повторение пройденного материала: информация, виды информации по форме представления, носители информации;
ознакомить с понятиями: информационный канал, источник информации, приемник информации;
ознакомить со схемой передачи информации;
способствовать формированию умений выделять в ситуации передачи информации: источник информации, приемник информации, канал связи (средства передачи информации).
развивающие:
развитие умения анализировать;
развитие внимания, памяти;
воспитательные:
развитие познавательного интереса.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Игровые, проблемно-поисковые, компьютерные.
Методические приёмы: интерактивная игра, беседа, решение компетентностных задач
Время реализации урока (мероприятия, занятия)
45 минут
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
учащиеся должны знать:
основные понятия «источник информации», «приемник информации», «информационный канал»;
схему передачи информации.
учащиеся должны уметь:
определять в предложенных ситуациях источника информации, приемника информации, информационный канал;
познакомиться с информационным процессом передачи информации;
познакомиться со схемой передачи информации.
Основные понятия:
источник информации;
информационный канал;
приемник информации.
Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/iformatika146/home
2.Актуализация знаний учащихся
Учащимся предлагается вспомнить основные понятия темы «Информация. Виды информации» с помощью ребуса и вопросов.
1.Расшифруйте ребус:
2. Что такое информация?
3. Повторение "Процентное соотношение различных видов информации при восприятии человеком".
Заполните кроссворд "Виды информации"
4. Тест на повторение
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/iformatika146/home/1-etap )
У учащихся есть возможность проверить свои ответы с помощью ссылки «Проверить ответы»
1.Ребус - Информация
2. Информатика - это наука о методах и способах обработки, передачи и хранения информации.
3. Кроссворд "Виды информации"
4. Проверить ответы теста
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/iformatika146/home/1-etap/otvet )
3.Объяснение нового материала с текущей проверкой усвоения знаний.
Формирование понятий источник информации, приемник информации, средства передачи информации.
А теперь познакомимся, что такое "передача информации".
Люди постоянно участвуют в процессе передачи информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчеты, публикуют книги, статьи, рекламные объявления.
Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач .
Схема передачи информации
Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрёстку. ( источник-светофор, приемник-пешеход)
Школьник учит уроки по учебнику. (источник-учебник, приемник-ученик)
Мальчик играет на компьютере. (Взаимный обмен)
Ты набираешь телефонный номер, чтобы позвонить. (источник –ты, приемник- телефонная станция)
Пример (Анимационный ролик «Источник и приемник информации»)
Сколько может быть источников информации и приёмников информации в процессе передачи информации?
•Один источник – один приёмник (односторонняя передача информации)
•Один источник – несколько приёмников (односторонняя передача информации)
•Несколько источников – один приёмник (односторонняя передача информации).
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/iformatika146/home/2-etap )
В процесс передачи информации могут вмешаться помехи:
искажение звука в телефоне,
шум, влияющий на работу радиоприёмника,
искажение или затемнение изображения в телевизоре,
ошибки при передаче по телеграфу.
Пример (Анимационный ролик «Искажение информации»)
В результате передаваемая информация может быть потеряна или искажена.
Важно, чтобы в процессе передачи информация передавалась быстро, без искажений и без помех.
Человечество всегда стремилось к передаче информации без помех, создавая всё новые и надёжные средства связи.
В XVIII веке возник семафорный телеграф. Это световая связь.
Очень богатым на открытия в области связи был XIX век. В этом веке люди овладели электричеством, которое породило множество открытий.
Сначала П.Л. Шиллинг в России в 1832 году изобрёл электрический телеграф. Видеофрагмент работы телеграфа Шиллинга.
В 1837 году американец С. Морзе создал электромагнитный телеграфный аппарат и придумал специальный телеграфный код – азбуку, которая теперь носит его имя. Видеофрагмент работы телеграфа Морзе.
В 1876 году американец А. Белл изобрёл телефон.
В 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл эпоху радиосвязи.
Самым замечательным изобретением XX века можно считать телевидение. Освоение космоса привело к созданию спутниковой связи. Среди самых последних новинок – оптоволоконная связь.
