Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



МУЗЕЙНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Submitted by Светлана Викторовна Саввина on пн, 01/06/2015 - 14:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Саввина Светлана Викторовна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 4, учитель истории

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Краеведение
Цель урока: 

Создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Краткое описание: 
<p>Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе становится наиболее актуальным в наши дни. России требуются люди, готовые к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. На передний план выходит задача приобщения подрастающего поколения к деятельности, направленной на формирование активной жизненной позиции, чувства любви к Родине и уважения к историческому прошлому, к родному краю, гордости за свое Отечество. Программа дает возможности реализации требований ФГОС через школьный Музей и музейную педагогику, так как этот процесс представляет собой единую и динамичную систему компонентов, определяемых педагогическими категориями (воспитание, развитие, образование, обучение). Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. Способствует развитию метапредметных компетенций обучающихся через проектную деятельность.</p>

Утверждаю:

директор МБОУ СОШ №4

Еремина Л.Л.

 

 

 

 

МУЗЕЙНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

учителя истории и обществознания

 

Саввиной Светланы Викторовны


 

 

 

Сроки реализации программы:

 с 1.09. 2013 г. по 31.08. 2016 г.

 

 

Место реализации:

муниципальное  бюджетное

общеобразовательное  учреждение

 средняя общеобразовательная школа №4;

 школьный Музей

 

Кадровое обеспечение программы:

руководитель школьного Музея,

Совет музея

 

 

Адрес программы

 (на какую аудиторию  рассчитана)

обучающиеся 5-11 классов
 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

         Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе становится наиболее актуальным в наши дни. России требуются люди,  готовые  к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. На передний план выходит задача  приобщения подрастающего поколения к  деятельности, направленной на формирование активной жизненной  позиции, чувства любви к Родине и уважения к историческому прошлому, к родному краю,  гордости за свое Отечество. 

         Программа дает возможности реализации требований ФГОС через школьный Музей и музейную педагогику, так как этот процесс  представляет собой единую и динамичную систему компонентов, определяемых педагогическими категориями (воспитание, развитие, образование, обучение). Потенциал школьного музея  для  воспитания и развития личности учащихся реализуется  через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. Способствует развитию метапредметных компетенций обучающихся  через проектную  деятельность.
             Цель – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

         Задачи:

  • воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
  • воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов, предметов старины;
  • формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

 

Программа разработана в рамках образовательного процесса школы.
 

Содержание программы:

- включение в воспитательный процесс школы музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий;
- создание системы приобщения ребенка к музейной культуре, прежде всего через участие в экскурсионной работе;
- объяснение сложного материала на простых и наглядных примерах;
- разработке новых условий для творческого развития детей;
- расширение воспитательной среды школы.

Программа, реализуемая на базе Музея, включает в себя следующие этапы:

 1.  Ознакомительный (информационный).
 2. Экскурсионная деятельность обучающихся.
3. Исследовательская и поисковая деятельность.

 

Музей принимает участие в плановых выставках, конкурсах, смотрах, краеведческих олимпиадах, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея.

Материалы музея применяются учителями-предметниками, классными руководителями  на предметах учебного плана, внеклассных мероприятиях.

Формы занятий:  лекции, беседы, экскурсия, викторины,  исторические игры и др.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток и альбомов, посещение экспозиций и выставок разнообразных музеев.

3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.

4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из различных фондов с целью анализа и создания новых экспозиций школьного музея.

             

 

Тематическое планирование

Тема

Дата

проведения

 

5 -6 класс

 

  1.  

Знакомство с терминологией музея, историей возникновения музеев.

 

  1.  

 Виды музеев.

 

  1.  

Изучение классификации музеев.

 

  1.  

Приобщение детей к изучению организации музейного образования

 

7 класс

  1.  

Основные направления деятельности музеев

 

  1.  

Определение направления деятельности музеев (исторический, художественный и т.д.)

 

  1.  

Формирование уважительного отношения к результатам своей и чужой профессиональной деятельности

 

  1.  

Материально-техническая база музеев – из чего она складывается

 

  1.  

Дальнейшее знакомство с музейной терминологией      (стеллажи, витрины, экспозиции и т.д.)

 

  1.  

Формирование поведения и общения в коллективе

 

  1.  

Какие музеи являются наиболее известными в нашей стране, области, районе?

 

8 класс

  1.  

Изучение материала презентации «Музеи мира»

 

  1.  

Практическое занятие:  Экскурсия по городам малой Родины

 

  1.  

Систематическое комплектование фонда музея

 

  1.  

Правила комплектования музея

 

  1.  

Лекция – историческая справка о первых музееведах

 

  1.  

Приобщение детей к изучению организации музейного образования.

 

  1.  

Кто собирает экспонаты для музея на современном этапе?

 

  1.  

Современные требования к музееведам

 

  1.  

Приобщение детей к изучению организации музейного образования

 

  1.  

Внештатные сотрудники музея – кто они?

 

9 класс

  1.  

Работа с музейной терминологией.

 

  1.  

Какие предметы школьного музея требуют особого внимания?

 

  1.  

Изучение экспонатов музея «Великая Отечественная война» (из уроков истории)

 

  1.  

Какие экспозиции имеются в школьном музее?

 

  1.  

Изучение экспозиции музея «И вечно будем помнить мы, ваш подвиг деды и отцы»( из уроков истории)

 

  1.  

Составление перспективного плана комплектования фондов

 

  1.  

Документы школьного музея и их классификация:

паспорт музея, свидетельство музея, книга основного и фонда, вспомогательного

 

 

  1.  

Правила  ведения документации школьного музея

 

  1.  

Виртуальная экскурсия по школьным музеям города

 

  1.  

Экскурсия в городской краеведческий музей.

 

10 класс

  1.  

Сбор музейных экспонатов.

 

  1.  

Как определить ценность экспоната?

 

  1.  

Изучение норм определения ценности экспонатов

 

  1.  

Приобщение детей к изучению организации музейного Образования

 

  1.  

Как определить ценность предмета материальной культуры?

 

  1.  

Правила установки ценности предмета материальной культуры

 

  1.  

Как определить ценность документа? Правила установки ценности документального предмета

 

  1.  

Как определить ценность фотографии?

 

  1.  

Практическое занятие на тему: Как определить ценность - предмета материальной культуры, документа, фотографии?

 

  1.  

Практическая работа на определение норм ценности музейных коллекций школьного Музея

 

  1.  

Как вести сбор музейных экспонатов?

 

  1.  

Организация реализации поисковых заданий в классных коллективах, группах по интересам, индивидуальная работа с обучающимися.

 

  1.  

Общие требования и правила по ТБ при сборе музейных экспонатов

 

  1.  

Организация походов, экспедиций, переписки

 

  1.  

Сбор, фиксация, текущее комплектование материалов, их систематизация

 

  1.  

Музейный урок на тему: «Экспонат старины»

 

11 класс

  1.  

Комплектование музейных фондов. Хранение фондов

 

  1.  

Систематизация фондов: основной фонд; научно–вспомогательный фонд; интерактивный фонд; обменный фонд; фонд временного хранения

 

  1.  

Что такое вещественные памятники?(из уроков истории и МХК)

 

  1.  

Изучение правил по эксплуатации музейного помещения

 

  1.  

Комплектование коллекций. Правила комплектования; отбор экспонатов

 

  1.  

Экспозиционная работа

 

  1.  

Отработка практических навыков в музее

 

  1.  

Правила и требования к составлению этикетажа

 

  1.  

Экскурсионное дело

 

  1.  

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее

 

  1.  

Экскурсионные методы и приемы

 

Практические  и исследовательские занятия

  1.  

Разработка экскурсий «Хочу быть гидом».

 

  1.  

Музей и исследовательская работа учащихся

 

  1.  

Проведение исследований (практическая работа на местности)

 

  1.  

Организация реализации поисковых заданий при защите исследовательских работ

 

  1.  

Организация проведения анкетирования

 

  1.  

Итоговое занятие по теме: «Музей и дети».

 

 

         Ожидаемый результат предполагается в виде внешнего проявления: постоянного развития музея, увеличения количества его экспонатов, появления новых разделов, увеличение количества обучающихся, желающих участвовать в поисковой деятельности, получения практических навыков: поисково-собирательной работы, исследовательской деятельности, а также внутреннего проявления - интереса к истории своего Отечества и родного края, уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению, понимания важности сохранения исторической памяти для потомков, личностного роста обучающихся, их нравственного задела, что поможет им стать достойными гражданами России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы по методике музейной деятельности.

 

1.     Ванслова Е. Г.    Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.

2.     Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П.    Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.

3.      Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13. «Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997

4.     Искусство музейной экспозиции. Сб., научн. тр.НИИ культуры. №45, М., 1977

5.      Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964

6.     Музееведение. На пути к музею 21 века: музейная экспозиция.М.,1996

7.     Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.

8.     Музей в современной культуре. Сб. науч. тр. СПб Академии культуры. – СПб., 1997.ТельчаровА.Д. Основы музейного дела  Издательство: Омега-Л, 2005 г.

9.     Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. Пособие для вузов.Под ред. К.Г.Левыкина, В Хербста. М., 1988.

10.       Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.

11.       Музейная эстетика и архитектура музеев. М., 1972.

12.       Нагорский Н.В.   Музей в духовной жизни общества.– СПб, 2004. – С. 380

13.       Основы экскурсионного дела в музеях. М., 1976.

14.       Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.

15.       Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев. М., 2002.

16.       Современная историографичекая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев. М., 2002.

 

Интернет ресурсы. http://www.museumforum.ru/index.php  

Музейный форум http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp 

Российская музейная энциклопедия http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн