автор: Юсупова Наталья Ивановна - старший воспитатель МАДОУ ЦРР ДС №408 г. Челябинска
Для методистов дошкольных организаций
Цели: формирование необходимых качеств личности для эффективного использования инфокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; подготовка личности готовой к деятельности в информационном обществе; формирование исследовательских навыков, высокого уровня общей и информационной культуры; формирование умений работать в коллективе, принимать оптимальные решения, брать на себя ответственность в процессе проектной деятельности учащегося в условиях информатизации образования.
методическая литература
- Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
№
|
Структура
|
Описание
|
Слайд
|
|
Актуальность
|
В наши дни тема информационных технологий в образовании является одной из самых актуальных, вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационному обществу. Развитие любой страны зависит не только от природных и физических, но, прежде всего от информационных ресурсов. Одним из самых доступных средств в данном случае является использование компьютерной техники и сети Интернет. Средства информационных и компьютерных технологий позволяют автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют педагоги и методисты в педагогической деятельности.
Современный период развития цивилизованного общества по праву называют этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства, повышающим его эффективность и наукоёмкость, становится сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий. Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации воспитательно - образовательного процесса.
|
слайд № 2,3
|
2
|
Требования
|
Требования к профессиональной деятельности современного педагога на основании ФГОС, квалификационных требований.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт ДО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) необходимо проведение ряда мероприятий, среди них отмечены следующие направления:
- создание информационного обеспечения введения ФГОС;
- создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС, является постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
Необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС.
При повышении квалификации работников образования должны применяться формы и методы, в том числе основанные на использовании информационных коммуникационных технологий, позволяющие провести качественное обучение большого контингента в достаточно сжатые сроки.
Стандарт предъявляет существенно новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса, связанные, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Несоблюдение данных требований не обеспечит в полной мере реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы.
Мы понимаем, что в этих условиях кардинально должны измениться требования к современному педагогу.
Изучив квалификационные требования к педагогу, на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования"», можно отметить, что требования, предъявляемые к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.
Все это обязательно требует изменений в профессиональной подготовке педагога и оборудовании его рабочего места.
Реализация ФГОС, предъявление новых требований к профессиональной компетенции педагогов в современных условиях ставит на повестку дня качественно новую задачу, формирование открытого, интегрированного, единого информационно-образовательного пространства.
|
|
3
|
Анализ готовности
|
Анализ готовности педагогического коллектива к работе с ИКТ (изучение потребностей, анкетирование).
Для того чтобы образовательное учреждение было конкурентоспособным в современных условиях, необходимо уделить большое внимание подготовке педагогических кадров, для обеспечения образовательного процесса высококвалифицированными, ИКТ- компетентными педагогами-специалистами. Создания для педагогов полного оснащения учебно-воспитательного процесса новейшими учебно-методическими комплексами и передовыми педагогическими технологиями, которые выдвинуты требованиями новых образовательных стандартов, квалификационными требованиями по подготовке кадров,
Мы провели анализ готовности педагогических кадров МАДОУ к применению ИКТ в образовательном процессе и профессиональной деятельности.
На сегодняшний день в ДОУ работает 32 педагога. Среди педагогов был проведен опрос, на каком уровне они владеют ПК. Результаты опроса помещены в таблицу (см. таблицу 1).
Анализируя данные опроса, можно сказать, что наибольшее число составляют педагоги (70%), которые владеет ИК технологиями на уровне пользователя, что является положительным фактором, так как не требует изучения азов работы с компьютером, мультимедийным и др. оборудованием, а дает возможность осваивать более глубоко новое оборудование (интерактивные доски), а также различные возможности нового программного обеспечения.
Для изучения потребностей педагогов были проведены анкетирования и диагностика, которые позволили определить направления работы по освоению ИК- технологий для создания программы по обучению педагогов (см. приложения).
При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий.
Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ-компетентности:
- экономия времени при разработке дидактических материалов;
- перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
- переход на новый уровень педагогического мастерства.
Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.).
Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.
Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательно образовательный процесс.
Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК- компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры. Результаты распределения по группам педагогов смотрите в таблице (см. таблицу 2)
Готовность применять новые технологии в учебно-воспитательном процессе определило выбор форм управления повышением ИК- компетентности. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе, общении и самообразовании.
Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в учебно-воспитательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.
Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 и 3 был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов. На втором этапе подготовки они осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий, интерактивного оборудования в образовательном процессе.
Таким образом, для подготовки личности к непрерывному развитию ИК- компетентности нам потребуется создать новую систему повышения квалификации педагогов, нацеленную именно на обучение эффективному использованию новых ИК технологий обучения.
|
слайд № 7,8,9,10
|
4
|
Перспективный план
|
Разработка перспективного плана подготовки педагогов по применению ИК - технологий в педагогической деятельности
Как было выявлено ранее, педагоги ДОУ на разном уровне владеют компьютерными технологиями. Поэтому мы используем «проникающую» технологию, которая использует компьютерное обучение по отдельным темам и разделам.
Эта технология используется на начальном этапе обучения (1 этап), и ее можно назвать выравнивающей технологией.
Параметрами этой технологии являются:
1. по характеру содержания: проникающая;
2. по подходу к педагогам: сотрудничество;
3. по преобладающему методу: информационное + операционное
3. по типу управления познавательной деятельностью: компьютерная;
5. по категории обучаемых: все категории.
Цели: формирование необходимых качеств личности для эффективного использования инфокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; подготовка личности готовой к деятельности в информационном обществе; формирование исследовательских навыков, высокого уровня общей и информационной культуры; формирование умений работать в коллективе, принимать оптимальные решения, брать на себя ответственность в процессе проектной деятельности учащегося в условиях информатизации образования.
Главной особенностью содержания образования является увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды.
Последующее обучение в течение второго этапа (2 этап), называется накапливающим.
В структуру содержания компьютерной накапливающей технологии входят:
- знание современных операционных систем и владение их основными командами;
- знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения и владение их функциями;
- владение текстовым процессором.
Уникальные возможности открывает для диалога педагогов с наукой и культурой Всемирная компьютерная сеть Internet:
- использование научной и культурной информации из всех банков, музеев, библиотек;
- интерактивное общение.
Третье направление (3 этап) - проектирование педагогической информационной технологии обучения - предусматривает решение следующих подзадач:
1. анализ эффективности использования средств ИКТ;
2. разработку программно-педагогических средств;
3. разработку модели информационной технологии обучения конкретному операционному моменту.
|
слайд № 11,12,13
|
5
|
Итог – результат
|
Таким образом, применение информационно- коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе позволяет решить следующие задачи:
- обеспечение обратной связи в процессе обучения;
- обеспечение индивидуализации и дифференциации воспитательно - образовательного процесса;
- повышение наглядности учебного процесса;
- моделирование изучаемых процессов или явлений;
- организация коллективной и групповой работы.
Для педагогических работников и обучающихся компьютер в МАДОУ выполняет следующие функции:
- служит средством общения;
- создает проблемные ситуации;
- выступает партнером;
- является инструментом;
- служит источником информации;
- контролирует действия обучающегося и предоставляет ему новые познавательные возможности.
Использование Интернет технологий в МАДОУ дает
- педагогическим работникам:
- доступ к дополнительным учебно - методическим материалам;
- получение и обмен новыми методическими материалами, разработанными самими педагогическими работниками;
- обзор ресурсов Интернет;
- обучающимся:
- доступ к обширной базе контрольных вопросов и задач;
- возможность поиска информации при выполнении творческих и учебно- исследовательских заданий;
- возможность участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Использование ИКТ в управлении позволяет реализовать следующие задачи:
- компьютеризировать документооборот и работу бухгалтерии;
- оперативно получать достоверную информацию о состояние воспитательно - образовательного процесса.
|
слайд № 14,15,16
|
презентация к материалу
ПРИЛОЖЕНИЕ
|