Submitted by Наталья Вячеславовна Пилихоц on чт, 11/06/2015 - 08:56
ТЕМА УРОКА "ЧТО ТАКОЕ ОБРАЩЕНИЕ"
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: формировать представление об обращении с точки зрения пунктуационных, интонационных, коммуникативных норм.
Задачи урока:
дидактические:
раскрыть понятие «обращение»,
познакомить со способами выделения обращения на письме и в устной речи;
развивающие:
познавательные УУД
развивать умение учащихся находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, а в устной речи – интонационно,
развивать умение использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией; выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;
развивать способности анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, доказывать, логически рассуждать при работе с языковым материалом,
развивать умение находить и выделять необходимую информацию при работе с правилом, материалом учебника и ТПО;
регулятивные УУД
развивать волевые качества, самоконтроль и самооценку;
коммуникативные УУД
развивать умение планировать и осуществлять учебное сотрудничество при работе с соседом по парте;
воспитывающие:
личностные УУД
воспитывать положительное отношение к учению, нравственно-этическое отношение к окружающим людям, стремление к успеху.
Оборудование урока: учебник Н.А. Чуракова Русский язык 2 класс 3часть, «Тетрадь для самостоятельной работы №2», аудиозапись разговора детей, магнитофон, раздаточный материал - схемы «Знаки препинания при обращении».
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Теоретическое основание:
формируемые УУД (группа и название конкретного УУД) и средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.)
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель обращается к учащимся:
- Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наше занятие с таких мудрых слов:
«Человек должен трудиться – плохо ему, когда он бездействует».
-Как вы понимаете эти слова?
-Я желаю вам трудиться для своего развития и совершенствования.
Учащиеся размышляют, высказывают свое мнение, настраиваются на работу.
Мотивационный
компонент.
М.п: беседа
Ф.р: фронтальная
Личностные УУД: смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом- определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение»)
2. Выявление места и причины затруднения
Формулировка темы урока.
- Сережа, попроси Веру передать тебе тетрадь. Аня, обратись к Оле и попроси её подойти к окну. Катя, обратись к Вадиму и попроси его выйти к доске.
- Почему ваши просьбы выполнили Вера, Оля и Вадим, а не другие ребята?
- К кому обращались Сережа, Аня и Катя? Как они это делали?
- Как вы думаете, как это называется, когда к кому-нибудь обращаются?
- Где мы это можем узнать?
Учащиеся обращаются с просьбами, и ребята выполняют действия.
Отвечают: «Потому что с просьбой обращались именно к ним».
Выдвигают свои предположения.
Предлагают открыть учебник.
Находят тему «Что такое обращение».
М.о. проблемного изложения
М.п. диалоговые технологии
Ф.р. фронтально-индивидуальная
Коммуникативные УУД:
владение диалогической речью
Познавательные УУД:
логические (подведение под понятие, выдвижение гипотез после диалога и действий учащихся).
3.Построение проекта выхода из затруднения
Постановка учебной задачиЦелеполагание.
1) - Что бы вы хотели узнать про обращение?
- Если трудно, то посмотрите на послание Летучей мыши. У кого какие будут предположения.
Обращение - это…
В устной речи они выделяются…
Письменно выделяются…
Умею находить…
Правильно использовать….
(Учитель пишет кратко предположения детей около каждого пункта).
2)-Давайте поработаем с «линеечкой» знаний. «Покажите» ваши знания по этой теме в начале урока.
-Как будем работать?
Где будем искать ответы?
Выдвигают свои предположения, ставят учебные задачи с помощью учителя.
Определяют свой уровень знаний, планируют деятельность.
-Где вы голосом выделяете слово Миша? Где не выделяете?
-В каком предложении о Мише что-то сообщается?
-В каком предложении к Мише обращаются?
-Какую работу выполняет это слово?
-Мы нашли интересное слово, которое выполняет важную функцию: называет того, к кому обращаются с речью. Может это и есть … обращение?
2)Работа с правилом. Чтение 1 части правила Летучей Мыши.
- Подтвердилось ли ваше предположение?
Учитель крепит на доску около цифры 1 полоску с буковой О, обозначающей слово-обращение.
3) -Рассмотрите картинку. Сочините свои обращения.
В парах придумайте по картинке, как Маша обращается к Барсику и ругает его за разбитый кувшин, и как Анишит Йокоповна обращается к Мише и просит его помочь Маше. Назовите слова-обращения.
-С какой интонацией надо произносить обращения?
- Со звательной.
Учитель крепит на доску около цифры 2 картинку с изображением человека, зовущего кого-то.
4) ) Анализ языкового материала.
-Сравните предложения на стр. 55
- Какое лишнее и почему?
- Найдите слова-обращения в оставшихся предложениях. - Где может стоять обращение в предложении? Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится 1 запятая, а в каком обращение выделяется запятыми с двух сторон?
5)Работа с правилом. Чтение 2 части правила Летучей Мыши.
- Подтвердилось ли ваше предположение?
6) - Какая схема осталась? Почему тут знак восклицания после обращения?
Стр. 55 Сравните начало 2 записок. Какое слово является обращением? В каком случае надо читать с большим чувством? Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случае?
Учитель крепит на доску около цифры 3 схемы предложений с обращениями.
6) Зарисуйте каждую схему на отдельном листочке.
Читают, анализируют, отвечают, сопоставляют предположение с правилом.
Работают в парах, составляют предложения с обращениями.
(Барсик, какой же ты безобразник! Барсик, как же тебе попадёт от мамы.)
(Миша, помоги Маше! Миша, куда ты спрятался?)
Читают предложения, анализируют, находят без обращения. Выделяют обращения, определяют их местоположение.
Работают со схемами, анализируют, находят соответствующие предложения.
Рисуют схемы.
М.о. объяснительно-иллюстративный
М.п. диалоговые технологии Ф.р. фронтальная
Познавательные УУД:
логические
(анализ и сравнение предложений, выделение различного, подведение под понятие, доказательство).
Познавательные УУД:
общеучебные (поиск в и выделение необходимой информации - правила об обращении)
М.п. диалоговые технологии Ф.р. групповая (в парах)
Коммуникативные УУД:
планирование и осуществление учебного сотрудничества при работе в паре.
Познавательные УУД:
логические
(анализ, подведение под понятие).
М.о. проблемного изложения
М.п. активизация познавательной деятельности
Ф.р. фронтальная
Познавательные УУД:
логические
(анализ, сравнение, доказательство).
Познавательные УУД:
общеучебные (понимание и преобразование учебной информации - знаково-символического моделирования )
Познавательные УУД:
общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)
Познавательные УУД:
логические (анализ, подведение под понятие)
Познавательные УУД:
общеучебные (знаково-символические действия)
5.Физкультминутка
Проводит физкультминутку «Где спряталось обращение?».
-Ребята, сейчас я буду вам читать разные предложения. Вам нужно на слух определить, где стоит обращение, и показать схему, которая к нему подходит.