ПРОГРАММА дополнительного образования общеразвивающего направления объединение «Открытый мир» для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья .
Submitted by Наталья Александровна Трошина on Wed, 03/06/2015 - 20:26
ПРОГРАММА
дополнительного образования
общеразвивающего направления
объединение «Открытый мир»
для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья .
7-16 лет
Срок реализации – 1 год
Пояснительная записка.
В настоящее время в Российской Федерации более 500 тыс. детей-инвалидов, которые проживают и воспитываются в условиях семейного окружения. По статистике,именно во Владимирской области проживает 241,9 тысяч детей в возрасте от 0 до 18 лет, из них детей, имеющих инвалидность – 4316 чел.
В г. Коврове и Ковровском районе в декабре 2012 года насчитывалось около 420 детей- инвалидов. И количество детей и семей их воспитывающих увеличивается с каждым годом.
Дети – инвалиды дошкольного возраста не посещают детские сады, а школьники обучаются на дому. Эти дети изолированы от общества, у них отсутствует положительный опыт общения, не достаточно развито видение окружающего мира, а частности жизни. Для того, чтобы помочь таким детям приспособиться к окружающей действительности, сформировать и расширить социальный опыт, восстановить способности к бытовой и общественной жизни была разработана данная программа.
Эта программа, будет содействовать адаптации детей-инвалидов, позволит создать условия для их полноценной жизни, поможет заполнить свободное время детей интересным и полезным содержанием. Реализация программы способствует расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности детей с ограниченными возможностями, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе.
Занятие тем или иным видом творчества позволит не только приобщить детей- инвалидов к духовной культуре, поможет ему в формировании личности, так же поможет развить разные способности, тем самым компенсирует физический дефект(инвалидность) или по крайней мере минимизирует значимость дефекта.
Социокультурную реабилитацию нужно рассматривать, как важную составляющую процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду.
Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют детей-инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала ребенка. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия (информационно-образовательные, развивающие и т. п.). Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.
Цель программы.
Обеспечение максимально полной и своевременной адаптации к жизни в обществе детей с ограниченными возможностями через различные виды социокультурной деятельности.
Задачи программы.
Развивающие:
- использовать развивающий потенциал досуга для формирования социальных навыков, через вовлечения детей в различные формы зрелищно-игровой и творческой деятельности;
- развитие коммуникативных навыков;
Обучающие:
– обучение детей с ограниченными возможностями различным умениям и навыкам в творческой и познавательной деятельности;
- обучение навыкам самообслуживания
Воспитательные:
- воспитание воли, выработка умения владеть собой, привитие навыков взаимопомощи, ответственности перед собой и коллективом.
- воспитание культуры общения.
- воспитание в детях доброжелательности, чувства товарищества.
Принципы реализации программы.
Реализация программы предусматривает разумное сочетание общедидактических принципов с принципами личностно–деятельностного подхода к детям с ограниченными возможностями:
приоритет интересов ребёнка и его благополучие;
приоритет уникальности каждой личности;
опора на позитивные начала в духовном и физическом развитии ребёнка;
доступность предоставляемого материала;
учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
Срок реализации программы: 1 год.
Целевая группа: дети и подростки с ограниченными возможностями.
Занятия проводятся в группе из 10 человек, с разными навыками и возможностями. Программа рассчитана на 108 часов.
Занимаются дети 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Ожидаемые результаты:
расширение круга социокультурных мероприятий для детей с ограниченными возможностями;
повышение уровня информированности о возможных путях творческой и трудовой реализации для детей, подростков и безработных родителей;
сформированность у детей с ограниченными возможностями и их родителей устойчивых умений и навыков в декоративно-прикладной и социально-трудовой деятельности
Учебно-тематический план.
№
Направления:
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Игровой досуг
20
20
2.
Развлекательный досуг
22
22
3.
Познавательный досуг
16
16
4.
Творческая мастерская
20
4
16
5
Коррекционный досуг
20
4
16
6
Библиотерапия
10
10
Итого
108
24
84
Содержательная часть.
Игровой досуг «Учимся играя»
Цель:
Совершенствование способов и навыков общения через настольно-печатные игры.
