Submitted by Юрий Иванович Маринкин on Wed, 08/04/2015 - 13:58
Введение.
Недостаточно владеть премудростью,
нужно также уметь пользоваться ею.
Цицерон.
Наше время – это время перемен. Меняется все – обычаи и традиции, ценности и приоритеты. Меняются и требования, предъявляемые к выпускникам современной школы. Сейчас недостаточно научить ученика выполнять определенные алгоритмы, решать типовые задания, действовать в соответствии с заранее построенной моделью.
Перед современным учителем стоят иные задачи:
Организовать деятельность учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности, формированию практико-ориентированных знаний и умений.
Научить школьников думать, обосновывать и доказывать свои решения, не прибегать к механическому заучиванию материала.
Развивать способность говорить «нет», когда все говорят «да», если понимаешь, что большинство не обязательно право.
Все эти умения необходимо развивать на уроках, в том числе и на уроках биологии. Для этого необходимо включать в содержание уроков задания, направленные на развитие общеучебных умений и навыков, на развитие у учащихся способности применять биологические знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях. Примерами таких задач для основной школы могут быть интегрированные задания из области биологии и других школьных дисциплин, которые вдобавок охватывают несколько тем курса. Педагог должен моделировать ситуации, в которых ученикам предстоит выбрать из имеющихся методов или конструировать самим новый, требуемый в задании метод решения.
Школа в современных условиях должна обеспечить развитие у учащихся умения использовать свои знания, в том числе и биологические, в своей повседневной жизни. Такие знания помогут выпускнику активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.
Исходя из вышесказанного, главная цель моей работы – развитие таких умений, знаний и навыков, которые обеспечивают успешность моих выпускников во взрослой жизни.
Одним из способов достижения поставленной цели считаю использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой и т.д.
В ходе написания данной работы, мною была выдвинута гипотеза, согласно которой, разработанные задания будут способствовать повышению уровня качества знаний учащихся по биологии, выработке умений применять данные знания для решения реальных проблемных ситуаций, связанных с окружающей жизнью, т.е. развитию естественнонаучной грамотности учащихся.
Решение поставленной цели потребовало осуществления следующих конкретных задач:
Проанализировать понятие «естественнонаучная грамотность учащихся», «компетентность», выявить причины невысоких результатов сравнительных международных исследований.
Сформулировать систему требований к решению проблем школьного естественнонаучного образования.
Разработать содержание заданий, направленных на формирование у учащихся умения выходить за пределы учебных ситуаций, развитию общеучебных умений, знаний и навыков.
Основные методы исследования для решения поставленных задач – анализ содержания психолого – педагогической, методической литературы, экспериментальная проверка.
Содержание и структуру проекта определили, поставленные цели и задачи.
Сравнительная оценка естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования.
Организация экономического сотрудничества и развития (OECD – Organisation for Economic Cooperation and Development) выступила инициатором международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA – Programmer for International Student Assessment). Исследование PISA направленно на проверку тех знаний, умений и навыков учащихся, которые международная общественность считает необходимыми для формирования так называемого «человеческого капитала», важного для дальнейшей жизни, овладение общими понятиями, идеями и умениями. Этот «капитал» включает знания, умения, межпредметную компетентность (способность использовать знания, полученные в рамках изучения различных учебных предметов или других внешних источников информации, для решения поставленной задачи), умение приобретать знания в течение всей жизни и другие качества, от развития которых зависит личное, социальное и экономическое процветание человека, его участие в жизни общества.
В исследовании подготовка учащихся оценивается по трем направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Каждый цикл исследования PISA рассчитан на три года, и каждый раз выбирается приоритетное направление, которому уделяется большая часть времени, отводимого на тестирование учащихся. В 1998 – 2000 гг. приоритетным было направление «грамотность чтения», в 2001 – 2003гг. – «математическая грамотность», а в 2004 – 2006 гг. – естественнонаучная грамотность». Далее планируется повторять эти циклы.
Общие подходы к понятию
Естественнонаучной грамотности.
Естественнонаучные знания и умения, овладения которыми оценивалось исследованиями PISA, в школе формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.
Определение содержания проверки естественнонаучной подготовки в данном исследовании основано на понятии «естественнонаучной грамотности». Принято следующее определение этого понятия: «естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений».[1]
Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:
«общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.
Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.
Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:
использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
выявлять особенности естественнонаучного исследования;
делать выводы на основе полученных данных;
формулировать ответ в понятной для всех форме.
уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;
понимать методы научных исследований;
выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
Перечисленные выше умения уточняют понятие «естественнонаучной грамотности».
Примерный перечень общеучебных умений и навыков.[10]
№
п/п
Общеучебные умения и навыки.
1
Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.
2
Выявлять особенности естественнонаучного исследования.
3
Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.
4
Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.
5
Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.
6
Понимать методы научных исследований.
7
Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
8
Перечислять явления, факты, события.
9
Сравнивать объекты, события, факты.
10
Объяснять явления, события, факты.
11
Характеризовать объекты, события, факты.
12
Анализировать события, явления и т.д.
13
Видеть суть проблемы.
14
Составлять конспект, план и т.д.
Уровни естественнонаучной грамотности.
По результатам исследований 2000 и 2003 годов были установлены примерные уровни грамотности. [1].
Уровни грамотности.
Высокий уровень грамотности.
Высокий уровень естественнонаучной грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранее
Проведенных исследований, сравнить данные, привести научную аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения.
Средний уровень грамотности.
Средний уровень сформированности естественнонаучной грамотности имеют ученики, которые могут использовать естественнонаучные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные в задании выводы.
Нижний уровень грамотности.
Нижний уровень естественнонаучной грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные естественнонаучные понятия для формулирования выводов или
подтверждения правильности уже сформулированных выводов.
Компетентность в решении проблем.
Основу естественнонаучной грамотности составляет способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов. Эта способность и есть компетентность.
«Компетентность – способность учащегося использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируется в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них». [2]
Для оценки этой способности учащимся предлагаются проблемы, которые отличаются от традиционных школьных заданий и характерны для реальных жизненных ситуаций. Эти ситуации, как правило, новые для учащихся, связаны с их личной жизнью, работой, отдыхом, с жизнью общества. Проблемы, поставленные в рамках этих ситуаций, требует от учащегося, опираясь на уже имеющиеся умения и знания, полученные при изучении различных учебных предметов, применить свои способности в новом контексте, разработать подходы к решению проблем, проявить гибкость мышления.
Компетентность учащихся в области решения проблем является межпредметной, в условиях реальной жизни служит основой для дальнейшего обучения, для эффективного участия в жизни общества, для организации своей личной деятельности, и может быть отнесена к «реальным жизненным» компетентностям.
Для оценки компетентности учащихся в исследовании использованы задания, в которых предлагалось решить одну из трех типов проблем, связанных с важными аспектами ежедневной жизни и часто встречающихся в реальных жизненных ситуациях.
Эти типы проблем получили названия:
Типы проблем.
«анализ и планирование»
В проблемах типа «принятие решения» от учащихся требуется понять возможные варианты решения и ограничения, сформулированные в условии, и принять решение, отвечающее данным ограничениям.
В проблемах типа «анализ и планирование» учащийся должен проанализировать ситуацию и спланировать систему, отвечающую требованиям, сформулированным в условии.
В проблемах типа «внезапно возникшие неполадки» от учащихся требуется понять работу устройства, определить особенности возникшего затруднения, диагностировать неполадки, предложить решение возникшего затруднения.
Для решения предлагаемых проблем необходимо овладеть определенными общеучебными умениями. Каждое из этих общих умений включает в себя комплекс более конкретных. Ниже дается описание выделенных общеучебных умений:
«понимать проблему» - использовать имеющиеся знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, формулы или таблицы, и извлекать из них необходимую информацию: интегрировать информацию из разных источников.
«характеризовать проблему» - определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними; решать, какие из переменных связаны с проблемой и какие не связаны с ней; строить гипотезы; выделять, организовывать и критически оценивать информацию, представленную в условии.
«представлять проблему» - разрабатывать форму представления информации в виде таблицы, графика, с помощью символов или в словесной форме, или применять форму, предложенную в условии, для решения проблемы; переходить от одной формы представления информации к другой.
«решать проблему» - принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы; проводить анализ предложенной системы и ее планирование для достижения целей, сформулированных в проблеме; определять причину сбоя в устройстве и предлагать способ его устранения.
«размышлять над решением» - исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию для его уточнения; оценивать полученное решение с различных точек зрения для создания социально или технологически приемлемого решения; объяснять полученное решение.
«сообщать решение проблемы» - выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей.
Применение этих умений требует от учащегося владения навыками рассуждений. Например, для понимания ситуации учащийся должен различать факты и мнения. При выборе стратегии решения проблемы он должен рассмотреть причины и следствия. Учащийся должен логически изложить свое решение, если это предусматривается в задании. Все это требует использования навыков аналитических рассуждений, рассуждений по аналогии, комбинаторных рассуждений. Именно навыки рассуждений лежат в основе умений решать проблемы и формируют ядро компетентности в этой области[2].
Сформированность умений учащихся решать проблемы, то есть их компетентность, позволяют отнести учащихся к тому или иному уровню владения умениями.
При анализе литературы по данному вопросу [2], я познакомилась с характеристикой уровней сформированности умений решать проблемы:
Уровень 3 определяет учащихся, умеющих размышлять, принимать решение и сообщать его в соответствующей форме. Эти учащиеся могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения.
Уровень 2 определяет учащихся, умеющих рассуждать и принимать решение. Учащиеся могут разрешать проблемы, требующие проведения анализа предложенной ситуации и принятия решения при выборе из четко определенных альтернатив. При этом они могут использовать различные типы рассуждений; объединять информацию из разнообразных источников; могут делать выводы, основываясь на двух или более источников информации.
Уровень 1 определяет учащихся, умеющих решать «базовые» проблемы. Эти учащиеся могут решать проблемы, в которых нужно использовать один источник, содержащий четко определенную информацию.
Уровень ниже 1 определяет учащихся, которые слабы в «решении проблем». Эти учащиеся не понимают проблемы, отнесенные к уровню 1, или не способны применить умения для их разрешения.
Сравнение результатов российских учащихся с результатами учащихся других стран.
Из литературных источников [3], мне стало известно следующее.
В исследовании PISA в 2003 году приняли участие более четверти миллиона учащихся из 40 стран мира, представляющих общую совокупность в 23 миллиона учащихся 15 – летнего возраста этих стран.
Выборка учащихся каждой страны формировалась на основе вероятностно - пропорционального метода.
Выборка российских учащихся 15 – летнего возраста включала 5974 обучающихся из 212 образовательных учреждений 46 регионов России. В нее вошли учащиеся основной и средней школы, а также учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Учащиеся, обучавшиеся по программе основного общего образования (9 класс), составили 32% выборки; учащиеся 10 класса – 49%; студенты профессиональных училищ – 7%; студенты техникумов и колледжей – 12% выборки.
Для проверки естественнонаучной грамотности и умения решать проблемы разрабатывались комплексные или сконструированные задания. Каждое задание включало отдельный текст, в котором описывалась некоторая проблема, и 1 – 6 вопросов различной трудности.
Используемые в исследовании задания имели следующие характеристики: проверяемое содержание, умения или виды деятельности, которые должен продемонстрировать учащийся, и ситуации в которых учащимся предлагалось применить свои знания.
Объект оценки – естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Содержание оценки – области естественнонаучных знаний:
структура и свойства вещества;
атмосферные изменения;
физические и химические изменения;
передача энергии;
силы и движение;
физиологические изменения;
генетический контроль;
экосистемы;
земля во Вселенной;
географические изменения.
Оценке подверглись умения: описание, объяснение и прогнозирование явлений, понимание научных исследований, интерпретация научной аргументации и выводов.
В тесте оценивались ситуации:
естествознание в жизни;
здоровье;
земля и окружающая среда;
естествознание и техника.
В тесте использовались 54 задания по математике, 8 заданий по чтению, 13 заданий по естествознанию.
В результате обработки результатов исследования каждому учащемуся был приписан балл по международной 1000 – бальной шкале отдельно за выполнение каждой группы заданий.
В 2003 году среднее значение по естественнонаучной грамотности равно 496 баллам. По результатам исследований 2000 и 2003 годов были установлены примерные уровни грамотности: высокий уровень – 690 баллов, средний уровень – 550 баллов, и низкий уровень – 400 баллов.
Лидирующими по результатам естественнонаучной части исследования являются четыре страны: Финляндия, Япония, Республика Корея и Гонконг.
Средний результат российских учащихся статистически значимо ниже среднего результата и составляет 489 баллов по 1000 балльной системе.
По сравнению с результатами России страны можно разделить на три группы:
страны, результаты которых статистически значимо выше российских (16 стран);
страны, результаты которых сравнимы с российскими (14 стран);
страны, результаты которых статистически ниже российских (9 стран).
Сравнение результатов России с результатами других стран представлены в приведенной ниже таблице.
Таблица 1.
Страны, результаты которых
значимо выше результатов России.
(1 группа)
Страны, результаты которых сравнимы с российскими.
(2 группа)
Страны, результаты которых ниже российских.
(3 группа)
Финляндия
Япония
Гонконг
Республика Корея
Лихтенштейн
Австралия
Нидерланды
Чешская Республика
Новая Зеландия
Канада
Швейцария
Франция
Бельгия
Швеция
Ирландия
Макао
Германия
Венгрия
Польша
Словацкая республика
Исландия
США
Австрия
Латвия
Испания
Италия
Норвегия
Люксембург
Греция
Дания
Португалия
Уругвай
Сербия
Турция
Таиланд
Мексика
Индонезия
Бразилия
Тунис
По сравнению с 2000 годом результаты российских школьников в области естественнонаучной грамотности значительно улучшились. Улучшение произошло по всей выборке учащихся. Практически по всем заданиям результаты улучшились от нескольких процентов до 10% и более.
Несмотря на улучшение положения российских учащихся на международной шкале, в целом результаты нельзя считать удовлетворительными.
Результаты выполнения международного теста выявили достаточно низкий уровень естественнонаучной грамотности учащихся, несоответствующий основным требованиям школьного естественнонаучного образования. Результаты исследования PISA еще раз подтвердили, что российские школьники слабо ориентируются в актуальных проблемах естествознания, таких, как экологические проблемы, проблемы здорового образа жизни, влияние науки и техники на развитие общества и др. Эти важные для современного человека проблемы, несмотря на их многогранность, изучаются разрозненно. Неоправданно низкое внимание уделяется на уроках развитию интеллектуальных умений (анализ, обобщение, оценка и др.). Именно в заданиях, требующих проанализировать или сравнить результаты исследований, обосновать свою точку зрения, используя научную аргументацию, наши учащиеся показали более низкие результаты.
Анализ результатов теста по биологии.
Считаю необходимым более детально остановиться на анализе результатов международного теста в вопросах, относящихся к разделу «биология». Изучая соответствующую литературу[3], я выяснила, что биологическая часть тестов включала следующие разделы:
Разнообразие, организация, структура живой природы.
Процессы жизнедеятельности. Системы, обеспечивающие жизненные функции.
Витки жизни, генетическая непрерывность, разнообразие.
Взаимодействие живых организмов.
Биология человека и его здоровье.
Оценивались знания школьников о строении и жизнедеятельности растений и животных, бактерий, человека, по систематике растений и животных, об эволюции органического мира, по экологии, цитологии и генетике. Большое внимание в тесте уделялось биологии человека и его здоровью. В основном большинство заданий проверяли понимание и применение биологических знаний на практике: при выращивании растений, в быту, при составлении пищевого рациона человека, в деле охраны природы.
Лучше всего школьники справились с заданиями по разделу «Растения». Учащиеся хорошо усвоили материал о функциях хлоропластов в клетке растения, о строении растений, о методе определения возраста дерева.
По разделу «Животные» хорошие ответы получены на вопросы о происхождении животных и о процессах, происходящих в организме животного во время спячки. Хуже усвоен материал о признаках насекомых, об отличии теплокровных животных от холоднокровных, по классификации животных.
Несмотря на то, что систематические знания по анатомии, физиологии и гигиене человека учащиеся получают только в 8 классе, на значительную часть вопросов по данному вопросу они ответили правильно.
Большое число правильных ответов получено на вопросы практического характера: понимание причины включения фруктов и овощей в диету здорового человека; знание об изменениях в пульсе и дыхании при физической нагрузке; объяснение, почему альпинисты используют кислородное снаряжение, почему в жаркий день прохладнее в светлой одежде; знание о витаминах, о расположении органов в теле человека. Полученные результаты объясняются тем, что учащиеся владеют знаниями, необходимыми для ответа на эти вопросы. Они могли использовать знания о строении млекопитающих животных.
Однако вопросы, для ответа на которые необходимы были специальные знания, вызвали затруднения. Большое количество неверных ответов было дано на вопросы о роли слюны в пищеварении, какие продукты обеспечивают организм необходимыми питательными веществами? Откуда берется энергия в продуктах питания?
Из общебиологических вопросов учащиеся хорошо справились с заданиями по генетике, экологии человека, о пищевых связях в природе; о последствиях деятельности человека, о клетке.
Хуже всего учащиеся справились с экологическими вопросами .
Самые низкие среди всех биологических заданий результаты школьников по вопросам, в которых проверялись умения анализировать и обобщать результаты эксперимента: выбрать схему опыта, соответствующую проверяемой в эксперименте гипотезе; планировать исследование. Это объясняется тем, что при изучении биологии в массовой школе не уделяется большого внимания данному виду деятельности.
Сравнение результатов выполнения заданий биологического содержания учащимися России и учащимися других стран показывает, что при выполнении 80% заданий наши школьники имеют результаты равные среднему международному результату. Однако есть задания, при выполнении которых получены низкие результаты. В основном они направлены на проверку непрограммного материала. К их числу относятся задания на исследование пульса, на выбор продуктов, обеспечивающих нас необходимыми питательными веществами, о функции эритроцитов и д. р.
Таким образом, хотя результаты по биологии и достаточно высокие по сравнению с выполнением учащимися всего теста, полученные данные можно использовать для усовершенствования биологического образования, в котором большое внимание уделяется фактологическому материалу, малое место занимает проведение исследований. Особое внимание следует уделить на ошибочные представления, которые имеет значительное число учащихся после изучения материала.
НЕДОСТАТКИ В УЧЕБНЫХ УМЕНИЯХ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ
ПРИЧИНЫ НЕУДАЧИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Впервые наши школьники приняли участие в исследовании PISA 5 лет назад. Его результаты, действительно вызвали шок. Российским школьникам доставались почти последние места. Анализ показал, что качество нашего образования существенно отличается от качества образования за рубежом. Вопрос не стоит – в худшую или в лучшую сторону. Просто приоритеты у российского образования иные, чем у образования в других странах. Традиционно отечественное школьное образование направлено на формирование основ наук, ориентировано на формирование у учащихся предметных знаний и умений
В процессе анализа результатов тестирования были обнаружены те недостатки в учебных умениях наших школьников, которые и привели к столь низким результатам. При изучении соответствующей литературы[5] я познакомилась со следующей классификацией недостатков.
Недостатки в учебных умениях школьников.
Недостатки, связанные с работой с текстами.
Ученики в целом умеют читать и понимать тексты и давать на них ответы в различных формах. Развернутый ответ в виде текста вызывает трудности, но не большие.
Достаточно хорошо школьники схватывают общую сюжетную канву художественного текста, понимают его общее содержание, но не внимательны к деталям.
При решении заданий по естествознанию затрудняются, если нужно дать качественный, а не точный (количественный, выраженный числом или знаком) ответ.
Затруднения возникают при работе с составными текстами. Например, когда информация представлена разными по жанру фрагментами и, чтобы понять текст в целом, приходится удерживать все фрагменты в памяти: сопоставлять, сравнивать и соединять их в общую информационную картину.
Результаты невысоки и в заданиях, требующих перехода от общего содержания к деталям и наоборот. Большинство заданий - вопросов предполагало разные способы чтения: ознакомительный, поисковый, с ориентацией на отбор нужной информации и т.д. Судя по итогам тестирования, различные типы чтения у наших школьников не сформированы.
Задачи и задания к ним составлены из текстов разных типов – бытовых, научно – популярных, публицистических и т.д. Опыта работы с такими текстами и навыка получения информации из них у школьников тоже нет.
Недостатки, связанные с применением предметных способов действий.
Школьники не могут сами определить уровень сложности, точности, детализации своих действий, достаточный для успешного решения задачи. Имея дело с естественно – научным текстом, они стремятся к предельной точности и детальности; работая с художественным текстом, нацелены на общее понимание.
Задачи естественно – научного содержания решают только традиционными – научными методами. Если более экономичным является простой пересчет, приблизительная схема, то и тогда эти вполне доступные им средства они игнорируют и пользуются стандартными схемами действий.
