ЛОТ №1 "Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО"; МБДОУ ДС №394, Афанасьева Наталья Михайловна
Submitted by Наталья Михайловна Афанасьева on чт, 09/04/2015 - 13:22
Тема семинара: "Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игры с учетом ФГОС ДО".
слайд №1
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»
Л.С.Выготский
Слайд №2
В современном обществе резко повысился престиж интеллекта и научного подхода к обучению детей. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, но не способность чувствовать, думать и творить самим. Кроме того, Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением, показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
В настоящее время значительно возросли требования к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, к моменту поступления в школу они должны достигнуть определенного уровня всесторонней готовности к обучению, параметрами которойявляются: определенный уровень развития психических процессов, эмоционально-мотивационная готовность, наличие произвольности поведения, сформированности коммуникативных умений.
Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен:
обладать чувством собственного достоинства;
обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
может выражать свои мысли и желания;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
стараться разрешать конфликты.
Сформированность социально-коммуникативных навыков помогает ребенку стать коммуникабельным, образованным, легко адаптироваться в социуме. Все это позволяет сделать вывод о том, что проблема развития коммуникативных навыков кажется на сегодняшний день актуальной и говорит о необходимости выстраивания специально организованной работы по развитию коммуникативных навыков и социальных умений общения.
Слайд №3
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования,теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативныхумений детей дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым, В.В.Давыдовым, Д.Б.Элькониным, А.В.Запорожцем и др. Основываясь на ней М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Т.А.Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Общение - актуальная проблема, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов. "Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности", - отмечал В.В. Давыдов. Ученые и практики отмечают, что: коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе.
Слайд №4
И, наоборот, дети, испытывающие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.
Первые исследования, характеризующие коммуникативные качества личности, встречаются в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева. Данные авторы пока не выделяют понятие «коммуникативные качества», но подробно описывают качества, необходимые для общения и составляющие общения как психологического процесса.
Отечественные психологи (Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт,который усваеивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей.
Еще в 30-е годы XX века Л.С. Выготский утверждал, что ребёнок является социальным существом с самого момента рождения. Исследования показали, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным, коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Речь идет не о формировании новой способности, а об её развитии.
Под общением понимается - взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И.Лисина). С первыхдней жизни ребенка общение яаляется одним из важнейших факторов его психического ребенка.
Исследования М.И.Лисиной и других показывают, что характер общения ребенка со взрослым и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения.
Слайд № 5
Давайте поговорим о формах общения: в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым.
- ситуационно-деловая (1 год). Общение включается в практическую деятельность малыша.
- ситуативно-личностная или непосредственно-эмоциональная. К 2-2,5 годам у ребенка под влиением взрослого и при его помощи складывается коммуникативная потребность со всеми ее четырьмя признаками: интересом к взрослому, эмоциональным отношением к нему, интенсивностью в налаживании контактов со взрослым и чувствительностью к его оценкам.
- внеситуативно-познавательная форма. Дети испытывают острую потребность в уважении старших.
- внесетуативно-личностная. Возрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями, стремление к сопереживанию, взаимопониманию.
В каждом возрасте преобладаютразные формы общения. В исследованияхМ.И.Лисиной,Е.Смирновой показано, что в старшем дошкольном возрасте появляются новые «внеситуационные» формы общения ребенка со взрослым и сверстниками.
В педагогике дошкольного детства широко распространен подход, согласно которому общение рассматривается как коммуникативная деятельность. Для этого ребенку необходим широкий круг соответствующих умений. Анализпсихолого-педагогических исследований позволил определить коммуникативные умения как основные коммуникативные действия, основанные на теоретической подготовленности ребенка к общению. Определенный уровень развития коммуникативных умений способствует улучшению социального статуса в группе, помогает понимать и принимать другого человека, передавать информацию, выражать эмоции.
Слайд №6
Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений.
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:
Диалоговые, коммуникативные навыки
Вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
Невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
Социальные навыки
Умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
В старшем дошкольном возрасте изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из кмпонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередьмногие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут вохникнуть межличностные и внутриличностные конфликты.
Этапы формирования коммуникативных умений:
Желание вступать в контакт с окружающими, создание положительной мотивации на общение («Я хочу!», вербальные и невербальные средства)
Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Слайд №7
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. Интерес к общению и коммуникативная избирательность с возрастом постоянно увеличивается: до 3 лет ребенок концентрирует внимание на общении с близкими взрослыми; в 3-4 года ужеобращает внимание на своих сверстников, легко меняет портнеров по игре; в 5-7 лет начинает дружить с определенными детьми.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, игра стимулирует развитие общения между детьми. Игра служит естественной формой передачи детям знаний и умений, обогащая социальный опыт.
Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:
Развивается мотивационно-потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы рпиобретают для ребенка более важное значение).
Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм (ребенок, принимая роль какого-либо героя, учитывая особенности его поведения, способствует развитию самопознания, самооценки).
Развивает произвольность поведения (учитывает нормы и правила поведения).
Развивает умственные действия.
