Ни для кого, ни секрет, что система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования.Ни для кого, ни секрет, что система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов, заканчивается переход на концентрическую структуру, расширяется вариативность исторических курсов, форм и методик обучения. Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности учеников. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников, невостребованности их личностного потенциала. В этой ситуации неоспорим факт необходимости саморазвития педагога как профессионала, освоение им новых концептуально-содержательных подходов, новой педагогической технологиидля дальнейшей продуктивной деятельности, выбора собственной позиции в системе преподавания истории. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов. Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.
Зачем нужно применение ЭОР учителю?
1. экономия времени на уроке;
2. глубина погружения в материал;
3. повышенная мотивация обучения;
4. возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
5. привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЭОР ученику?
1.ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
2.ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
3.ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
4. ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
5.ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию.
6.ИКТ учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок истории более результативным, чем при использовании традиционных методов. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.
Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать. Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения истории. Мультимедийное сопровождение на различных уроках истории позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Ученики имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процессвосприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность электронных образовательных ресурсов.
Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала. Уроки истории с использованием электронных образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Мультимедийные учебно-методические комплекты по истории это электронные образовательные ресурсы, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие существующим образовательным стандартам.
Использование на уроках истории электронных ресурсов способствует:
• повышению качества обучения и эффективности подготовки учащихся;
• дополнительной мотивации учащихся и стимулирование их интереса к обучению истории;
• снижению временных затрат при подготовке к урокам и во время уроков; • реализации на практике принципа доступности высококачественного обучения истории;
• созданию учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;
• созданию благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов.
Чтобы обогатить урок нужно сделать его доступным и содержательным нужно предварительно определит, к какой момент урока более целесообразно использовать электронный ресурс; во время проверки домашнего задания, объяснений нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением материала, обобщения и систематизации. Подбор упражнений для занятий позволяет учащимся активно участвовать во всем, что происходит на уроке. Предлагаемые ученикам упражнения затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации. Заключение Урок с использованием ЭОР – это, как я думаю, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования. Если говорить о результативности использования электронных образовательных ресурсов , то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. Учащиеся проявляютустойчивый интерес к изучению истории, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.
Список литературы:
1. Гукова В.В. и др. История. 5-11 классы: технология современного урока. – Волгоград: Учитель, 2009
2. Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Ярославль, 1991; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998;
3. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., Просвещение, 1999г. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. - №8. – С.118-125.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
6. «Я иду на урок истории». Книга для учителя. М., 2005 г. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/primenenie-eor-na-urokakh-ist...
|
На: Использование электронных образовательных ресурсов на уроках
Спасибо Вам за интересный и полезный материал!
С уважением, Илюхина А.О.
На: Использование электронных образовательных ресурсов на уроках
Ксения Александровна, полностью согласна с Вами, что интерактивные задания и упражнения делают процесс обучения более наглядным, динамичным, что так нравится учащимся. У учителя, который в своей работе использует ИКТ, повышается мотивация среди обучающихся по преподаваемому предмету, да и качество обучения несомненно повышается.
На: Использование электронных образовательных ресурсов на уроках
Познакомилась с Вашей статьёй, Ксения Александровна, и со многим с Вами согласна. Нам, учитель общественных дисциплин, как никому другому на уроках нужна наглядность: иллюстрации, карты, таблицы, диаграммы, видео и т.п., так как их использование помогает в реализации задач урока, повышает у учащихся мотивацию, стимулирует познавательный процесс и способствует лучшему усвоению учебного материала, который является очень объёмным. Я тоже на своих уроках использую ЭОР, которые заимствую у коллег или создаю сама. Моя попытка систематизировать свои ЭОР даёт возможность всегда под рукой иметь необходимые материалы для уроков и внеурочной деятельности. Возможно, мои ЭОР далеки от совершенства, но они мне очень помогают, и, создавая их, я учусь сама и осваиваю возможности различных интернет-сервисов. При желании Вы можете с ними познакомиться здесь. Правда последние свои ЭОР я на сайт ещё не загрузила.
С уважением, Надежда Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ "Лиманская СОш №2"
На: Использование электронных образовательных ресурсов на уроках
Ксения Александровна. Познакомилась с вашей статьей. Электронные образовательные ресурсы на уроках истории и обществознания делают занятия наиболее интересными и полезными, например, посещение виртуальных музейных экспозиций, просмотр хроники, работа с электронными картами и т.д. Историей детей нужно увлечь, чему и способствуют разные ЭОР. Согласна с Вами, важно понимать, на каком этапе урока и в какой форме наиболее целесообразно использовать электронные ресурсы. Удачи Вам в работе.