Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Авторская позиция в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака»

Submitted by Елена Вячеславовна Косарева on Tue, 05/05/2015 - 12:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Косарева Елена Вячеславовна
Место работы, должность: 

МБОУ Кишкинская СШ Большемурашкинского района Нижегородской области, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Выявление авторской позиции в рассказе.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Москва, «Просвещение», 2010

Используемое оборудование: 

Учебник, тетради, компьютер с проектором, фото к рассказу

Краткое описание: 
<p><strong>Проект по литературе в 7 классе.</strong></p> <p><strong>Возраст участников</strong>: 13 лет.</p> <p><strong>Продолжительность</strong>: краткосрочный.</p> <p><strong>Тема:</strong> Авторская позиция в рассказе Л.Н.Андреева &laquo;Кусака&raquo;.</p> <p><strong>Цель</strong>: Выявление авторской позиции в рассказе.</p> <p><strong>Задачи:</strong></p> <p>1. Разработать свой план оценки поступков литературных произведений и использовать его на последующих уроках.</p> <p>2. Выработать умение аргументировано доказывать свое мнение, делать выводы, выявлять косвенную позицию автора художественного текста.</p> <p>3.Научиться осмысленному чтению.</p> <p><strong>Итоговый продукт</strong>: материалы для дискуссии по рассказу.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Ход проекта:</p> <p>После самостоятельного прочтения рассказа Л.Н.Андреева &laquo;Кусака&raquo; у семиклассников возникло несколько вопросов к учителю:</p> <p>1.Почему автор называет дачников очень добрыми людьми и тут же говорит, что они даже хотели застрелить ее из револьвера?</p> <p>2.Что будет с собакой после отъезда дачников?</p> <p>3.Можно ли Лелю считать добрым человеком?</p> <p>Учитель предлагает дать ответы на вопросы самим детям. Мнения детей разделились по 2-му и 3-му вопросам: Леля &ndash; добрая девочка, Кусаку, может быть, кто-нибудь к себе возьмет; Леля совершает плохой поступок, теперь собака погибнет.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Учитель предлагает подумать над тем, как на эти вопросы отвечает сам автор, т.е. выявит авторскую позицию.</p> <p><strong>Считает ли автор Лелю добрым человеком?</strong></p> <p><strong>Позиция автора</strong> &ndash; это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.</p> <p>Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:</p> <p><strong>1.Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?</strong></p> <p><strong>2.Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?</strong></p>

Проект по литературе в 7 классе.

Возраст участников: 13 лет.

Продолжительность: краткосрочный.

Тема: Авторская позиция в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака».

Цель: Выявление авторской позиции в рассказе.

Задачи:

1. Разработать свой план оценки поступков литературных произведений и использовать его на последующих уроках.

2. Выработать умение аргументировано доказывать свое мнение, делать выводы, выявлять косвенную позицию автора художественного текста.

3.Научиться осмысленному чтению.

Итоговый продукт: материалы для дискуссии по рассказу.

            Ход проекта:

После самостоятельного прочтения рассказа Л.Н.Андреева «Кусака» у семиклассников возникло несколько вопросов к учителю:

1.Почему автор называет дачников очень добрыми людьми и тут же говорит, что они даже хотели застрелить ее из револьвера?

2.Что будет с собакой после отъезда дачников?

3.Можно ли Лелю считать добрым человеком?

Учитель предлагает дать ответы на вопросы самим детям. Мнения детей разделились по 2-му и 3-му вопросам: Леля – добрая девочка, Кусаку, может быть, кто-нибудь к себе возьмет; Леля совершает плохой поступок, теперь собака погибнет.

            Учитель предлагает подумать над тем, как на эти вопросы отвечает сам автор, т.е. выявит авторскую позицию.

Считает ли автор Лелю добрым человеком?

Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.

Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:

1.Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

2.Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?

Авторская позиция может выражаться прямо (в текстах научного, а иногда публицистических стилей) или косвенно (в текстах художественного и публицистического стилей).

            В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Следовательно, необходим лингвистический анализ текста, позволяющий вербализовать позицию автора. Для того, чтобы понять позицию автора, задайте себе ряд вопросов:

1.О чем говорит автор?

2.Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?

3.Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?

4.Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)

5.Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию?

 

Если позиция автора выражена косвенно, то она становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста.

Авторскую позицию также помогает понять построение рассказа, то есть композиция.

 

 

Рассказ состоит из 5 глав, которые можно озаглавить так:

 

1.Жизнь собаки до встречи с дачниками.

2.Как Кусака получила свое имя.

3.Дружба Кусаки с Лелей.

4.Отъезд дачников.

5.Кусака осталась снова одна.

 

Учитель предложил обучающимся разделиться на 2 группы и доказать свою правоту, используя аргументы с примерами  из текста.

Ход самостоятельной работы:

1.Ответить на вопросы:

1.О чем говорит автор?

2.Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?

3.Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?

4.Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)

5.Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию?

Авторскую позицию также помогает понять построение рассказа, то есть композиция.

 

 

2.Внимательно перечитать эпизоды рассказа и дать оценку поступкам героев.

3.Составить таблицу с примерами из текста.

4.Сделать выводы.

