« Национальные праздники народов России»
Submitted by Альфия Ивановна Кушалакова on пн, 25/05/2015 - 11:51
Данные об авторе
Автор(ы):
Кушалакова Альфия Ивановна
Место работы, должность:
Город Астрахань, МБОУ "СОШ№12", учитель истории и обществознания
Регион:
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
дошкольное образование
Уровень образования:
начальное общее образование
Уровень образования:
дополнительное образование детей
Уровень образования:
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория:
Библиотекарь
Целевая аудитория:
Воспитатель
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Целевая аудитория:
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы):
Мировая художественная культура
Предмет(ы):
Обществознание
Предмет(ы):
Окружающий мир
Цель урока:
Цель урока:
• Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей праздников народов России, воплощенных в произведениях фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
• знакомство с историей возникновения праздников;
• развитие ассоциативного мышления;
• формирование творческих способностей и навыков в работе;
• развитие стимулов к учёбе.
1-я линия развития личности:
Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, народные традиции.
Объяснять значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
2-я линия развития личности:
Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России: оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.
Используемые учебники и учебные пособия:
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно - нравственной культуры народов России .
Используемая методическая литература:
Основы духовно - нравственной культуры народов России : 5 класс: методические рекомендации/Н.Ф. Виноградова . – М.: Вентана-Граф, 2014. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя».
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно - нравственной культуры народов России . ... Электронное пособие для родителей uchebnik_dlya_roditelei.doc
Используемое оборудование:
компьютер, проектор
Используемые ЦОР:
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Пасха
http://www.goldneedle.ru/category/a2wh/0/
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Неделя_ваий
http://stranamasterov.ru/node/61350?c=new_all
http://stranamasterov.ru/node/11557?tid=1149
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1412
http://stranamasterov.ru/node/59399?tid=722
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/722
http://www.paskha.ru/
http://www.xrest.ru/rss/author/25029.xml
http://planeta.rambler.ru/users/scruffy3/14479167.html
http://stranamasterov.ru/node/60815?tid=1149,670
http://www.animalist.ru/?action=show_gallery&s=naturm&lpage=3
http://ricolor.org/history/rt/pn/pasha/o_pr/otkr/
http://blogs.mail.ru/mail/box1958/48C1188D9F67E125.html
Краткое описание:
<table border="1" cellpadding="0" cellspacing="0" style="width:1027px"> <tbody> <tr> <td style="height:29px; width:159px"> <p><strong>Этапы урока</strong></p> </td> <td style="height:29px; width:611px"> <p><strong>Ход урока</strong></p> <p> </p> </td> <td style="height:29px; width:256px"> <p><strong>Формирование УУД,</strong></p> <p><strong>ТОУУ</strong></p> <p><strong>(технология оценивания учебных успехов)</strong></p> </td> </tr> <tr> <td style="height:29px; width:159px"> <p> </p> <p><strong>I</strong><strong>.</strong><strong> Проверка домашнего задания. </strong></p> </td> <td style="height:29px; width:611px"> <p>– Соедините правила поведения в общественном транспорте. Поясните, почему.</p> <table border="1" cellpadding="0" cellspacing="0"> <tbody> <tr> <td style="width:294px"> <p>Самостоятельно пользоваться общественным транспортам можно только</p> </td> <td style="width:294px"> <p>всегда уступать место .</p> </td> </tr> <tr> <td style="width:294px"> <p>Женщинам с маленькими детьми и пожилым людям надо</p> </td> <td style="width:294px"> <p>громко разговаривать, смеяться, включать музыку.</p> </td> </tr> <tr> <td style="width:294px"> <p>В общественном транспорте нельзя</p> </td> <td style="width:294px"> <p>обратись за помощью к пассажирам или водителю. </p> </td> </tr> <tr> <td style="width:294px"> <p>Если не знаешь , где выходить,</p> </td> <td style="width:294px"> <p>с разрешения родителей .</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p> <em>Учащиеся делятся своими мнениями, которые у них получились в ходе выполнения домашней работы.</em></p> </td> <td rowspan="4" style="height:29px; width:256px"> <p><strong>Познавательные УУД</strong></p> <p><strong>1.</strong> Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).</p> <p><strong>2.</strong> Строить речевое высказывание в устной форме.</p> <p><strong>3.</strong> Делать выводы на основе анализа объектов.</p> <p><strong>4.</strong> Осуществлять синтез, составлять целое из частей.</p> <p><strong>5.</strong> Обобщать и классифицировать.</p> <p><strong>6.</strong> Устанавливать аналогии.</p> <p> </p> <p><strong>Регулятивные УУД </strong></p> <p><strong>1.</strong> Принимать и сохранять учебную задачу.</p> <p><strong>2.</strong> Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.</p> <p> </p> <p><strong>Коммуникативные УУД</strong></p> <p><strong>1.</strong> Слушать и понимать других.</p> <p><strong>2.</strong> Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.</p> <p><strong>3. </strong>Оформлять свои мысли в устной форме.</p> <p><strong>4. </strong>Договариваться о правилах общения и поведения.</p> <p><strong>5. </strong>Доказывать и аргументировать свою точку зрения, используя текст или другой источник.</p> <p> </p> <p> </p> <p> </p> <p><strong>Личностные результаты</strong></p> <p><strong>1.</strong> Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.