План- конспект урока развития речи по литературе в 7 классе
Submitted by Нелли Владимировна Ломоносова on Sat, 30/05/2015 - 18:08
ПЛАН – КОНСПЕКТ
урока развития речи
по литературе
«Анализ поэтического текста»
(по отрывку из вступления к поэме А.С.Пушкина
«Медный всадник»)
7 класс
учитель Ломоносова Н.В.
План- конспект урока развития речи по литературе в 7 классе с использованием ЭОР
Анализ поэтического текста (по отрывку из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».
Тип урока: развития речи.
Цели и задачи урока: обучение умению анализировать поэтический текст с использованием литературоведческих понятий; закрепление навыков осмысленного чтения; развитие интереса и любви к поэзии; приобщение к культурному наследию России, воспитание чувства гордости и любви к родине.
Оборудование: , тексты произведения, набор цветных открыток с видами Санкт- Петербурга, портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к поэмам «Полтава», «Медный всадник», репродукции картин с изображением Петра I,
DVD-фильм и презентация о достопримечательностях Санкт- Петербурга, фонохрестоматия к учебнику литературы 7 класса
Оформление доски: запись темы урока: «Анализ поэтического текста»,
портрет А. С. Пушкина, репродукции картин с изображением Петра I, эпиграф: Люблю тебя, Петра творенье… А.С.Пушкин, ЭОР.
Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня на уроке присутствует гость – литературовед (его роль исполняет ученик класса). Это неслучайно, потому что мы будем не просто знакомиться с отрывком А.С.Пушкина, а учиться читать. «Как? – спросите вы. – Ведь мы умеем читать!» Совершенно верно. Но литературовед сегодня поможет нам научиться читать по-новому: не просто пробегать глазами по строчкам, а читать вдумчиво, осмысленно, узнавая для себя много нового. Он поможет нам научиться анализировать поэтический текст. Работа эта сложная, но интересная. Итак, приступим. Но сначала давайте вспомним, какие поэтические жанры нам знакомы?
(Ответы учащихся)
Учитель: К какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой? (Ответы учащихся. Ученик: Поэма (греч.) – один из жанров лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемому (как в лирике).
Учитель: А кто из вас, ребята, был в Санкт – Петербурге? Я приглашаю вас совершить небольшую заочную экскурсию по этому красивейшему городу, бывшему во времена А.С.Пушкина его столицей. (DVD – фильм или презентация)
Учитель: Каким вам показался этот город? Какое впечатление прозвёл?
Учитель: Прочитаем отрывок из вступления к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Обратите внимание на то, как поэт передает свое отношение к городу на Неве? Какие художественные средства при этом использует?
(Прослушивается отрывок из поэмы
«Прошло сто лет, и юный град…» до слов « Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…». Используется фонохрестоматия)
Учитель: А каково отношение Пушкина к этому городу?
Литературовед: Я помогу ребятам ответить на вопрос: «Как поэт передает свое отношение к Петербургу?»
Свое отношение к Петербургу поэт выражает словом «люблю» и называет то, что ему дорого в северной столице. Кроме того, свою любовь, восхищение Пушкин передает торжественным слогом, используя эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы. Ребята, помогите, пожалуйста, мне найти их в тексте. Назовите эпитеты, которые использует А.С.Пушкин, описывая Петербург.
Литературовед: Давайте найдем в тексте сравнения. Кто мне поможет?
Ученик: (записывает на доске, а учащиеся – в тетради по литературе).
Сравнения: И перед младшею столицей/ Померкла старая Москва,/ Как перед новою царицей/ Порфироносная вдова; Девичьи лица ярче роз; Красуйся, град Петров, и стой/ Неколебимо, как Россия…
Гипербола: корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся.
Литературовед:
Правильно, ребята. Кроме того, поэт использует описательные выражения:
Петербург – град Петров, Петра творенье; финский рыболов – печальный пасынок природы; парад – воинственная живость потешных Марсовых полей и т.п.
Учитель: Вспомните, используя словарь литературоведческих терминов, что называется метафорой, и найдите метафоры в данном отрывке.
Ученик:Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или по контрасту.
В данном отрывке немало метафор: задумчивых ночей, спящие громады, заря спешит, бег санок, говор балов, шипенье бокалов, Россия торжествует и т.п. Олицетворения тоже относятся к метафорам.
Учитель: Образ какого героя один из важнейших в поэмах А.С.Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?
О каких его деяниях упоминается в данных строчках?
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медного главой,
Того, чьей волей роковой
Над морем город основался…
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума и на чем!
Какая сила в нем сокрыта?
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Ученики: Героем поэмы является Петр I.
Литературовед: Я расскажу об этом, а вы, ребята, обратите внимание, как нужно строить ответ на вопрос.
Героем обеих поэм является русский царь Петр I, или, как его еще называют, Петр Великий. Отрывок взят из поэмы «Медный всадник», речь идет о знаменитом памятнике Петру I. Адресуясь к статуе, поэт перечисляет дела и качества реального героя: основание им новой столицы, Петербурга, переустройство государства, новая экономическая, военная, просветительская политика (Россию поднял на дыбы), сила, воля, ум гениального правителя сочетаются с жестокостью, ненавистью ко всему, мешающему на пути преобразований, поэтому «ужасен» Петр.
Учитель: Попробуйте, используя отрывки, посвященные Петру I, устно нарисовать его портрет. Старайтесь дать полный ответ. Каким вам видится Пётр I?
Учащийся: (Ему может помогать литературовед) Петр обязательно представляется поэтом в движении: либо он стремительно идет, либо скачет на коне. Царь Петр высокого роста, на голову возвышается над свитой. В лице главное – глаза. Они сияют торжеством, радостью или гневом. У него высокий лоб – «чело». Многие мысли, новые проекты занимают царя, поэтому на челе – дума, выражение лица сосредоточенное. Еще у него быстро меняется настроение. Пушкин отметил противоречивость Петра. Петр у него «ужасен» и «прекрасен» почти одновременно. (Демонстрация портретов ПетраI, иллюстраций к данным произведениям с использованием ЦОР)
Литературовед: А вот так его изображали художники. Совпадает ли ваше представление с этими картинами? Таким образом, внимательный читатель может узнать из текса и увидеть между строчек много интересного. Этому нужно учиться.
Учитель: Спасибо за ваш ответ. Вы видите, ребята, как многое можно дополнительно подчеркнуть, узнать для себя интересного из текста, если умеешь его внимательно читать, осмысливать, анализировать. Ведь у художника, писателя, поэта нет лишнего мазка, лишнего слова. Каждое – отточено, обдуманно, отшлифовано. Уметь читать нас сегодня научил литературовед. Именно: не просто читать, а быть читателем, способным оценить и увидеть все грани писательского мастерства. Я думаю, что дома вам обязательно захочется еще раз внимательно прочитать (уже по-новому!) отрывок из вступления к поэме «Медный всадник» и выучить его наизусть. Мы продолжим наши встречи с литературоведом. Он поможет нам узнать еще много интересного, проникнуть в тайны произведений, научиться видеть всю красоту нашего языка. Спасибо вам, уважаемый литературовед. Вы помогли нам увидеть в данном поэтическом отрывке и красоту Петербурга, и величие его создателя – Петра I, и ту любовь, с которой пишет об этом Александр Сергеевич Пушкин.
Итог урока. (Учитель отмечает ребят, активно участвовавших в работе, выставляет оценки). Д/з – выучить отрывок наизусть, научиться выразительно читать его.