 

 

В ходе работы семиклассники составили следующие таблицы, сделали выводы к ним:

 

Считает ли автор Лелю добрым человеком? (1-я группа)

 

Да, считает

Примеры из текста

 

1.Веселая, радостная, красивая

«…хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. Жадно и нетерпеливо, желая охватить в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. Потом так же внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и серьезно сказала:

- Вот весело-то!»

 

2.Необидчивая

«…гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей».

 

3.Ласковая

«Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь?»

 

4.Любит Кусаку

«Я тебя люблю, Кусачка, тебя  очень люблю. У тебя такой хороший носик и такие выразительные глазки».

 

5.Ласкает Кусаку

«Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку!»

 

6.Приручает Кусаку

«У нее было имя, на которое она стремглав неслась…»

 

7.Добрая

«Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»

 

8.Играет с собакой

«Кусачка, милая Кусачка, поиграй!»

9.Хочет забрать собаку с собой

«Как же нам быть с Кусакой?»,  «Жалко», - протянула Леля.

10.Жалеет собаку

«Ты здесь, моя бедная Кусачка».

 

Выводы: Лелю можно считать доброй судя по тому, как она относилась к Кусаке: собака была счастлива все лето от заботы и ласки Лели. Девочка не виновата, что  мама не позволила ей взять Кусаку с собой в город. Может быть, кто-то из жителей поселка возьмет собаку к себе, ведь она стала красивой и утратила злобу к людям.

 

Считает ли автор Лелю добрым человеком?  (2-я группа)

 

Нет, не считает

Примеры из текста

1.Сердится на собаку

«Ай, злая собака! Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная!.. Злю-у-щая!»

 

2.Желает похвастаться

«Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку!»

«Мама, дети! Смотрите, Кусака играет! – кричала Леля и, задыхаясь от смеха, просила: - Еще, Кусачка, еще! Вот так!»

 

3.Не замечает страданий собаки.

Нечуткость

«И Кусачка… закрыла глаза, не зная наверное, ударят ее или приласкают». «…она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара».

«…и никто не видел в ее глазах странной мольбы».

 

4.Подает плохой пример другим детям

«Не проходило часа, чтобы кто-нибудь из подростков или детей не кричал:

- Кусачка, милая Кусачка, поиграй!»

5.Приручает собаку, не думая о ее будущем

«Она знала, что если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже  не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами», «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не надо заботиться…», «И отяжелела она: редко бегала с дачи…», «…уже искала и просила ласк».

6.Быстро успокаивается, когда ей обещают породистого щенка вместо Кусаки

«Жа-а-лко,- повторила Леля, но не заплакала».

 

7.Относится к Кусаке как к игрушке, забаве

«Скучно, Кусака! – тихо проговорила Леля и, не оглядываясь, пошла назад. И только на вокзале она вспомнила, что не попрощалась с Кусакой».

 

8.Капризная

« - Жа-а-лко, - протянула Леля».

«Жа-а-лко, - повторила Леля, готовая заплакать».

«Уже приподнялись, как крылья ласточки, ее темные брови и жалко сморщился хорошенький носик…

- Жа-а-лко, - повторила Леля, но не заплакала».

 

9.Будет виновата в гибели собаки

«Кусака долго металась по следам уехавших людей…», «Собака жалобно и громко завыла», «Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно».

10.Способна легко забыть и предать того, кто ее любит

«…мать сказала:

-Догаевы давно предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. А это что – дворняжка!

- Жа-а-лко, - повторила Леля, но не заплакала».

 

 

Выводы: Лелю нельзя назвать добрым человеком.

 «Мы в ответе за тех, кого приручили» - все знают эти слова Антуана де Сент- Экзюпери. Теперь, после отъезда дачников, Кусака, скорее всего, погибнет. Она отвыкла о себе заботиться, не сможет добывать себе еду, погибнет не только от голода, но и от тоски по Леле. Вряд ли кто-нибудь возьмет к себе Кусаку (даже собаки, имеющие хозяев, голодные, как пишет автор). Люди, встречающиеся  Кусаке, жестоки (не пожалел ее никто и ни разу). Автор не случайно показывает нам, как люди у трактира смеются над деревенским дурачком Илюшей (если не жаль больного человека, то собаку точно не пожалеют).

Леля приручила собаку, не задумываясь, что же будет с ней дальше. Девочка только на первый взгляд кажется доброй, нежной и ласковой. При внимательном прочтении рассказа, кроме хороших качеств (ласкова с собакой), в ней можно увидеть много отрицательного: безответственная, относится к живому существу как к игрушке, любит похвастаться и полюбоваться собой, способна легко забыть того, кто ей предан. Скорее всего, из нее вырастет красивая внешне, но равнодушная, эгоистичная и способная на предательство женщина. 

 

Л.Н.Андреев сочувствует несчастным и обиженным, хочет, чтобы в мире было больше добра, тепла и доброты. Мы не должны забывать о том, что кому-то требуется наша помощь, сочувствие и сострадание. Животные – «наши братья меньшие», им тоже, как и людям, нужны забота и ласка.

Рассказ Л.Н.Андреева научил нас лучше разбираться в людях, судить о них не по словам, а делам, так как иногда под маской красивого, доброго человека скрывается равнодушный, холодный и даже жестокий человек.

 

Презентация выполненной работы.

Оценка работ учителем и обучающимися.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн