали?
№
|
Утверждения
|
До чтения
|
После чтения
|
1
|
Самовар – исконно русское изобретение
|
|
--+
|
2
|
Самовар появился на Руси в X веке.
|
|
--
|
3
|
Сбитенщик – посуда для приготовления сбитня
|
|
--
|
4
|
В самоваре варили еду.
|
|
+
|
5
|
Самовар-кухня – помещение, где кипятили самовары.
|
|
--
|
6
|
Самовар растапливали углем и шишками.
|
|
+
|
7
|
Самовар был в каждом доме, и у купцов, и у крестьян
|
|
+
|
8
|
Самовар передавали по наследству, дарили.
|
|
+
|
9
|
Он красовался на самом видном и почётном месте в комнате
|
|
+
|
10
|
За самоваром собиралась вся большая семья. Пили чай и вели беседы.
|
|
+
|
Слайд 13 (черный)
- А что думает о самоваре Е. Пермяк? (итоги индивидуальной работы с книгой)
- Можем ли добавить критерий для оценивания своей работы? (выбор критерия, самооценка)
- Да, действительно, самовар – это не просто устройство, это душа Руси, это тепло души русского человека, символ семейного очага, уюта, дружеского общения.
- Недаром, многие художники, поэты и писатели воспевали его в своих произведениях
Слайды 14, 15
Просмотр слайдов 16 - 30
Практическая работа.
- С чего начнем? (Выбор материалов для работы: правила безопасности)
- Не забудьте, что мы не только исследователи, но и дизайнеры. Кто это?
Дизайн – особый вид творчества. конструирование окружающих нас предметов (удобных, экономичных, красивых). Слайд 31
- Какие геометрические фигуры (тела) помогут создать предмет?
- Как можно украсить самовар?
Самостоятельная работа учащихся.
Слайд 32
Напомнить о линии симметрии, об отсутствии «мертвой зоны» на листе, прием вырезания «книжечка»…
Самостоятельная работа учащихся (Тем, кому трудно – шаблон). Оформление коллективного панно, индивидуальных работ.
Выставка работ учащихся.
Итог урока и дача ДЗ.
-Какую проблему решали? Что нового для себя открыли?
Слайд 34
- Как нагревали воду в старину?
- Когда и где появился самовар? Для чего его изобрели?
- Какой формы были первые самовары?
- Почему возникло выражение «чайком побаловаться»?
- Почему чай называли «огнем жизни»?
- Теперь всё знаем? (Всё знать невозможно!)
-Какое задание хотели бы выполнить дома? (Предложения детей)
Слайд 35
Возможные варианты ДЗ:
- Рисунок на тему «За самоваром».
- Сочинить сказку о самоваре.
- Иллюстрацию к сказке «Муха Цокотуха»
- Найти дополнительный материал.
- Список предметов старинной русской посуды
- Пословицы и поговорки
- перечень произведений, где еть самовар
- …
Почему так говорят? Слайд 36
- В Тулу со своим самоваром не едут.
- Самоварничать…
Традиционное русское гостеприимство славится на весь мир. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель. Он душа дружеского разговора.
Сегодня самовар отошел в прошлое. Но те, кто понимает истинное назначение этого устройства, хранит его в своем доме.
-Ваши впечатления от урока? Нужен ли был сегодняшний урок? Почему?
- Удовлетворены своей работой?
-За что себя похвалите? А одноклассников?
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- rusamovar.ru
- http://www.tula.rodgor.ru/site/foto_cat/art/?pgnum=3
- http://patlahvv.narod.ru/eds/eds-0700/eds0637.htm
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=
- http://pokrov.tverzu.ru/samovar
Карточки для чтения
1. Ни один праздник на Руси не проходил без самовара. Несмотря на свою дороговизну (мог стоить дороже коровы), самовар был в каждом доме, будь то купеческий дом или крестьянская изба. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе - «печка-матушка, да самовар-батюшка».
2. Когда появился самовар? Долгое время считалось, что родина самовара - Тула. В 1778 г. в мастерской оружейника Федора Лисицына был изготовлен самовар. Позднее мастерская превратилась в фабрику. Самовары тогда продавались на вес и стоили дорого. Есть свидетельства, что впервые на Руси самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале.
В XVIII(18) веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой чашу, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей кипела вода. Самовар-кухня явился предшественником самовара.
3. Первые самовары появились на Руси где-то в середине восемнадцатого. Точнее никто не знает. Причем самого слова "самовар" еще не было. И чай еще не принято было пить с утра до вечера. Пили сбитень – любимый напиток Древней Руси. Этот горячий напиток с медом и лекарственными травами. Пить его следовало горячим, поэтому сбитенщики разносили его в сбитенниках. Они были похожи на чайники с ручкой и жаровой трубой внутри для подогрева. Это и были по сути, первые самовары. Примерно в то же время появились самовары-кухни, или, варительные. Они были разделены перегородками на две или три части. Там одновременно варить несколько блюд. Кран им был не нужен, а прилагался специальный черпачок. Вот такими были первые самогреи!
4. Самоваров было много. В каждом доме их было по несколько штук. "Обычный" для ежедневного чаепития, "парадный" - ставился, когда приходили гости и на праздничный стол. Кроме этого, был "бельевой", в нем кипятили воду для стирки, мытья посуды и т.д. А еще были "детские" - маленькие самоварчики, которые очень быстро закипали. Их ставили на "детский" стол, но в основном, использовали по утрам, чтобы быстрее попить чаю. Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой же цели использовались дорожные самовары. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрустальные.
5. Как растапливали самовары?
Русские самовары растапливали углями или сосновыми шишками. Их засыпали в трубу, которая находится внутри самовара, поджигали лучиной, раздували огонь сапогом. Чем резче работать сапогом, тем вода закипала быстрее и потом долго не остывала. Шишки быстро прогорали и придавали чаю очень приятный аромат и, мягкий, немного отдающий хвоей, вкус.
Самая высокая температура в самоваре в низу жаровой трубы (кувшине) самовара; верхняя часть трубы нагрета меньше. По законам Архимеда более горячая и поэтому более легкая вода поднимается вверх, а ее место занимает холодная и более тяжелая, из верхних слоев резервуара. Так что, не всегда вода, которая булькает на поверхности – кипяченая.40 минут, а вода не остывала двое суток! Его передали рабочим московского района Красная Пресня. За самоваром, бывало, усаживалось по праздникам до 500 человек.
Самый большой самовар в мире действующий самовар находится в чайном павильоне железнодорожного вокзала Харькова.. Высота этого гиганта 1,8 м, вес 305 кг, а объём 360 литров (более 30 вёдер воды). За день самовар может обслужить до 10 тысяч человек. Самовар создавали 40 человек в течение трёх месяцев.
А самый маленький действующий самовар высотой 3,5 миллиметра можно вскипятить... одну каплю воды.