Когда задание – вопрос содержат признаки, которые формально позволяют отнести задачу к тому или иному учебному предмету, выбирается соответствующий способ решения; анализ содержания задания подменяется поиском внешних указаний на способ решения.
Недостатки, связанные с анализом всей совокупности условий задачи.
Школьники не умеют привлекать для решения заданий информацию, не содержащуюся непосредственно в заданных условиях (исключение составляют константы в естественно – научных дисциплинах). Им трудны задания, для которых требуется вспомнить, домыслить или угадать часть информации – даже простой и известной, например, бытовые сведения, личный практический опыт.
Вызывают трудности задания, организованные таким образом, что необходимая дополнительная информация содержится в вопросе к ним и ее надо выделить из вопроса, а сам вопрос при этом – уточнить и переформулировать.
Сложность представляют и ответы на вопросы, предполагающие многократное возвращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию.
Если задача состоит из заданий – вопросов, каждое из которых решается по - своему, то обычно способ решения одного из них распространяется на все задания – вопросы.
Сложности возникают и в том случае, если вопрос задан в непривычной форме или если для выполнения задания требуется конкретизировать, перестроить вопрос.
Трудными оказались и задания – вопросы, отвечая на которые, необходимо: учесть точку зрения или знания адресата; определить замысел и цели автора.
Обобщая полученные результаты можно сделать следующие выводы:
одна из основных причин неудачи учащихся в международном тестировании – неумение работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию;
школьники не анализируют самостоятельно описанную ситуацию, а воспроизводят сложившийся подход, как только содержание, условия задачи, вопросы даются в непривычной форме, результаты резко снижаются;
учащиеся не владеют навыками целостного, творческого анализа, не обучены тому, как выдвигать гипотезы и проверять их.
Во всех заданиях требовалось перевести некоторую ситуацию, описанную порой на бытовом языке, в предметную, проверяя собственную гипотезу, школьники или вовсе не умеют или делают это плохо.
Обобщая полученные результаты, можно высказать следующие предположения:
Естественоонаучная подготовка учащихся в основном позволяет им выполнять задания международного теста.
Невысокие результаты учащихся объясняются несколькими причинами. Почти все задачи были предложены в нестандартной для ребят формулировке, она значительно отличалась от формулировки учебных заданий, предложенных в большинстве наших учебников. В заданиях достаточно многословно описывалась некоторая близкая к реальной ситуация, которая могла включать факты и данные, не являющиеся необходимыми для решения поставленной проблемы.
В ряде случаев задание было сформулировано таким образом, что учащиеся не могли отнести ее к какому – либо определенному разделу.
В некоторых случаях требовалось с учетом содержания задания интерпретировать полученное решение и отобрать ответ, отвечающий условию задания. Невысокие результаты выполнения таких заданий объясняются отсутствием у учащихся привычки к самоконтролю.
Для успешного выполнения заданий, предложенных в исследовании очень важна установка на обязательное достижение цели – решение поставленной задачи любыми доступными средствами.
Невысокие результаты сравнительных международных исследований показали, что давно поставленная перед нашей школой цель – подготовить выпускников к свободному использованию естественных наук в повседневной жизни в значительной степени не достигается на уровне требований международного теста, проверяющего естественнонаучную грамотность. Одна из причин этого – академическая направленность школьного курса естественных наук, которая привела к отсутствию должного внимания к практической составляющей обучения в современной школе. К сожалению, многие наши школьники не смогли выйти за пределы привычных для них учебных ситуаций и применить свои знания для решения многих, далеко не сложных заданий [3].
Результаты исследования выдвигают много вопросов перед школьным естественнонаучным образованием, в котором пока слабо реализуются новые приоритеты образования:
применение основных естественнонаучных понятий и методов в различных ситуациях повседневной жизни;
работа с информацией, заданной в различном виде;
выдвижение гипотез и проведение исследований, их подтверждающих или опровергающих.
Обеспечивая учащихся значительным багажом знаний, наша система обучения не формирует у них умения выходить за рамки учебных ситуаций.
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Проанализировав вышесказанное, я прихожу к выводу о необходимости повышения качества биологического образования в школе. А именно, считаю, что учителю необходимо учить детей не только академическим знаниям, но и умениям выделять идеи и методы деятельности, перестраивать известные приемы и находить новые приемы учебной деятельности. Выводить следствия, используя обобщенные связи между объектами и обобщенные приемы. Уделять как можно больше внимания вопросам решения прикладных задач, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельной работе школьников по использованию обобщенных приемов, справочников и других источников.
Ученик в школе, особенно в старших классах, должен овладеть умениями исследовательской работы средствами биологии, в которой он использует различные источники информации для самообразования.
Успешное выполнение большинства заданий по биологии, на мой взгляд, связано с развитием такого общеучебного умения, как умение работать с текстом. Необходимо научить учеников умению внимательно прочитать некоторый связанный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.
Для развития естественнонаучной грамотности на уроках биологии, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций.
Проанализировав соответствующую литературу[4,6], привожу примерные модели таких учебных заданий.
Модели учебных заданий, направленные:
на формирование знания учебного материала
1
Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)
2
Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)
3
Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них
4
Найдите в тексте возможные ошибки
5
Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д.
На формирование понимания изучаемого материала
1
Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу
2
Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либо задания
3
Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок)
4
Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.
5
Составьте вопросы по данному материалу, теме
6
Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем», «Почему» и т.д.
На формирование умений и навыков
1
По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания
2
Выделите для себя из текста полезные новые знания
3
Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность
4
Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …».
На развитие внимания
1
Продолжите предложенный текст
2
Задайте вопросы по данному тексту
3
Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице
4
Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д., расположите их в определенном порядке
На развитие мировоззрения
1
Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т.д.
2
Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала.
В данной работе я хочу представить модели заданий, направленные на развитие общеучебных умений и навыков, а значит и на развитие естественнонаучной грамотности учащихся, которые я использую на уроках в курсе «Биология. Живой организм. 6 класс».
Развивающие задания смоделированы мною в соответствие с выше представленной таблицей.
При составлении заданий я опиралась на основные требования к уровню подготовки учащихся 6 класса, представленных в программе. При этом учитывала возрастные особенности шестиклассников. Психолого - педагогические особенности, как отдельного ученика, так и класса в целом.
Хочу остановиться на том, как я использую данные модели на уроках.
Модели заданий, направленные на развитие естественнонаучной грамотности, используемые в курсе «Биология. Живой организм. 6 класс».
Модель №1.
Задания, направленные на формирование знания учебного материала.
Формирование знаний – сложный психолого – педагогический процесс. В нем можно выделить следующие основные дидактические компоненты:
Восприятие и осознание учебного материала;
Осмысление объективных отношений между предметами и явлениями и раскрытие их внутренней сущности;
Запоминание;
Обобщение и систематизация
Усвоение знаний учащимися – целостный процесс. Все его компоненты тесно взаимосвязаны. Поэтому в реальном процессе трудно вычленить отдельные его звенья: все компоненты переплетаются. Однако на отдельных этапах этого процесса может преобладать восприятие и осознание, осмысление и запоминание, обобщение и систематизация.