Задачи:
Воспитание стремления к объединению в устойчивые дружеские коллективы через игровую деятельность;
Способствование речевому общению детей в игре, развитие коммуникативных навыков;
Развитие организаторских и творческих способностей, чувства товарищества и коллективизма;
Развитие у детей с ограниченными возможностями психических процессов, ориентировки в пространстве, мелкой моторики кисти рук, конструктивных навыков;
Развитие умения играть в коллективе, подчиняясь правилам игры, развитие умения радоваться достижениям товарищам, избегая конфликтов.
Основные мероприятия
Настольно-печатные игры:
«Лото»
«Домино»
«Морской бой»
«Весёлый счёт»
«Бизнес-менеджер»
«Шашки» и др.
Игровой досуг «Учимся играя»
Часть II
Цель:
Формирование социальной компетенции детей с ограниченными возможностями через сюжетно-ролевую игру и коммуникативную деятельность.
Задачи:
Воспитание у детей устойчивых положительных чувств и привычек;
Расширение способов общения со сверстниками и взрослыми в разной обстановке;
Помощь детям в самореализации через социальную игру;
Формирование умения выполнять принятые на себя роли в соответствии с сюжетом игры и созданной жизненной ситуацией;
Развитие творческого воображения, расширение сюжетов за счёт познаний об окружающей жизни;
Воспитание этикета: вежливого общения с людьми различного возраста в различных ситуациях;
Воспитание в детях доброжелательности, чувства товарищества.
Основные мероприятия:
Социально-бытовые игры:
«Азбука вежливости»
«День рождения»
«Если друг попал в беду»
«На улицах города»
«Моя семья
«Уроки осторожности»
«Школа доброты»
Коррекционные занятия «Задачки для рук и ума».
Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями и повышение уровня развития мелкой моторики кисти рук.
Задачи:
Развитие внимания, памяти, воображения, мыслительных операций;
Способности к сравниванию, обобщению, комбинированию;
Формирование общих речевых навыков и обогащение словарного запаса детей;
Развитие сенсорных способностей, тактильной чувствительности, глазомера и общего тонизирующего действия развивающих игр на организм детей;
Развитие мелкой моторики кисти рук, ловкости в обращении с мелкими предметами, точности и координации движений пальцев рук;
Воспитание в детях самоконтроля, усидчивости и дисциплинированности.
Основные мероприятия
Пальчиковая гимнастика
Зрительная гимнастика
Работа со счётными палочками
Развивающие игры:
* «Конструктор»
* «Лего»
* «Геометрическая мозаика»
* «Шнуровка»
* «Лабиринты»
Работа с развивающими альбомами для раскрашивания;
Рисование через кальку и экран копирования;
Альбом для раскрашивания
Познавательные занятия «Хочу всё знать».
Цель: Расширение представлений детей с ограниченными возможностями об окружающем мире.
Задачи:
Пополнение знаний детей об окружающей действительности и расширение кругозора за счёт познавательных бесед, чтения художественной литературы, дискуссий, просмотра обучающих видеопрограмм;
Уточнение и расширение знаний детей об истории России, традициях и праздниках русского народа;
Расширение познаний детей о растительном и животном море;
Ознакомление детей с элементарными представлениями о солнечной системе;
Расширение знаний детей об окружающих нас предметах, их физических свойствах и практическом назначении, творческом применении;
Формирование у детей экологических знаний и поведения, бережного и эмоционального отношения к природе;
Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности, милосердия и чувства патриотизма;
Ознакомление детей с их ближайшим окружением: семья, дом, улица, страна.
Основные мероприятия:
Познавательные беседы:
«Край родной»
«Что такое энциклопедия?»
«Этот удивительный мир насекомых»
«Моя семья, моя родословная»
«Роботы - наши помощники»
«Встреча с художниками мира»
«Звезды и планеты»
«Я и мои права»
Познавательные занятия «Хочу всё знать».
Часть II
Цель:
Расширение представлений детей с ограниченными возможностями о себе и особенностях своего организма. Формирование положительных предпосылок здорового образа жизни. Наркопрофилактика.
Задачи:
Расширение знаний детей о строения своего тела;
Ознакомление детей с мерами охраны и профилактики здоровья своего организма, его функциональных органов и систем;
Пополнение знаний детей о вреде «вредных привычках» курение, алкоголизм;
Предоставление детям знаний о том, какой физический и психический вред приносят нашему здоровью наркотики;
Повышение самооценки и самоуважения ребёнка к самому себе с целью помощи сказать наркотикам «нет»
Основные мероприятия
А) Темы занятий:
Строение тела: кости, мышцы. Сказка о правильной осанке.
О профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
Путешествие в страну «Дыхание». Правила доктора Айболита.
Сердце и его работа. Донорство.
Кожа. Гигиена кожи.
Мозг. Нервная система. Почему мы их должны беречь.
Зубы. Профилактика заболеваний полости рта.
Для чего нужны глаза и уши. Профилактика заболеваний.
Б) Темы занятий по наркопрофилактике:
Что такое наркотики.
Наркомания: полёт и падение.
Наркотическое рабство.
Скажи «нет» наркотикам.
Библиотерапия.
Цель:
Содействовать социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями посредством библиотерапии (лечение книгой). Социальная реабилитация ребёнка в мире современных проблем посредством литературы; терапия словом, заключённая в художественную форму.
Задачи:
– содействие личностному развитию и саморазвитию детей с ограниченными возможностями средствами библиотерапии.
– создание условий для повышения уровня информированности, расширения кругозора.
- воспитание литературного вкуса и потребности в постоянном общении с книгой.
Методы и формы библиотерапии:
«Сказкатерапия» (чтение и обсуждение сказок)
«Стихотерапия» (чтение и заучивание стихов)
«Зоотерапия» (чтение и обсуждение книг о природе и о животных)
«Смехотерапия» (чтение юмористических рассказов)
Книжные выставки, тематические или приуроченные к знаменательным датам «Великие люди России», «Братья наши меньшие» и др.
Развлекательный досуг.
Цель: Повышение интеллекта и творческой любознательности детей с ограниченными возможностями.
Развитие коммуникативных навыков детей.
Создание условий для повышения уровня эмоциональной сферы.
Задачи: Формировать устойчивый интерес детей к выполнению заданий, конкурсов и головоломок, разыгрыванию сценок, исполнению песен и плясок;
Закреплять знания детей о русских народных сказках, пословицах и поговорках;
Пополнять знания детей о русских народных праздниках и православных традициях России.
Воспитывать в детях целеустремлённость, настойчивость в достижении результата, чувство товарищества и взаимовыручку, чувство воли и выдержку, стремление к победе.
Основные мероприятия.
Викторина «Загадки для эрудитов»
Развлечение «Мамин день»
Викторина «Путешествие в страну сказок»
Экологический праздник «Всего одна земля»
Викторина «Смешные ответы»
Развлекательная игра «Путешествие на машине времени в эпоху динозавров»
Посиделки «Смех вам, да веселье»
Цикл познавательно- развлекательных программ «Традиции и обряды русского народа»
Конкурсная программа «Животный мир нашей планеты»
Творческая мастерская.
Цель:
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в художественной деятельности через доступные средства изображения. Представление возможности и помощи детям в самореализации и самовыражении в творчестве.
Задачи:
Развитие у детей творческой активности, инициативы и интереса к данному виду деятельности;
Развитие наглядно-эстетического мышления и воображения у детей с ограниченными возможностями;
Повышение у детей уровня внимания, любознательности, наблюдательности и усидчивости;
Совершенствование зрительно-двигательной координации, глазомера, точности движений и ориентировки в пространстве;
Обогащение сенсорного опыта и знаний детей о свойствах и назначении предметов и материалов;
Повышение уровня развития мелкой моторики кисти рук, конструктивных способностей;
Повышение уровня эмоциональной сферы через самовыражение ребёнка в творчестве.
Формы и методы работы:
Изготовление поделок из природного материала
Рисование
Лепка из пластилина
Аппликация
Цикл занятий: « Мы юные художники», «Лепим, клеим, вырезаем», «Изготовление поделки-сюрприза»,
Создание коллективной композиции «Грибная поляна»
Выставка рисунка «Для милых мама»
Список литературы для педагога:
1. Закрепина А.Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.// Дошкольное воспитание – 2009.- № 4.
2. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. Ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: УЩ «БГПУ им. М.Танка», 2007. – 144 с.: ил.
3. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Учебно-методическое пособие. Под ред. Гайдукевич С.Е. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил.
4. Акатов Л.И.
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
Рекомендуемая литература для родителей:
1. Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей /Пер. с англ. Н.Л. Холмлгоровой. – М.: Теревинф, 2004. – 240 с. – (Особый ребенок)