С сентября по ноябрь 2015 года организуется Всероссийский конкурс сочинений.
Цели проведения Всероссийского конкурса сочинений:
возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные компетенции учащегося на разных этапах обучения и воспитания личности;
обобщение, систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развития связной письменной речи учащихся в целом.
Задачи проведения Всероссийского конкурса сочинений:
создать условия для самореализации учащихся, повышения их социальной и творческой активности;
укрепить положительное отношение подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям;
актуализировать идею грамотного владения русским языком и знание художественной литературы;
предоставить учащимся возможности продемонстрировать приобретенные коммуникативную, речеведческую, литературоведческую компетенции при создании текста;
развить интерес и стимулировать учащихся к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;
актуализировать умения учащихся в области применения языка в ситуации создания текста;
выявить литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста; привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования; к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;
продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
получить внешнюю оценку образовательного результата, закрепить в общественном сознании мысль о том, что система образования интегрирована в процесс решения общегосударственных гуманитарных проблем. способствовать распространению эффективных педагогических методик и практик в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
привлечь внимание педагогических работников к проблемам развития связной письменной речи учащихся и обучения написанию сочинения как метапредметного результата образования;
обеспечить дополнительные условия для профессиональной самореализации и самооценки учителя, совершенствования его профессиональных компетенций в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений.
Порядок проведения Всероссийского конкурса сочинений
1 этап (школьный, очный) – прием заявок на участие в Конкурсе; написание конкурсных работ; проверка и отбор работ на школьном уровне: с 28 сентября 2015 г. по 5 октября 2015 г.
2 этап (муниципальный, заочный) – прием конкурсных работ, прошедших отбор на школьном уровне; проверка и отбор работ на муниципальном уровне: с 5 октября 2015 г. по 12 октября 2015 г.
3 этап – (региональный, заочный) – прием конкурсных работ, прошедших отбор на муниципальном уровне; проверка и отбор работ на региональном уровне: с 9 октября 2015 г. по 19 октября 2015 г.
4 этап – (федеральный, заочный) – прием конкурсных работ, прошедших отбор на региональном уровне; проверка и оценка работ на федеральном уровне: с 12 октября 2015 г. по 26 октября 2015 г.
Определение победителей и призеров Конкурса – до 30 октября 2015 г.
Объявление итогов Конкурса и награждение победителей и призеров – 30 октября 2015 г.
Требования к выполнению конкурсных работ
1. Участие в Конкурсе принимают учащиеся 4-11 классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных организаций Российской Федерации на добровольной основе.
2. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу.
3. Конкурсная работа представляет собою рукописный текст.
4. Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.
5. К Конкурсу допускаются работы, оформленные в формате А4 с полями, в объеме: 4 – 5 класс – 1-2 стр.; 6 – 7 класс – 2-3 стр.; 8 – 9 класс – 2-3 стр.; 10—11 класс – не более 4 стр. рукописного текста, не имеющие помарок, зачеркиваний, следов грязи и механического воздействия.
6. Каждый учащийся, желающий принять участие в Конкурсе, с помощью учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение детей-участников Всероссийского конкурса сочинений, должен подготовить и предоставить в Рабочую группу школьного уровня регистрационную заявку.
Критерии оценки конкурсных работ
Оценивание конкурсных работ осуществляется по следующим критериям:
1. Соответствие сочинения тематическим ограничениям, заданным требованиями Конкурса.
2. Соответствие формулировки темы сочинения выбранному тематическому направлению.
3. Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра).
4. Коммуникативный замысел сочинения.
5. Композиция сочинения.
6. Личностное восприятие тематики и проблематики сочинения.
7. Выражение в сочинении авторской позиции.
8. Оригинальность сочинения.
9. Художественность сочинения.
10. Общее читательское восприятие текста сочинения (дополнительный (вариативный) балл).
Подведение итогов и награждение победителей и призеров Всероссийского конкурса сочинений
Победители и призеры регионального, муниципального и школьного этапов Конкурса определяются решением Жюри и Рабочих групп соответствующих этапов Конкурса по номинациям в соответствии со следующими квотами:
На школьном уровне – из расчета 25% от числа участников Конкурса.
Далее работы-призеры передаются Рабочей группой на муниципальный уровень.
На муниципальном уровне – из расчета 15% от поступивших работ.
Далее работы-призеры передаются Рабочей группой на региональный уровень.
На региональном уровне – из расчета 10% от поступивших работ.
Далее из работ-призеров жюри выбираются 4 работы (по одной из каждой возрастной группы), которые передаются Рабочей группой на федеральный уровень.
Победители и призеры федерального этапа Конкурса определяются решением Экспертного совета Конкурса и утверждаются Рабочей группой федерального этапа по номинациям и возрастным группам: 3 работы в каждой номинации от каждой возрастной группы (всего 60 работ, 12 работ в каждой номинации).
Конкурсные номинации
«Писательский труд озаряет мятежный мир искрой человечности»;
«Книги – окна, сквозь которые выглядывает душа» (Г.У. Бичер);
«Без хорошего читателя не бывает хорошей книги» (Р.Эмерсон);
«Литература – язык, выражающий все, что страна думает» (И.А.Гончаров);
«Когда на Земле бушевала война…» (Б. Окуджава)
Итоговые результаты Конкурса, утвержденные Рабочей группой федерального этапа Конкурса, публикуются на сайте Конкурса.
Поощрение победителей и призеров Конкурса: все призеры (участники) федерального этапа Конкурса награждаются дипломами призера Всероссийского конкурса сочинений (по 5 номинациям); 11 победители федерального этапа Конкурса награждаются дипломами победителя Всероссийского конкурса сочинений (60 победителей); на федеральном уровне по итогам Всероссийского конкурса сочинений издается сборник сочинений – победителей Конкурса.
Работы в сборнике публикуются в соответствии с тематическими направлениями номинаций и сопровождаются аналитическим комментарием, выполненным членами Жюри регионального этапа Конкурса; на региональном, муниципальном и школьном этапах Конкурса победители могут быть награждены дипломами победителя соответствующего этапа Всероссийского конкурса сочинений, остальные участники – дипломами участника соответствующего этапа Всероссийского конкурса сочинений.
Тематические направления письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений
Тематика конкурса посвящена российским поэтам и писателям, чьи юбилейные даты отмечаются в 2015 году, а также юбилеям литературных произведений, поскольку 2015 год объявлен в России Годом литературы, а также 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Рабочая группа регионального этапа Конкурса производит отбор 5 тематических направлений в соответствии с методическими рекомендациями по организации и проведению Конкурса (4 должны быть посвящены авторам-юбилярам и книгам-юбилярам и
1 – Великой Отечественной войне; выбор производится с учетом региональной специфики).
Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.
Подробнее:
Методические рекомендации по подготовке конкурса
Описание организационно-технологической модели конкурса