</p> <p><strong>2. </strong>Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.</p> <p> </p> <p> </p> </td> </tr> <tr> <td style="height:29px; width:159px"> <p> </p> <p><strong>II</strong><strong>.</strong> <strong>Актуализация знаний. </strong></p> </td> <td style="height:29px; width:611px"> <p><em>Учитель пишет на доске слово: праздники.(слайд 1 )</em></p> <p>– Вспомните, какие праздники вы знаете?</p> <p>Если затрудняетесь ответить на этот вопрос, то откройте учебник на стр.132 и прочитайте 3 абзаца.</p> <p>(слайд 3)</p> <p><em>Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются. </em></p> <p> </p> </td> </tr> <tr> <td style="height:29px; width:159px"> <p> </p> <p><strong>III</strong><strong>. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. </strong></p> </td> <td style="height:29px; width:611px"> <p><strong>Работа с текстом на с. 132 до чтения.</strong></p> <p>– Откройте учебник на с. 48 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. («Праздники народов России».)</p> <p>– А что по вашему мнению оказывает влияние на происхождение тех или иных праздников?</p> <p><em>Учитель предлагает прочитать текст на с. 132(пятый абзац).</em></p> <p><strong>Работа с текстом на с. 132 после чтения.(слайд 5)</strong></p> <p><strong>-Что вы знаете о важнейших религиозных праздниках христиан, мусульман , буддистов?</strong></p> <p><strong>-Что вам известно о Пасхе?</strong></p> <p><em>Заслушиваются мнения детей. </em></p> </td> </tr> <tr> <td style="height:29px; width:159px"> <p> </p> <p><strong>IV</strong><strong>. Решение проблемы, открытие новых знаний. </strong></p> </td> <td style="height:29px; width:611px"> <p><strong>Работа с презентацией (слайды с 6 по 16)</strong></p> <p>– Какие слова вам были не понятны? Может вы хотите рассказать как в вашей семье отмечают этот праздник?</p> <p><strong>Работа с презентацией (слайды с 17-18).</strong></p> <p><em>Учитель организует комментированное чтение текста.</em></p> <p><strong>Работа с презентацией (слайды с 19 по 21).</strong></p> <p>– Что необычного в традициях и обычаях других народов вас удивило?</p> <p>– О чём вы никогда не знали?</p> <p>– Назовите правила, которые надо соблюдать, чтобы жить в мире. (Уважать соседей, даже если они не похожи на нас.)</p> <p>– Одинаковые ли правила были у народов в древности? Почему?</p> <p>– Что же составляет культурное богатство всей России?</p> <p>– Как, на ваш взгляд, должны относиться друг к другу люди разных культур?</p> <p><strong>Работа в группах.</strong></p> <p><em>Учитель предлагает разделиться на три группы, чтобы каждая группа сделала выводы по проблеме урока. </em></p> <p><strong><u>1 группа</u></strong><strong>: О каких государственных и светских праздниках вы знаете? Назовите их как можно больше.</strong></p> <p><strong><u>2 группа</u></strong><strong>: Назовите важнейшие праздники христиан, мусульман, и буддистов.</strong></p> <p><strong><u>3 группа</u></strong><strong>: Какое событие легло в основу праздника Пасхи? Как издавна отмечали этот праздник наши предки?</strong></p> <p><em>После обсуждения представители каждой группы предлагают найденный вариант решения проблемы.</em></p> <p> </p> </td> </tr> <tr> <td style="height:29px; width:159px"> <p> </p> <p><strong>V</strong><strong>. </strong><strong>Выражение</strong></p> <p><strong>решения проблемы</strong>.</p> </td> <td style="height:29px; width:611px"> <p>– Что нужно знать о культуре разных народов, чтобы лучше понимать друг друга?</p> <p>– А знаете ли вы как умели веселиться в старину во время религиозных праздников?</p> <p><strong><em>У каждого народа свой язык, обычаи, сказания – своя культура. Однако в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих ценностях – добре, честности, справедливости, взаимопомощи.</em></strong></p> </td> <td style="height:29px; width:256px"> <p> </p> </td> </tr> <tr> <td style="height:29px; width:159px"> <p> </p> <p><strong>VI</strong><strong>. Выполнение продуктивных заданий по теме. </strong></p> </td> <td style="height:29px; width:611px"> <p> </p> <p><em>Учитель предлагает выполнить в группах задания на (слайд25)</em></p> <p><u>Игра «Пасхальный стол».</u></p> <p> Задание: каждая группа из предложенных блюд выбирает те, которые обязательно должны присутствовать на пасхальном столе: <u>крашеные яйца, творожная пасха, кулич, мясные блюда, кисель, фрукты,</u> борщ, рыба, овощи, каша.</p> <p> </p> </td> <td style="height:29px; width:256px"> <p> </p> </td> </tr> <tr> <td style="height:29px; width:159px"> <p> </p> <p><strong>VII</strong><strong>. Итог урока. Рефлексия.</strong></p> </td> <td style="height:29px; width:611px"> <p> </p> <p><strong>Пофантазируем?</strong></p> <p><strong>Составление синквейна на тему «Пасха» (работа в группах).</strong></p> <p><strong> <em>Синквейн </em></strong></p> <p><strong><em>Существительное</em></strong></p> <p><strong><em>Прилагательное, прилагательное</em></strong></p> <p><strong><em>Глагол, глагол, глагол</em></strong></p> <p><strong><em>Ключевая фраза</em></strong></p> <p><strong><em>Слово итог</em></strong></p> <p> </p> <p>– Что нового вы узнали на уроке?</p> <p>– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?</p> <p> </p> </td> <td style="height:29px; width:256px"> <p> </p> </td> </tr> <tr> <td style="height:29px; width:159px"> <p> </p> <p><strong>VIII</strong><strong>. Домашнее задание.</strong></p> <p> </p> </td> <td style="height:29px; width:611px"> <p> </p> <p><em>Нарисовать символы любого национального праздника, подготовить сообщение, презентацию о праздниках разных народов</em></p> </td> <td style="height:29px; width:256px"> <p> </p> </td> </tr> </tbody> </table> <p> </p>
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I . Проверка домашнего задания.
