Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними
Submitted by Надежда Афанасьевна Волколупова on вс, 14/06/2015 - 20:32
Тема: “Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними”
Цель: учащимся 5 класса, поделиться знаниями об устройстве микроскопа с младшими школьниками, учащимися 4 класса. Выполнить вместе с ними лабораторную работу. Получить, совершив экскурсию в историю, обзорные знания об ученых, создателей микроскопа и об открытом ими микромире.
Задачи:
Образовательные: обзорно познакомить обучающихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
Воспитательные: дать возможность младшим школьникам пообщаться на уроке со старшими товарищами, которые возможно помогут им выявить интерес к биологии как науке, продолжать воспитывать ответственность за результат своего труда, работать по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления у школьников; учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.
Метапредметные связи:
Математика (математические расчетные действия)
Биология человека – анатомия (восприятие изображений с помощью органов зрения)
История (экскурс в историю открытия увеличительных приборов)
Технология: критического мышления
Формируемые универсальные учебные действия:
познавательные УУД: определение понятий: объектив, окуляр, микропрепарат, наблюдение, микромир; самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителями и обучающимися; осуществление совместной познавательной деятельности в группе; освоение разных способов общения.
регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям; соотнести известное с тем, что еще не известно; уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Технологическая карта урока “Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними”
Стадии технологии
Этапы урока
Виды деятельности учителя
Виды деятельности ученика
Методы и формы работы
Планированные результа
ты, УУД
I Стадия “Вызова”
1.Организацион -
ный момент.
Работает учитель 5 класса
Создание эмоционального настроя обучающихся разных классов на работу на уроке.
2. Мотивация и целеполагание.
На доске появляется текст с очень мелким шрифтом (слайд 1)
Постановка проблемы: сможете ли вы прочить наше приветствие? Что для этого надо сделать?
А с помощью чего можно рассмотреть очень мелкий предмет?
Какие вам еще известны увеличительные приборы?
Ребята, так о чем мы с вами будем говорить на уроке?
А вы знаете устройство микроскопа и умеете работать с ним?
Учитель: Правильно: познакомимся со световым микроскопом, с его устройством и правилами работы с ним.
Пытаются решить проблему.
Ответы учащихся: увеличить шрифт;
(слайд 2)
лупа; (слайд 4)
микроскоп; (слайд 5)
о микроскопе;
Ответы учащихся :знаем но не все
Формулируют тему урока
“Устройство микроскопа и правила работы с ним ”
Беседа.
РУУД.
IIСтадия “Осмысления”
1. Изучение нового материала.
1) История открытия микроскопа.
Работает учитель 4 класса
Учитель. Ребята, а что вы уже знаете об увеличительных приборах? Давайте заполним таблицу ЗХУ 1 и 2 графы.
Ответы учащихся записываются учителем на доске.
Учитель знакомит ребят с различными увеличительными приборами: лупой, световым микроскопом, электронным микроскопом,
А теперь давайте посмотрим и послушаем младших ребят, которые приготовили вам материал о первооткрывателях увеличительных приборов: о Роберте Гуке и Антони ван Левенгуке.
Ребята, а хотите заглянуть в микромир? Пожалуйста!
Учитель кратко знакомит детей с заболеваниями, которые могут вызвать микроорганизмы
Учащиеся заполняют 1 и 2 графу таблицы в тетрадях
Смотрят презентацию, (слайд 4, 5)
Смотрят презентацию, которую комментируют младшие школьники
2 человека рассказывают об ученых: Роберте Гуке и Антони Ван Левенгуке.
Учитель предлагает старшим проверить знания младших, пользуясь презентацией.
Учитель. Младшие ребята, посмотрите слайд и сравните, полученное изображение под микроскопом с картинкой на слайде (слайд 24)
Старшие школьники рассказывают и показывают устройство микроскопа младшим ребятам. Готовят микроскоп к работе, показывают, как правильно навести микроскоп на микропрепарат, и предлагают младшим школьникам посмотреть на микропрепарат кожицы лука, который они приготовили заранее.
Затем старшие предлагают младшим самостоятельно рассказать и показать устройство микроскопа.
Старшие проверяют знания младших, используя слайд презентации
(слайд 22)
Старшие предлагают младшим подготовить микроскоп к работе и рассмотреть самостоятельно микропрепарат.
Старшие школьники смотрят у младших на микропрепарат
Групповая работа: рядом с консультантом из 5 класса по обе стороны сидят ребята из 4 класса.
Самостоятельная работа младших ребят с опорой на интерактивной доске
(слайд 21)
Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа младших с подсказкой на доске.
(слайд 23)
Коммуникативные УУД.
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
4) Увеличение микроскопа.
5) выводы по лабораторной работе
Учитель: Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает. Как это узнать?
Об этом вам расскажут наши консультанты
Учитель. Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив с нужными цифрами.
Учитель. А теперь ребята, посмотрите на цель работы и давайте сделаем вывод
Работа в группах. Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом: увеличение окуляра x увеличение объектива =
Увеличение окуляра и объектива определяются по написанным на них цифрам
Формулируют вывод (слайд 25)
Подсчет увеличения вашего микроскопа.
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД Коммуникативные. УУД
2. Закрепление и обобщение знаний.
Работает учитель 4 классов Учитель. Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания. На партах лежат задания – кроссворд. Заполните по горизонтали слова по устройству микроскопа и по вертикали вы прочтете важное слово, со значение которого встретимся на наших уроках биологии.
И старшие, и младшие ребята заполняют кроссворд (слайд 26)
Индивидуальная работа учащихся в тетрадях.
Личностные УУД.
IIIСтадия “Рефлексии”
Учитель. Давайте вернемся к заполнению таблицы.
Что мы узнали на уроке
Учителя 4 и 5 классов
Ребята вы сегодня хорошо работали. Спасибо всем!
Дети заполняют 3 графу.
Ответы учащихся
Продолжите предложения:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. я научился…
4. теперь я могу.....
5. мне захотелось .....