Урок литературного чтения в 3 классе по стихотворению Б.Пастернака
«За поворотом»
Оборудование: интерактивная доска, презентация, ЦОР "Метафора и олицетворение"
Организационный момент
Работа с текстом до чтения
Тему урока ребята узнают, открыв учебник на стр.107 (СЛАЙД 1 )
-Прочитайте название стихотворения
-Кто его автор? О чём можно сказать, глядя на дату (поэт 20 века)
-Обратите внимание на зарисовку, которую сделал художник к стихотворению
По иллюстрации, учащиеся предполагают настроение стихотворения ( светофорами)
-Как вы думаете, о чём это стихотворение? (о летней природе)
Обобщение. О летней природе писали многие поэты: С.Есенин, А.Фет, Ф.Тютчев и другие.
Сегодня познакомимся с ещё одним, которое завершает раздел «Природа летом» (СЛАЙД 2)
Первичное чтение (самостоятельное чтение)
Задание - Прочитайте стихотворение про себя, карандашом пометьте слова, которые непонятны. (СЛАЙД 3)
-Давайте, сопоставим ваши предположения до чтения и после. Оправдались? (стих-е о
лесе)
Обобщение.
Вторичное чтение. Словарная работа.
-Прежде, чем приступить к осмыслению содержания стихотворения, нужно правильно понять значение всех слов, которые использует автор.
-Давайте, почитаем вместе и по ходу чтения будем работать со словами (некоторые я вынесла на экран), СЛАЙД 4 (читаем по четверостишиям)
-Кто знает значение слова…(дети самостоятельно объясняют и сравнивают с компьютером.
Обобщение. Стихотворение прочитано, значение слов уточнено. Давайте вместе попробуем понять, о чём поведал нам Б.Пастернак в своём стихотворении.
Анализ стихотворения. Беседа по вопросам.
-Ребята, кто главные герои стихотворения?
-Что происходит в лесу? (птица у входа сторожит то. Что в лесу: покой, тайны леса и др.)
-Какая она?
-что необычного в поведении птички?
-Найдите такие слова, которые помогают услышать её пение?
-Прочитайте, как автор описывает пение?
Обобщение Она поёт по – разному, мы видим её изменчивость настроений.
А можно описать её внешний вид? А почему?
_Почему птичка настороженна? Это связано с тем, что в лесу?
Опишите эту жизнь (лесные норы, валежник, после бури, подснежник…)
-О ком рассказывает автор в последнем четверостишии?
-Как вы думаете, кого не надо пускать на порог? (злых людей)
- А каких приглашает?
-Что может увидеть и услышать вдумчивый читатель в этом стихотворении?
-Можно ли сказать, что стихотворение Б.Пастернака только о летней природе? ( о тайнах, о жизни обитателей леса, песни, о том кого хотел видеть.)
Чтение стихотворения учителем (по музыку И.Штрауса «Сказка Венского леса») СЛАЙД 5
Работа в группах
Цор:литературное чтение 3класс «Метафора и олицитворение УМК «Школа 2100»
Задание. (На экране компьютера) Прочитайте.(определяется время 5 минут)СЛАЙД 6
Ответы ребят. Для 1 группы - нахождение художественных средств (ЦОР);
2-3 группы - продолжение стихотворения Б.Пастернака (Интерактивная доска)
Обобщение. Вот видите. Ребята, как важно быть наблюдательным и внимательным, тогда можно многое для себя открыть и увидеть.
Обобщающая беседа
1.Как вы объясните смысл названия стихотворения? ( По-разному: для одних это тайна. для других открытие или просто мечта, возможно, это неожиданное изменение)
2. Что вы можете сказать о том, как поэт относился к природе?
-Ребята, изменилось ли ваше настроение к стихотворению? (показывают светофором)