В этой части мастер-класса познакомимся с работами нескольких известных авторов, которые не только активно применяют открытые задачи в своей профессиональной деятельности с учащимися, но и активно "продвигают" свои методики среди педагогов различных образовательных организаций.
Перед нами сейчас стоит две задачи:
- первая - кратковременная - сформировать своё мнение о том, как и какие элементы работы с открытыми задачами уже сейчас Вы используете в своей работе с детьми;
- вторая - долговременная - познакомиться шире с методиками использования открытых задач в современном образовании и "взять на вооружение" те, что "впишутся" в Вашу авторскую систему преподавания.
Решаем эти задачи следующим образом:
- В рамках работы над первой задачей изучаем три информационных источника с несколько отличающимся видением авторов нашего предмета изучения:
- Презентацию Анатолия Александровича Гина "Теория открытых задач: введение" - открытые задачи "глазами" действующего профессионального преподавателя Теории Решения Изобретательских Задач (далее - ТРИЗ):
Теория открытых задач: введение. Задачи закрытые открытые.
- Презентацию Александра Федоровича Кавтрева «Открытые задачи как инструмент создания яркого урока» - открытые задачи "глазами" действующего преподавателя физики;
H 1 Открытые задачи как инструмент создания яркого урока Александр Федорович Кавтрев.
- Статью Скворцова Анатолия Анатольевича и Ромащук Александра Николаевича «Открывать мир открытыми задачами» - открытые задачи "глазами" психологов-практиков, работающих и с детьми, и с педагогами.
После работы с источниками, опубликуйте в комментариях к заданию своё сообщение с описанием тех позиций авторов, которые Вы разделяете и хотели бы начать использовать в своей работе.
А если Вы их уже используете, то, пожалуйста, поделитесь с коллегами: Какую роль Вы отводите открытым задачам на своих занятиях? И как часто Вы их используете?
2 . Работу над второй задачей каждый может продолжить в своём личном «темпе», независимо от работы на мастер-классе. А для дополнительного «старта», предлагаю начать с обзора статей по теории открытых задач (но, на самом деле в них больше «практики», чем теории).
|
На: Задание 4. Открываем закрытые задачи
Методику "ТРИЗ-педагогика" я использовала в своей практике учителя химии, в основном с позиции проблемного обучения, с созданием проблемных ситуации, а на последних уроках химии в конце 3 четверти проводила "Креатив-бои".
Я благодарю А.Гина, у которого была дважды на семинаре по развитию креативного мышления и по решению открытых задач. В настоящий момент, я участвую в процессе создания контента для учебников и цифровых образовательных ресурсов по химии. Очень важно академические знания связать с прикладными знаниями для жизни. И в этом методическую поддержку можно найти в широком спектре книг, статей, презентаций авторов - последователей ТРИЗ. Согласно с авторами, что открывать мир новых знаний лучше всего через решение специально подобранных открытых задач, а полнее его осваивать и закреплять как с помощью традиционных школьных закрытых задач, так и различного типа открытых — вот одна из главных стратегий развития продуктивного мышления в школьном обучении.
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами открытыми задачами (в прикрепленном файле). Можете порешать эти открытые задачи и на форуме дать свои ответы.
На: Задание 4. Открываем закрытые задачи
Гульжанат Советовна!
Ваш комментарий к 4 заданию я учла в Таблице продвижения.
Большая просьба к Вам - продублируйте, пожалуйста, свой файл с задачами в общую "копилку" на странице https://sites.google.com/site/masterklassim/zadanie-5-cast-2-formiruem-kopilku-otkrytyh-zadac
На: Задание 4. Открываем закрытые задачи
Здравствуйте Татьяна Николаевна!
Искренне благодарю Вас за внимание и понимание. К сожалению я не смогла продублировать файл с задачами в общую "копилку" так как я вообще не могу открыть по ссылкам, которые вы указали. Что мне делать?