Таким образом основной задачей психолого-педагогической работы по социально-коммуникативной компетентности детей является развитие таких умений:понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем; говорить спокойно, с уважением; заботливо относиться ко взрослому, их труду, охотно выполнять правила и просьбы взрослых; выполнять правила поведения в группе; выражать своюпросьбу, благодарность и т.д.; оказание помощи к другим, сочувствие к сверсникам; выражать просьбу словами и излагать ее понятно; разговаривать друг с другом в приветливой форме; уметь слушать, высказывать своюточку зрения; уметь сотрудничать, находить решение в конфликтных ситуациях; выражать словом свои чувства; уметь согласовывать свои действия и желания с интересами и действиями партнёра, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками и т.д.
Слайд №7
Выполняя эту задачу мы руководствуемся основными правовыми документами:
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации".
- ФГОС ДО
- Примерная образовательная программа «От рождения до школы»
- Основная образовательная программа ДО
- Рабочая программа педагога-психолога
В соответствии с вышеизложенным в нашей образовательной организации проводится работа по следующим направлениям:
Диагностическое
Определить уровень развития коммуникативных умений помогает диагностика особенностей межличностных отношений ребенка: Методика Рене Жиля, проективные методики «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного» и т.д. Социометрия (выявление эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников: методика «Два дома», «Варежка», «Выбор в действии». Определение самооценки методика Щур «Лесенка», методика на определение тревожности Теммл, Дорки и Амен.
Метолика Коммуникативной компетентности в общении со сверстниками «Картинки». (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина).
Тест «Изучение коммуникативных умений». Детей 4-7 лет (Ю.А.Афонькина, Г.А. Урунтаева).
Наблюдение за детьми в процессе общения.
Психологическое просвещение педагогов и родителейпо вопросам развития коммуникативных умений (примерные темы):
- создание отмосферы добра и взаимопонимания.
- знакомство детей художественной литературой, с целью концентрации внимания на развитии общения (выхода из трудных ситуаций, помощь другим, сопереживание героям и т.д.)
- Учить принимать решения, прислушиваться к мнению других, мирно решать возникающие проблемы без конфликтов на примере придумывания сказок, историй.
Слайд №9
- как лучше мириться. Какие я знаю «мирилки», «прощалки».
- Сказки. Заветные слова в сказках. Слова делают чудо.
- Давайте говорить друг другу комплименты.
- Коммуникативные игры с детьми в работе педагога.
Кроме того эффективны и родительские собрания в группах, на которых мы поднимаем интересующие родителей вопросы, совместно обсуждаем вопросы взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрываем разнообразные ситуации, предлагаем коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его.
Большую роль в формировании сплоченности коллектива родителей, детей и педагогов играет организация совместных праздников и развлечений. В программу которых мы включаем театрализацию или инсценировку сказки, в которых участвуют дети и родители. Это способствует сплоченности коллектива, в глазах детей поднимается авторитет родителей, а родители лучше узнают своих детей, видят их отношения со сверстниками.
Слайд №10
Создание условий для развития коммуникативных умений в группах
Педагоги стремятся показать значимость и важность понятия «дружба» через совместноерисование с детьми на тему: «Дружба», «Мои хорошие поступки», «Мой лучший друг», «Как мы живем в детском саду» и.т.д.
В работе с детьми мы используем разные методические приемы развития коммуникативных навыков, например договоренность между детьми группы о принципах взаимоотношений друг с другом. Совместно с педагогом и детьми разрабатываются «Правила группы». Соблюдение которых позволяет создавать и поддерживать мирные, дружеские отношения между всеми членами группы. Помимо этого в течение дня в группе используется «Экран настроения», где каждый ребенок определяет свое насроение, таким образом педагог может определить эмоциональное состояние и совместно с детьми старается находить способы помощи тем детям, которые испытывают негативные эмоциональные состояния: включение в общую игру, тактильное поглаживание, высказывание добрых слов («шкатулка добрых слов»).
Слайд№11
Коррекционно – развивающее направление:
В ходе анализа методической литературы по данной проблеме мною были выбраны технологии психолого – педагогического взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста
Слайд №12, 13
В качестве основных методов и приемов, направленных на развитие коммуникативной сферы, на занятиях и в повседневной деятельности я использую:
- коммуникативные игры-упражнения(на развитие умения сотрудничать;на умение активно слушать, на умение перерабатывать информацию, на умение входить в контакт, вести диалог; на развитие навыков взаимодействия в группе)
Слайд №14
- игры на телесный контакт
-игры-хороводы
Слайд №15
- игры-драматизации (способствуют развитию речевой активности, дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения);
- этюды (на развитие навыков невербального общения)
- мимика;
Слайд №16
- беседы, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций (например: «Ребята играют в интересную игру. Попроси принять тебя в игру»);
- Игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации: анализируем с детьми разнообразные ситуации-общения «Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения», «Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь», «Два мальчика поссорились, как их помирить». В процессе этих игр дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.
Результатом сформированности социально-коммуникативных навыков будет являтся готовность ребенка быть коммуникабельным, образованным, легко адаптироваться в социуме, что обеспечивает ребёнку чувство психологической защищённости, создаёт ощущение комфорта.