Под формированием знаний понимается учебно – познавательная деятельность, направленная на сознательное и прочное овладение понятиями, принципами, законами, теориями и другими формами знаний, способами выполнения действий и превращение их в личное достояние каждого ученика.
Формирование знаний осуществляется различными методами и приемами. В том числе, я использую соответствующие задания.
Задания модели №1 применяю на следующих типах уроков:
Урок изучения нового материала;
Комбинированный урок;
Урок совершенствования знаний умений и навыков.
При этом использую фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. При выборе формы учитываю психолого – педагогические особенности класса и каждого ученика, уровень познавательной активности, а также багаж знаний умений и навыков учащихся. Для учеников с низким уровнем познавательной активности использую задания типа: «Какие утверждения верны…» или «Определите верно, или ложно данное утверждение». Если класс слабый в целом, провожу работу фронтально с обязательным обсуждением каждого положения. Для сильных учеников даю задания: «Верно, ли составлена таблица (схема)». Этот тип заданий требует от ребят умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Особенно хорошие результаты дает групповое выполнение таких заданий, так как в группах одновременно работают ученики с разным уровнем познавательной активности и это дает возможность проявить себя каждому. Трудно даются задания, связанные с работой с текстом, например: «Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них». Поэтому, вначале, я предлагаю выполнить это задание фронтально, через некоторое время начинаю давать аналогичные задания в группах, а затем и индивидуально. Ниже я приважу примеры заданий, направленных на формирование знаний, которые я использую в курсе: Биология. Живой организм. 6 класс».
Задание №1 (Использую при прохождении темы «Фотосинтез»).
Определите, истинно или ложно данное соответствие:
Тип питания – воздушное (фотосинтез).
Орган – лист.
Ткань – основная.
Клетки – столбчатые.
Структуры – хлоропласты.
Вещества – минеральные.
При прохождении темы «Строение семян и их функции» предлагаю следующее задание:
Задание №2
«Определите, верно, ли составлена данная схема:
Семя
После прохождения темы «Дыхание» можно предложить следующий тест:
Задание№3
Какие утверждения верны?
1) Все живые организмы дышат.
2) Дышат только животные.
3) Газообмен в листьях происходит через устьица.
4) Одноклеточные организмы дышат всей поверхностью тела.
5) Чечевички – органы дыхания плоских червей.
6)Трахейное дыхание характерно для насекомых.
7) Жабрами дышат только рыбы.
8) Легкие имеют только рыбы.
9) Человек дышит легкими и кожей.
При изучении признаков двудольных и однодольных растений предлагаю следующее задание:
Задание№4
«Верно, ли составлена таблица?»
Характерные признаки двудольных и однодольных растений.
Признаки
Однодольные
Двудольные
Число семядолей в зародыше
1 семядоля
2 семядоли
Жилкование листьев
Параллельное, дуговое
Сетчатое
Корневая система
Стержневая
Мочковатая
Полезными с точки зрения развития общеучебных умений, формирования знания учебного материала, считаю задания, связанные с работой с текстом.
Задание №5
Найдите в тексте ключевые слова: «Любой вегетативный побег состоит из осевой части – стебля, имеющей обычно цилиндрическую форму, и листьев, плоских боковых органов, сидящих на оси. Ни стебель без листьев, ни листья без стебля образоваться не могут. Обязательной принадлежностью побега являются почки – зачатки новых побегов.
Задание №6
Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них.
« Скелет позвоночных животных образован костями, сухожилиями и связками. Кости обладают большой прочностью. Так, большая берцовая кость человека может выдержать груз в 1250 кг. Кости состоят из органических и неорганических веществ, такое сочетание делает кость крепкой и достаточно упругой. Кости соединяются в скелете неподвижно, с помощью швов (например, в черепе), и подвижно – суставами. Связки – это особые образования, состоящие из соединительной ткани, которые связывают кости между собой в сочленениях – суставах. Сухожилия также образованы соединительной тканью; они прикрепляют мышцы к костям».
Используя этот же текст, можно предложить учащимся найти в нем основные понятия темы. Данный прием поможет в решении основных задач – формирование знаний и развитие естественнонаучной грамотности учащихся.
Можно также предложить ученикам найти дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии, справочнике.
Модель №2
Задания, направленные на формирование понимания изучаемого материала.
Кроме данного типа заданий, я использую задания, направленные на формирование понимания изучаемого материала. Понимание – один из сложнейших компонентов учебно – познавательного процесса, существенным признаком которого является направленность деятельности учителя и учащихся на раскрытие объективных связей и отношений в объектах реального мира, выявление сущности предметов и явлений. Понимание также может выражаться в выявлении значения отдельных слов и внутреннего, иногда скрытого смысла суждений.
Данный тип заданий использую на следующих уроках:
Урок изучения нового материала;
Комбинированный урок;
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Применение заданий основано на принципах учета возрастных и психолого – педагогических особенностей учащихся, после того, как сформирован определенный уровень знаний. Данный тип заданий дает хорошие результаты в классах с высоким или средним уровнем познавательной активности. Здесь возможны различные формы использования задач: индивидуальные, групповые и т.д. В классах с низким уровнем познавательной активности, данные задания уместнее давать фронтально или в качестве домашнего задания. Дома, посмотрев соответствующую литературу, выбрав необходимую информацию, ребята успешно справляются с поставленной перед ними задачей. У них появляется интерес к процессу решения, и они пытаются работать с такими заданиями уже и на уроках.
Далее считаю необходимым, привести примеры заданий, направленных на формирование понимания изучаемого материала.
При прохождении темы: «Дыхание растений», даю задание на понимание связи процессов воздушного питания и дыхания растений.
Задание №1
Прочитайте словами (расскажите) данную символическую информацию (схему, таблицу, рисунок и т.д.).
кислород
Фотосинтез углекислый газ Дыхание
Органические вещества
При прохождении темы: «Половое размножение растений», даю задание на понимание, связанное с работой с текстом.
Задание №2
Перекодируйте известную информацию в виде схемы (таблицы, рисунка).
«Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. При перекрестном опылении пыльца с тычинок цветка переносится на рыльце пестика цветка другого растения. Различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения. Насекомоопыляемые растения имеют красивые, яркие цветки или мелкие цветки, собранные в соцветия. Обычно они богаты нектаром, пыльцой, обладают приятным запахом.
У ветроопыляемых растений мелкие, невзрачные цветки, собранные в соцветия. Пыльца у них сухая, мелкая, легкая».
Для успешного решения поставленной задачи, предлагаю учащимся следующее начало схемы:
Опыление
Очень нравится шестиклассникам самим задавать вопросы, выступать в роли учителя. Поэтому на своих уроках я использую следующий тип заданий, направленных на формирование понимания изучаемого материала:
Задание№3
Учащимся предлагается следующая информация: «…Корни могут служить для запасания воды, что особенно хорошо видно на примере некоторых тропических орхидных. Наружная часть коры свисающих вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных и пустых клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая в них и хранится, и по мере необходимости используется растением.
У некоторых мангровых деревьев на стволах, на высоте прилива, развиваются корни, которые растут вниз и укрепившись в почве, прочно удерживают растения в мягком иле. Это ходульные корни. Они нередко встречаются и у деревьев, произрастающих на болотах, у ряда пальм, некоторых трав тропического леса и даже у кукурузы. Но наиболее эффектны ходульные корни знаменитого баньяна. Многочисленные придаточные корни баньяна растут вниз, укореняются и развивают собственную корневую систему. Благодаря этому одно дерево баньяна разрастается в целую рощу, которая может занимать площадь в несколько сотен квадратных метров».
Составьте 5 -6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».
Можно попросить ученика прокомментировать выполнение этого или любого другого задания. Данный прием помогает формировать понимание изучаемого материала, формирует общеучебные умения, а значит и грамотность.
Модель №3.
Задания, направленные на формирование умений и навыков.
Много внимания на уроках я уделяю формированию у учащихся умений и навыков. Изучив соответствующую литературу [7,8], я выяснила, что навык является компонентом сложного умения, основной признак которого – частичная автоматизированность движений. Умение определяется как использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью. Умение представляется, как способность выполнять сложное комплексное действие или готовность человека к выполнению сложных действий на основе усвоенных знаний, навыков и практического опыта. Таким образом, навыки являются составными компонентами умений. Умения в своей основе являются творческими действиями.
Умения и навыки я формирую на основе выполнения определенной системы упражнений. Считаю необходимым дать представление о последовательности упражнений и их соответствие целям и задачам обучения на различных этапах усвоения навыков и умений.
Последовательность упражнений в процессе усвоения учащимися навыков и умений. [8,11].
Дидактическая цель
Виды упражнений
Актуализация опорных знаний и навыков.
Усвоение знаний (правил, понятий).
Первичное применение знаний.
Овладение навыками в стандартных условиях.
Творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение умений).
Контроль, коррекция и оценка навыков и умений.
Подготовительные упражнения.
Вводные упражнения (познавательные).
Пробные упражнения.
Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции).
Творческие упражнения.
Контрольные упражнения.
Данный тип заданий я применяю на следующих типах уроков:
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Урок обобщающего повторения.
В основе использования заданий лежат принципы, перечисленные выше (см. модель №1,2).
Приведу примеры таких заданий.
Вводные упражнения применяю для того, чтобы создать у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формулирования соответствующего правила.
Задание №1.
Процессы выделения играют важную роль в организме, поддерживая постоянство химического состава и объема жидкостей внутренней среды. Механизм выделения у организмов разный. Как этот процесс осуществляется у одноклеточных? Грозит ли пресноводным простейшим опасность в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?
Пробные упражнения – это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Я использую их тогда, когда новый материал усвоен еще непрочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении. Выполнение таких заданий идет под строгим контролем со стороны учителя, как правило, фронтально.
Задание №2.
Найдите биологические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность.
Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала.
На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик.
Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От пробных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы, а также большим разнообразием заданий, сложность и трудность выполнения которых постепенно возрастает. Для тренировочных заданий использую готовые материалы, где специально подбираю слова, предложения, целые тексты, практические задания, которые должны выполнить учащиеся.
Задание №3.
Учитель взял два стакана. В один насыпал на 1/3 сухих семян, а в другой столько же семян того же растения, но прорастающих. Поставил в стаканы термометры, закрепил их вертикально ватой, отметил, что температура одинаковая, и оставил до следующего дня.
Пронаблюдав действия учителя, сделайте записи, в которых отразите цель опыта, материалы и оборудование для его проведения, методику постановки, наблюдения за ходом опыта, учет результатов. Запишите предположительные выводы и сравните их с полученными по окончании опыта, сформулированными в классе. Запишите верные выводы. Попробуйте провести подобный опыт. Какие знания вам пригодились при выполнении данного задания.
Творческие упражнения по своему содержанию и методам или приемам выполнения приближаются к ситуациям, которые могут возникнуть в жизни каждого человека. Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умения успешно ориентироваться в жизни.
Задание №4.
Для прорастания семян ржи воды требуется 85% от их массы, пшеницы – 69%, кукурузы – 49%, а клевера красного – 145%.
Подсчитайте, сколько потребуется воды для прорастания 25 кг каждого названного растения и для прорастания всех их вместе взятых. Выделите для себя из процесса решения полезные новые знания.
Модель №4.
Задания, направленные на развитие внимания.
Согласно педагогической энциклопедии [7], внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности, обязательное условие продуктивности всякой сознательной деятельности. Особенно велика его роль в познавательной деятельности, в частности учебной. Непонимание учебного материала, плохое запоминание его, ошибки при выполнении заданий часто вызываются недостатками внимания учащихся. Поэтому так важно развивать внимание.
Важнейшим средством развития внимания служит вся организация учебной деятельности школьников. Необходимо, чтобы ученик осознал значение обучения и ту роль, которое внимание играет в учебном процессе, чтобы у него возникал интерес не только к самой деятельности, но и к ее результатам. Следует предъявить ученику четкие требования, учитывая, что предлагаемая работа должна быть ему посильна, но не слишком легка. Правильная организация урока, предусматривающая вовлечение в работу всех учащихся, способствует развитию внимания. При этом необходимо помнить, что существенную роль в отвлечении внимания играет утомление, возникающее как от трудной, так и от однообразной работы. Поэтому на уроках я использую разные виды работы, в том числе и особые виды заданий. Учитываю индивидуальные особенности учащихся и состояние их здоровья.
Задания, направленные на развитие внимания, я использую на всех типах уроков. При этом применяю различные формы работы. Ребята с высоким уровнем познавательной деятельности интересны такие задания. Они достаточно легко с ними справляются. Слабым ученикам они даются с трудом, поэтому в классах с низким уровнем познавательной активности эти задания решаем фронтально или в группах. Предлагаю такие задания и в качестве индивидуального домашнего задания.
Ниже приведены задания, направленные на развитие внимания учащихся.
Задание №1
Дан перечень некоторых понятий. Расположите их в определенном порядке:
Телофаза Клетка
Метафаза Орган
Профаза Организм
Анафаза Ткань
Задание №2
- Рост, развитие, размножение…. Продолжите данный ряд. Что в нем перечисляется?
Задание№3
Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.
Фотосинтез протекает в (хлоропластах, митохондриях). При этом углекислый газ (поглощается, выделяется), кислород (поглощается, выделяется), а органические вещества (расходуются, накапливаются) и масса растения (увеличивается, уменьшается). При фотосинтезе растение (накапливает, расходует) энергию, необходимую для его жизнедеятельности. Задайте вопросы по данному тексту.
Задание№4
Найдите ошибку в определении:
Питание – это процесс переваривания пищи.
Пищеварение – это процесс механической переработки пищи.
Ферменты – это особые белки, способствующие выделению.
Особое внимание на уроках биологии необходимо уделять заданиям, направленным на формирование мировоззрения.
Модель №5.
Задания, направленные на развитие мировоззрения.
Мировоззрение – это система наиболее общих взглядов на мир и человека, на отношения между человеком и миром. Мировоззрение определяет жизненную позицию, программу личности, идеалы, убеждения, интересы и ценности. В конечном счете, оно обусловливает линию поведения людей. [9].
Мировоззрение личности развивается с самых первых этапов ее самопознания. До усвоения системы теоретических знаний в нем преобладают элементы мироощущения и мировосприятия, сцементированные эмпирическими знаниями и опытом повседневной жизни. По мере развития личности эмпирические понятия заменяются теоретическими, которые развиваются в соответствующие теории.
С первых этапов изучения фундаментальных теоретических концепций необходимо постепенно, сначала без явного употребления философской терминологии, а потом с опорой на нее, доводить теоретические знания до уровней научной картины мира и мировоззрения.
Исходя из вышесказанного, считаю необходимым включать в уроки шестиклассников задания, направленные на формирование мировоззрения, а значит и естественнонаучной грамотности. Данный тип заданий я использую на уроках комбинированных или уроках обобщающего повторения, так как для решения заданий этого типа необходимы и знание материала, и его понимание, и сформированные определенные умения и навыки. Такие задания часто использую в качестве индивидуального домашнего задания. Особенно интересны такие упражнения для ребят с высоким уровнем познавательной активности. Они успешно решают задания, как в группах, так и индивидуально.
В классах с низким уровнем познавательной активности использование таких заданий ограниченно, но возможно, особенно, используя фронтальную форму работы.
Приведу примеры заданий, направленных на формирование мировоззрения.
Задание №1
На примере любого комнатного растения или любого домашнего животного докажите, что это целостная система.
Составьте экологическую сказку на тему «Растение (животное) – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих воздействий.
Задание №2
Объясните с научной точки зрения, почему семенное размножение получило преимущества в ходе эволюции.
Задание №3
Особенности обмена веществ и энергии у животных, сложность данного процесса заставляют нас рассматривать его на основе взаимосвязанного функционирования всех систем органов позвоночных животных. Докажите это с помощью схемы.
Задание №4
« Артериальная кровь бьет по сосудам ключом, а венозная сочится.» Обоснуйте это утверждение с научной точки зрения.
Задание №5
Известный географ и путешественник А. Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый. Выскажите свою точку зрения на данное утверждение.
Задание №6
У органов растения идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу». Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает более метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю». «А мы, - говорит корень, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя , стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу под воду». «Нет ничего лучше и полезнее меня, - говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!». А плод говорит: «А я…, а я…». Словом тоже стал утверждать свое превосходство.
А как вы, ребята думаете: кто из них для растений самый главный? Ответ обязательно обоснуйте.
Кроме этого, для формирования мировоззрения необходимо включать в урок решение прикладных задач.
Задание №1
Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте.
Задание №2
Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы.
Задание №3
Объясните с научной точки зрения, почему нельзя употреблять в пищу старые грибы.
Задание №4
Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева. У одного мыши повредили кору частично, у другого зайцы обгрызли ствол «кольцом». Какое дерево может погибнуть? Что необходимо сделать, чтобы спасти его?
Задание № 5
Известно, что семена сои являются рекордсменами среди семян по содержанию белка – 40%. Подсчитайте, сколько процентов белка содержится в семенах пшеницы, ржи, ячменя и овса, если в них его в 4 раза меньше, чем в сое; у гороха, бобов, вики, чечевицы и люпина белка почти на 10% меньше, чем в семенах сои; в семенах льна его в 2 раза, меньше, чем в сое, подсолнечника – в 2 раза больше, чем в семенах овса. Какое значение имеет содержание белков в семенах для растения и для человека?
Задание №6.
Учитель сказал ученику, что тот слабо усвоил раздел «Корень». Ученик ответил: «Знания о корневых системах необязательны, они не имеют практического значения». Прав ли ученик? Почему?
Задание №7
Хозяйка выращивала комнатные растения в глиняных горшках на подоконнике. Чтобы горшки были красивыми и не портили интерьер комнаты, она покрасила их масляной краской. Правильно ли она поступила? Почему?
Задание №8
К. А. Тимирязев писал: « В сущности, что бы не произвел сельский хозяин или лесовод, - он, прежде всего, производит хлорофилл и уже через посредство хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т. д.». Какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа?
Задание №9.
На спиленной сосне было замечено, что годичные слои представляют собой не кольца, а овальные фигуры, вытянутые фигуры, вытянутые в одну сторону. Где росла эта сосна: в лесу среди деревьев, на открытом месте или на опушке леса?
Задание №10
Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли,
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!
В. Солоухин.
От чего зависит окраска цветков растений?
Задание №11
Розы, срезанные в бутоне, поставили в вазу с водой. Через некоторое время бутоны роз раскрылись. Почему?
Задание №11
Народная мудрость гласит: «Нет сада без пасеки, а плодов – без пчел». Докажите или опровергните данное утверждение.
Задание №12
В сентябре 1940 г. в Британском музее произошел пожар. При его тушении вода попала на семена шелковой акации, которые были собраны в 1793 г. Семена, пролежавшие 147 лет, проросли. Что является причиной сохранения в течение многих лет всхожести семян.
Задание №13
Каков биологический смысл пословицы: « от худого семени не жди доброго племени».
Я уверена, что использование данных или аналогичных моделей заданий способствует развитию общеучебных умений и навыков, а значит и формированию естественнонаучной грамотности.
Хочется подвести некоторые итоги использования данных моделей заданий на своих уроках:
Каждую модель использую на определенном типе урока.
Учитываю возрастные особенности учащихся.
Учитываю психолого – педагогические особенности как класса в целом, так и каждого ученика в отдельности.
Для решения заданий использую фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. [8,10].
Формирование общеучебных знаний, умений и навыков на различных типах уроков.
Тип урока
Знание
Понимание
Умения и навыки
Внимание
Мировоз -
зрение
Комбинированный
+
+
+
+
+
Изучение нового материала
+
+
+
Совершенствование знаний, умений и навыков
+
+
+
+
Обобщающего повторения
+
+
+
Для измерения уровня владения общеучебными умениями и навыками, считаю необходимым использование особых видов заданий.
Анализируя соответствующую литературу[2,4], я познакомилась с основными подходами к конструированию таких заданий. В них учитываются умения, которые необходимо проверить, а также, что дано в задании и что нужно определить.
Данные подходы представлены в виде таблицы.
Основные подходы к конструированию заданий для оценки естественнонаучной грамотности.
Что дано в задании
Что нужно определить
Умение: распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами.
Описание исследования или процедуры сбора и сравнения данных
Выбрать (из предложенных) или сформулировать гипотезу или идею, которая проверялась (или могла проверяться)
Описание ситуации, в которой можно получить ответы на поставленные вопросы (проблему), используя научное исследование.
Сформулировать вопрос (проблему), на который можно получить ответ, используя научное исследование.
Несколько вопросов (гипотез), вытекающих из поставленной ситуации или соответствующих данной ситуации.
Выбрать вопрос или вопросы, на которые можно получить ответ, используя научное исследование.
Умение: выделять информацию, необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов при проведении научного исследования.
Данные (результаты эксперимента или наблюдения), на основе которых можно сформулировать вывод.
Сделать вывод, соответствующий имеющимся данным.
Умения: делать выводы (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации.
Данные и выводы, которые могли быть сформулированы на их основе.
Выбрать один из выводов, который соответствует имеющимся данным, и дать обоснование или объяснение.
Данные (результаты эксперимента или наблюдения) и вывод на их основе.
Привести причину или причины, объясняющие, почему имеющие данные подтверждают или опровергают вывод.
Ситуация, в которой могут быть сделаны различные выводы или заключения или которая требует интегрированного анализа информации для подтверждения вывода или предложенных рекомендаций;
Описание группы людей, конкретной аудитории, для которой предназначены эти выводы или рекомендации.
Привести аргумент, который ясно выражен и предназначен для данной аудитории, и который подтверждается.
Умение: демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий.
Ситуация, в которой требуется прогноз, объяснение или дополнительная информация.
Дать объяснение, прогноз или дополнительную информацию, основанные на понимании естественнонаучных понятий или дополнительной информации, не имеющейся в задании.
Считаю целесообразным, привести примеры таких заданий.
Умение: распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами.
Задание №1.
В последнее время все чаще появляются сообщения о возможном существовании жизни на Марсе. Если какие – то формы жизни там встречаются, то какими признаками они должны обладать? Если жизнь на других планетах только зарождается, может ли она быть представлена исключительно вирусами – самой простой из известных форм жизни? Поясните свою точку зрения.
Задание №2.
Во втором подвиге Геракла описывается его встреча с лернейской гидрой: «Как вихрь, свистела в воздухе палица; слетали головы гидры, но гидра все – таки была жива. Тут Геракл заметил, что у гидры на месте каждой сбитой головы…». Что заметил Геракл? Как он решил эту проблему? Дайте биологическое обоснование этому эпизоду мифа. Приведите примеры сходных сюжетов из народных сказок.
Задание №3.
Среди декоративных растений, выращиваемых человеком, преобладают насекомоопыляемые, но легко размножающиеся вегетативным путем, Как вы думаете, с чем связан такой выбор человека?
Умение: Выделять информацию, необходимую для нахождения доказательства или подтверждения выводов при проведении научного исследования.
Задание №1.
Существуют факты, свидетельствующие о единстве происхождения всех живых организмов. Приведите их.
Задание №2.
Вы знаете, что клетка – структурная и функциональная единица живого организма. Можно ли считать отдельные органоиды (митохондрии, пластиды и т.д.) структурными и функциональными единицами жизни?
Задание №4.
Клетка – элементарная единица жизни. Существование вирусов подтверждает или опровергает этот факт?
Умение: делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации.
Задание №1.
Какой вывод можно сделать из следующих фактов:
Все живые организмы состоят из клеток;
В состав всех живых организмов входят минеральные (вода, минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты) вещества.
Задание №2.
Члены школьного кружка «Юный биолог» заложили следующий опыт.
На дно небольшой банки они поместили проросшие семена гороха. Добавили воды, чтобы семена не высохли.
Плотно закрыли банку крышкой и поставили в теплое, темное место на 3 дня. Для контроля рядом поставили, пустую банку с плотно закрытой крышкой.
Спустя 3 дня проверили наличие в банках кислорода. Для этого опустили горящую лучинку по очереди в каждую банку. В пустой банке лучинка продолжала гореть, а в банке с семенами быстро погасла. Это произошло потому, что:
В банке высокая влажность;
Кислород успел улетучиться;
Семена, как и все живые организмы, дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ, который не поддерживает горения.
Выберите вывод, который вы считаете верным. Объясните свой выбор.
Ученый – химик Джозеф Пристли провел следующий опыт. Он посалил под стеклянный колпак мышь. Довольно быстро животное погибло. Тогда экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, но уже вместе с веткой мяты. Этот опыт был поставлен в 1771 году. Так его описывает автор: «Через восемнадцать дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на два дюйма…».
Сделайте выводы из данной ситуации. Приведите аргументы в пользу ваших выводов, учитывая аудиторию в которой вы находитесь.
Умение: демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий.
Задание №1.
Ежегодно в процессе фотосинтеза образуется 150 млрд. тонн органического вещества и выделяется около 200 млрд. тонн кислорода. Благодаря фотосинтезу на Земле есть питательные вещества для всех животных (в том числе и человека), грибов, бактерий, атмосфера имеет защитный озоновый слой и нужное содержание углекислого газа, что предотвращает перегрев Земли.
Представьте, что однажды все растения на Земле исчезли. Что ждет все живое на нашей планете? Почему?
Аналогичные задания разработаны по всем курсам биологии основной школы (см. приложения).
На своих уроках я успешно использую данные модели заданий.
Результаты контрольных проверок показали, что использование заданий действительно способствуют повышению качества знаний по предмету. Растет уровень сформированности общеучебных знаний, умений и навыков, способность применять данные умения и навыки для решения реальных проблемных ситуаций (см. приложения).
Заключение.
В заключении мне хочется подвести некоторые итоги своей работы.
В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний, умений и навыков, учитель должен научить ученика использовать свои знания в повседневной жизни, выделять в реальной жизни проблемы, которые можно решить с помощью научных методов. Научить школьников делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и для принятия соответствующих решений. Только обладая всеми перечисленными умениями, выпускник может стать успешным во взрослой жизни, сможет достичь поставленных целей.
Каждый учитель, работающий в современной школе, обязан научить этому своих учеников. Стремлюсь к этому и я.
Целью своей работы я считаю – развитие таких умений, которые способствуют успешности моих учеников в повседневной жизни.
Мною была выдвинута гипотеза, согласно которой разработанный перечень заданий будет способствовать повышению качества образования, целенаправленному обучению школьников умениям применять знания для решения реальных проблемных ситуаций, связанных с разнообразными аспектами окружающей жизни.
Для решения поставленной цели я проанализировала уровень естественнонаучной грамотности учащихся в рамках международного исследования. Выявила причины невысоких результатов сравнительных международных исследований. Разработала содержание заданий по курсу: «Биология, Живой организм. 6 класс», направленных на формирование у учащихся умения выходить за рамки учебных ситуаций, то есть способствующих развитию общеучебных умений и навыков, а значит и формирующих естественнонаучную грамотность учащихся.
Задания, разработанные мною, направлены:
На формирование знания учебного материала;
На формирование понимания изучаемого материала;
На формирование умений и навыков;
На развитие мировоззрения.
Основные методы исследования для решения поставленных задач анализ содержания психолого – педагогической и методической литературы; экспериментальная проверка.
Как показывает проведенный мониторинг, мне удалось повысить уровень общеучебных умений, навыков учащихся, а значит и естественнонаучную грамотность моих учеников (см. приложение №6). Кроме этого возросло и качество знаний учащихся.
Надеюсь, что мои ученики овладеют не только академическими знаниями, умениями и навыками, но и смогут использовать их в своей повседневной жизни.