В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь или другой добрый молодец, доехав до распутья, читает на камне: “Вперед поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься”. А дальше уже говорится, как он выходит из того положения, в которое попал в результате выбора.
Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Эти пути и варианты складываются в самые разнообразные комбинации. В этом нам может помочь раздел математики, именуемый комбинаторикой.
- Что изучает комбинаторика?
Решитьзадачу. Служитель зоопарка должен дать зайцу два различных овоща. Сколькими различными способами он может это сделать, если у него есть морковь, свёкла и капуста? Ученики объясняют решение.
- Сколько способов получилось?
-Важенлиздесьпорядокрасположенияовощей?
Разберем домашнюю задачу. Сколькими различными способами можно выбрать два различных цветка, если есть васильки, маки, ромашки и тюльпаны?
-Сколькимиспособамиможновыбратьцветок?
-Важенлиздесьпорядоквыборацветка?
Вывод: порядок выбора цветка не имеет значения.
-Какойспособрешениякомбинаторныхзадачвамизвестен?
-Какимспособоммырешилиэтузадачу?
Слушают,отвечают на вопросы (актуализируют знания), оценивают предложение учителя, определяют смысл предстоящего поиска.
Актуализируют необходимые установки,
сравнивают,
вспоминают,
аргументируют (объясняютрешениезадач).
Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.
(личностные)
Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям.
(регулятивные)
3.
Целеполагание
Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.
Часто процесс перебора удобно осуществлять путем построения специальной схемы – так называемого дерева возможных вариантов. Это название принято потому что, такая схема, как вы увидели, действительно напоминает дерево, правда расположенное «вверх ногами» и без ствола, только с «веточками».
Записать дерево перебора в тетрадь.
- Важен ли здесь порядок выбора цифр?
Регламентирует,оцениваетикорректирует исследовательские действия учащихся, помогает обобщить полученные результаты.
Учащиеся выполняют задание, анализируют и высказывают свои выводы.
Систематизируют выявленные закономерности.
Определяют,что предстоит:
уметь (решать комбинаторные задачи с помощью построения дерева возможных вариантов).
Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей.
(познавательные)
Планировать необходимые действия, действовать по плану.
(регулятивные)
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
(познавательные)
5.
Физкультмнутка
Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На 4 – руки шире,
5 – руками помахать.
6 – на место тихо сесть.
6.
Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений).
Составлениепланарешениязадачи
Работавпарах
Задача 4. Государственные флаги некоторых стран состоят из трёх горизонтальных полос разного цвета. Сколько существует различных вариантов флагов с белой,синейикраснойполосами?
Составьте различные варианты флагов (при этом у 1 группы на первом месте – красная полоса, у 2 – синяя, у 3 – белая).
Постройте дерево возможных вариантов выбора полос (сначала строят самостоятельно, затем, если у кого-то возникают трудности – вызывается ученик к доске).
Выявляет возникающие затруднения, организует соответствующие рефлексивные действия учащихся.
Выполняютработувгруппах. При необходимости обращаютсязапомощью.
Анализируют и высказывают свои выводы
Поиск и выделение необходимой информации. (познавательные)
Планировать необходимые действия.
(регулятивные)
7.
Домашнеезадание
№ 845, 855, 815.
Наставляет на выполнение домашней работы
8.
Подведениеитоговурока,оцениваниезнаний
Рефлексия
Беседа с учащимися
Обратная связь
Обобщает все выше сказанное, делает совместно с обучающимися выводурока.
Выделяет положительные и отрицательные стороны урока
Вспоминают,актуализируют необходимые установки.
Аргументируют
Делают выводы
Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
На: Лот № 2. Тема занятия "Логика перебора. Дерево возможных ва
Доброго времени суток Виктория Андреевна. Вы пропишите название программного обеспечения, в котором создали презентационный материал.