Интернет - конференция
"Перспективные направления развития ИКТ в образовании"
Алексеева Лариса Александровна,
учитель химии МАОУ СОШ №26
г.Балаково Саратовской области
Сетевое взаимодействие учащихся и учителей как перспективное направление развития образовательного процесса
Использование компьютерных технологий становится актуальным по всем учебным дисциплинам, в том числе и в обучении химии. В настоящее время стало очень популярным и доступным использование средств сети Интернет в образовательном процессе. Широкое распространение учебных материалов позволяет обучающемуся самому выбрать интересующую его тему, проконтролировать свой результат и сэкономить время. Сетевое взаимодействие позволяет решить одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
Задачи сетевого взаимодействия:
- Развивать учебно-познавательную компетентность детей средствами дополнительного химического образования;
- Развивать творческие способности учащихся через научно-исследовательскую деятельность;
- Формировать информационную компетентность с помощью самостоятельного приобретения знаний при работе с учебной, справочной литературой, Интернет;
- Развивать коммуникативную компетентность учащихся через совместную деятельность, участие в научных конференциях и конкурсах;
- Формировать аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе выполнения практических исследований;
Специфика сетевого взаимодействия заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения учащийся получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ обучения – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по другим учебным дисциплинам.
Сетевое взаимодействие становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Популярности данного метода взаимодействия во многом способствует активное внедрение в образовательный процесс ИКТ. Сетевое взаимодействие с учащимися по предмету химия осуществляется в форме организации различных интернет-конкурсов.
Форма сетевого взаимодействия в виде организации и проведения различных интернет-конкурсов для учащихся по предмету на сегодняшний день является наиболее интересной и результативной. Создаваемые в ходе конкурсов ЦОРы делают их яркими и зрелищными. Стремление к победе, развитие умения работать в команде, возможность применения широкого спектра ИКТ-технологий для получения лучшего результата – эти составляющие конкурсов дают учителю большую возможность заинтересовать, увлечь учащихся в познании химии.
В этом учебном году были проведены следующие конкурсы:
Ежегодно в сообществе "Балаковочка" проводится сетевая Декада химии:
Декада химии является наглядным примером, как много возможностей дает нам сетевое взаимодействие. Основная цель данного мероприятия – формирование и развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии – была достигнута путем поэтапного применения знаний по предмету и навыков ИКТ. В ходе декады команды учащихся под руководством учителя химии создавали визитки команды, ЦОРы по химии в виде презентации по темам:
викторины для подготовки к экзаменам, викторина 8-9 классы, викторина 10-11 классы,
видеоопыты,
видеоролики "Химия в повседневной жизни человека",
видеоролики "Правила техники безопасности в кабинете химии, правила работы с веществами",
кроссворды,
фотографии по химическим темам.
В этом году впервые участники Декады составляли задания на выбор с использованием сервиса LearningApps (http://learningapps.org/) по темам:
8 класс – "Изменения, происходящие с веществами";
9 класс "Неметаллы";
10 класс – "Кислородосодержащие органические соединения";
11 класс – "Вещества и их свойства".
После составления заданий, команды были объединены в пары для взаимооценивания созданных ресурсов.
При оценивании созданных ресурсов командам было дано задание:
1. Выполнить задание, предложенное вашим напарником .
2. Разместить скриншот выполненного задания в таблице для парной работы.
3. Проверить правильность выполнения собственного задания, предложенного напарнику.
4. Оценить качество предложенного задания: дизайн, грамотность, понятность задания, качество изображений, оригинальность идеи (Шкала оценивания 0 - 20 баллов)
Результатами выполненного задания можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
Во время Декады химии для команд были организованы виторины в onlin-режиме по различным темам:
в 2012 году - викторина по теме "Мировая история химических элементов" 8-9 классы и 10 - 11 классы;
в 2013 году - викторина по теме "Химические свойства простых и сложных веществ. Качественные реакции на ионы. Получение и распознавание газов" для 8 - 9 классов и викторина по теме "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" для 10 - 11 классов;
в 2014 году - викторина для 8 - 9 классов "Русские ученые химики" и викторина для 10 - 11 классов "Применение органических соединений";
в 2015 году викторина "Угадай вещество" по теме "Основные классы неорганических соединений"для 8 - 9 классов и по теме "Углеводороды" для 10 - 11 классов.
Участие команд 8-11-х классов в Декаде химии подарило организаторам настоящий праздник химии, а большое количество тематических презентаций, видеороликов и фотографий добавило много актуального материала для работы учителя химии.
Важной составляющей данной формы сетевого взаимодействия является открытая публикация выполненных участниками работ. Участники могут просматривать работы, высказать свои мысли и мнения, задать вопросы.
Таким образом, организация сетевого взаимодействия способствует повышению учащимися уровня знаний по предмету химия, подготовке к экзаменам и развитию компьютерной грамотности. Перспективы современного обучения связаны с расширением новых форм и методов организации сетевого взаимодействия, реализацией дистанционного обучения, внедрением в практику сетевого взаимодействия новых Интернет-технологий.
Источники информации:
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М: Педагогика, 1983.
Ененкова С.В. "Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности" http://festival.1september.ru/articles/635019/
Синаторов С.В. "Составляем задание"
|
На: Сетевое взаимодействие учащихся и учителей как перспективное
На: Сетевое взаимодействие учащихся и учителей как перспективное
Согласна с вами, Лариса Александровна, что форма сетевого взаимодействия в виде организации и проведения различных интернет-конкурсов для учащихся по предмету на сегодняшний день является наиболее интересной и результативной. Создаваемые в ходе конкурсов ЦОРы делают их яркими и зрелищными. Стремление к победе, развитие умения работать в команде, возможность применения широкого спектра ИКТ-технологий для получения лучшего результата – эти составляющие конкурсов дают учителю большую возможность заинтересовать, увлечь учащихся в познании химии.
С уважением, Я.В.Здановская
На: Сетевое взаимодействие учащихся и учителей как перспективное
Уважаемая Лариса Александровна, с интересом прочитала ваш доклад. Совершенно согласна с тем, о чем вы говорите в нем. действительно, в настоящее время применение ИКТ-технологий стало неотъемлемой частью нашей работы с обучающимися. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. С его помощью можно передавать и формировать знания и умения учащихся.Такой вид работы расширяет возможности, формирует интерес к предмету, способствует установлению контакта с учениками. Работы, представленные учащимися на различных конкурсах , можно использовать для работы на уроке, во внеклассной работе, при подготовке к экзаменам. ИКТ-технологии предоставляют большие возможности по дистанционному обучению . С уважением Солоха Н.В.
На: Сетевое взаимодействие учащихся и учителей как перспективное
Спасибо, коллеги, за комментарии. Будем организовывать сетевое взаимодействие учащихся и педагогов.
С уважением, Лариса Александровна
На: Сетевое взаимодействие учащихся и учителей как перспективное
Полностью согласна, что сетевое взаимодействие становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Одним из сетевых взаимодействий с учащимися, как Вы сказали, является организация интернет-конкурсов. Например, интерес к Декаде химиии у учащихся не уменьшился. Задания конкурса обновляются, усложняются. У детей возникает азарт участия и желание победить. Для этого они показывают свои знания с использованием ИКТ-технологий. Это еще раз подтверждает, что сетевое взаимодействие позволяет решить одну из наиболее сложных проблем современной педагогики - всесторонне развитой личности.
С уважением, Трибунская Е.
На: Сетевое взаимодействие учащихся и учителей как перспективное
Спасибо, Елена Жановна, что посмотрели доклад. Радует, что дети сами предлагают провести различные конкурсы
"Мы предлагаем провести" 2015,
"Мы предлагаем провести" 2014
"Мы предлагаем провести" 2013
С уважением, Лариса Александровна
На: Сетевое взаимодействие учащихся и учителей как перспективное
С уважением, Л.А. Членова
На: Сетевое взаимодействие учащихся и учителей как перспективное
Спасибо, Любовь Александровна, что посмотрели доклад.
С уважением, Лариса Александровна
На: Сетевое взаимодействие учащихся и учителей как перспективное
С уважением, З.Ф.Ишниязова
На: Сетевое взаимодействие учащихся и учителей как перспективное
Спасибо, Зогра Фатиховна, что заглянули! Старшеклассники проделали большую работу.
С уважением, Лариса Александровна