– Соедините правила поведения в общественном транспорте. Поясните, почему.
Самостоятельно пользоваться общественным транспортам можно только
всегда уступать место .
Женщинам с маленькими детьми и пожилым людям надо
громко разговаривать, смеяться, включать музыку.
В общественном транспорте нельзя
обратись за помощью к пассажирам или водителю.
Если не знаешь , где выходить,
с разрешения родителей .
Учащиеся делятся своими мнениями, которые у них получились в ходе выполнения домашней работы.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Обобщать и классифицировать.
6. Устанавливать аналогии.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Доказывать и аргументировать свою точку зрения, используя текст или другой источник.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
II . Актуализация знаний.
Учитель пишет на доске слово: праздники.(слайд 1 )
– Вспомните, какие праздники вы знаете?
Если затрудняетесь ответить на этот вопрос, то откройте учебник на стр.132 и прочитайте 3 абзаца.
(слайд 3)
Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.
III . Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Работа с текстом на с. 132 до чтения.
– Откройте учебник на с. 48 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. («Праздники народов России».)
– А что по вашему мнению оказывает влияние на происхождение тех или иных праздников?
Учитель предлагает прочитать текст на с. 132(пятый абзац).
Работа с текстом на с. 132 после чтения.(слайд 5)
-Что вы знаете о важнейших религиозных праздниках христиан, мусульман , буддистов?
-Что вам известно о Пасхе?
Заслушиваются мнения детей.
IV . Решение проблемы, открытие новых знаний.
Работа с презентацией (слайды с 6 по 16)
– Какие слова вам были не понятны? Может вы хотите рассказать как в вашей семье отмечают этот праздник?
Работа с презентацией (слайды с 17-18).
Учитель организует комментированное чтение текста.
Работа с презентацией (слайды с 19 по 21).
– Что необычного в традициях и обычаях других народов вас удивило?
– О чём вы никогда не знали?
– Назовите правила, которые надо соблюдать, чтобы жить в мире. (Уважать соседей, даже если они не похожи на нас.)
– Одинаковые ли правила были у народов в древности? Почему?
– Что же составляет культурное богатство всей России?
– Как, на ваш взгляд, должны относиться друг к другу люди разных культур?
Работа в группах.
Учитель предлагает разделиться на три группы, чтобы каждая группа сделала выводы по проблеме урока.
1 группа : О каких государственных и светских праздниках вы знаете? Назовите их как можно больше.
2 группа : Назовите важнейшие праздники христиан, мусульман, и буддистов.
3 группа : Какое событие легло в основу праздника Пасхи? Как издавна отмечали этот праздник наши предки?
После обсуждения представители каждой группы предлагают найденный вариант решения проблемы.
V . Выражение
решения проблемы .
– Что нужно знать о культуре разных народов, чтобы лучше понимать друг друга?
– А знаете ли вы как умели веселиться в старину во время религиозных праздников?
У каждого народа свой язык, обычаи, сказания – своя культура. Однако в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих ценностях – добре, честности, справедливости, взаимопомощи.
VI . Выполнение продуктивных заданий по теме.
Учитель предлагает выполнить в группах задания на (слайд25)
Игра «Пасхальный стол».
Задание: каждая группа из предложенных блюд выбирает те, которые обязательно должны присутствовать на пасхальном столе: крашеные яйца, творожная пасха, кулич, мясные блюда, кисель, фрукты, борщ, рыба, овощи, каша.
VII . Итог урока. Рефлексия.
Пофантазируем?
Составление синквейна на тему «Пасха» (работа в группах).
Синквейн
Существительное
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол
Ключевая фраза
Слово итог
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?
VIII . Домашнее задание.
Нарисовать символы любого национального праздника, подготовить сообщение, презентацию о праздниках разных народов
» Размещено в сообществах: