Submitted by Марьяна Янчева on Tue, 07/04/2015 - 20:19
Ход урока.
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Ребята, вы любите читать сказки? Я вам предлагаю разгадать кроссворд о сказочных героях. Разгадав, кроссворд у нас получится ключевое слово. Оно и будет темой нашего урока.
Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин — мальчик Робин,
И приятель Пятачок.
Для него прогулка — праздник,
И на мёд — особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок...Винни Пух
Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола».Золушка.
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но пришла беда нежданно
Этот дом сгорел дотла! Кошкин дом
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный…(Колобок).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор...Айболит.
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Кто герой её — мальчишка? Буратино
- Какое ключевое слово у нас получилось? Пушкин. Кто такой Пушкин? Сегодня мы с вами познакомимся с известным писателем А.С. Пушкиным. С его произведениями.
Работа по теме урока.
Биография. А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
Прошли годы, А. С. Пушкин стал поэтом, он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.
Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок.
- Ребята, вы знаете сказки А.С. Пушкина? Сейчас мы это проверим. Работа по слайдам. Дети вспоминают сказки А.С. Пушкина.
Музыкальная физкультминутка.
Продолжение по теме урока.
- Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за ней, много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. У этой поэмы есть вступление. Сегодня мы будем его читать
(Первичное чтение текста учителем).
Словарная работа.
У лукоморья – у морского залива.
На неведомых – на незнакомых.
Дол – то же, что и долина.
Видений полны - много призраков.
Брег – берег.
Чредой – по очереди.
Пленяет – берёт в плен.
Чтение текста учеником. Чтение по цепочке.
Работа с текстом поэмы. Сопоставление с картинками.
Инсценировка.
У Лукоморья
Дуб
Знакомьтесь, я тот дуб зелёный,
Златая цепь на мне висит.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит, цепью всё гремит!
Кошка
Не кот, а кошка, между прочим,
А Пушкин просто был поэт.
Он не зоолог, это точно,
И для него различий нет,
Что кот, что кошка молодая…
А я два века уж страдаю!
Русалка
Поэтом был великим Пушкин,
Но няню доброй звал подружкой
И выпить кружку предлагал.
Что там он в кружку наливал?
Об этом вам я не скажу,
Но вот я на ветвях сижу,
Хоть в море я должна резвиться.
Как я мечтаю утопиться!
Там 30 витязей прекрасных,
А здесь проходит жизнь напрасно.
Царевна
Подумаешь, сидит на ветке,
А я вот - за решёткой, в клетке,
В темнице 200 лет сижу
И с бурым волком лишь дружу!
Баба-яга
А у меня беда с избою-
Идёт, бредёт сама собою.
Кругом невиданные звери,
Вдруг поцарапают мне двери!
Ах, бедная моя избушка!
Ну, попадись мне, дядя Пушкин!
Пушкин
Меня вы звали? Я пришёл!
Дуб
Отец родной!
Русалка
Ты нас нашёл!
Баба-яга
Я все претензии снимаю,
Подумаешь, изба гуляет!
Кошка
А я согласна быть котом!
Царевна
А мне темница - отчий дом!
Ты только нас тут не бросай,
Живи здесь, сказки сочиняй!
Пушкин
Тут без меня поэтов много,
А мне пора идти в дорогу-
Хочу Дантесу сдачи дать.
А вам желаю не скучать
И сочинять стихотворенья.
Прощайте! Всем моё почтенье!
Рефлексия.
- Скажите, что у вас сегодня на уроке получилось хорошо, легко? А что не получилось? Почему?
Подведение итогов урока.
- С каким автором мы с вами познакомились? Какое произведение читали на уроке? Назовите героев этого произведения?
Домашнее задание. Читать выразительно вступление поэмы. По желанию можно выучить отрывок наизусть.