Учащиеся могут дополнительно познакомиться с биографией представленных ученых и посмотреть несколько видеофрагментов о том, как работали данные устройства
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/iformatika146/home/3-etap )
А теперь посмотрите мультфильм "Алло! Вас слышу!" и еще раз повторите хронологическую последовательность появления основных средств передачи информации. (Этап релаксации учащихся)
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/iformatika146/home/4-etap)
4. Закрепление основных понятий урока. Практическая работа
Итак, источники информации посылают информацию, а принимают её приёмники информации. Звук, цвет, свет, запах — это сигналы, которые несут информацию.
Источником информации могут быть: птицы, домашние животные, газета, журнал, сеть Интернет, растения.
Приемником информации могут быть: человек, животные, птицы.
Приемником знаковой информации (слово, текст) может быть только человек.
Чтобы передать информацию, ее представляют в удобном для передачи виде: текста, рисунка, схемы, чисел, звуков.
А теперь с помощью практических работ проверьте, как вы усвоили понятия "Источник" и "Приемник" информации:
Практическая работа "Источники информации"
Практическая работа "Приемники информации"
Практическая работа "Источник и приемник информации"
Кроссворд "Передача информации"
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/iformatika146/home/5-etap )
5.Подведение итогов урока. Домашнее задание
Чтобы подвести итог урока, вы должны выполнить тест «Передача информации».
1. Закончите фразу: "Источники информации......."
принимают информацию
посылают информацию
получают информацию
2. Закончите фразу: "Приемники информации......"
передают информацию
принимают информацию
посылают информацию
3.Техническое средство, с помощью которого происходит передача информации?
4.Современное средство получения информации
5. Приемник информации, имеющийся практически в каждом доме?
6.В каком году русский ученый Попов А.С. открыл радиосвязь?
1876
1837
1895
1832
7.Кто придумал специальный телеграфный код?
Попов А.С.
Морзе С.
Белл А.
Шиллинг П.Л.
8. Напишите источника и приемника информации в ситуации:
"Маша читает текст в журнале"
9. Напишите источника, приемника информации и характер передачи информации в ситуации:
"Учитель объясняет тему "Передача информации" всему классу"
10.Придумайте ситуацию и укажите источник, приемник и канал связи.
Домашнее задание: §1.5, вопросы 1-4, РТ: №6, №7
(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/iformatika146/home/5-etap )
В помощь учителю
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Ресурс позволяет учащимся наглядно видеть всю информацию, которая им предлагается (что очень важно для визуалов), ввести в урок больший объём учебного материала.
На ресурсе использованы фотоматериалы из сети Интернет. Навигация осуществляется с помощью гиперссылок.
Список учебной и дополнительной литературы
Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний
Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 5 класса. Авторы: Босова Л. Л.
Информатика и ИКТ. 5–7 классы : методическое пособие
Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
http://storage0.dms.mpinteractiv.ro/media/2/41/1815/2562080/1/ford-logo.jpg?width=867&height=550 – логотип марки Ford
http://puzzlecup.com/crossword-ru/? – фабрика кроссвордов
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/%5BINF_010%5D_%5BAM_02%5D.swf - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, процентное соотношение различных видов информации при восприятии человеком
http://a-shevchenko.domdetstva.edusite.ru/images/p8_sxemaperedachiinformacii.jpg - схема передачи информации
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f530aee3-c82c-407c-b91d-d4c6637a3fb5/%5BINF_022%5D_%5BAM_01%5D.swf - источник и приемник информации, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ebf66d3-4675-46dc-ada4-47355808e0f4/%5BINF_023%5D_%5BAM_01%5D.swf - искажение информации, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cec17d4c-ae8e-4744-ad5d-7644bbe9553a/2_34.swf - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, выбор приемника заданной информации
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/17e58d7f-763d-468f-b1b6-40a07097945b/2_35.swf - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, выбор источника заданной информации
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/156ccd3b-d854-414c-884d-026c976a6fdb/2_47.jpg - схема передачи информации, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bafc8dbe-0e5f-4b32-b04d-91354354694c/91810/?interface=themcol - телефонная и телеграфная связь, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3567ab74-06fb-4c3a-a176-2a6658808345/%5BINF_017%5D_%5BQS_01%5D.html - тест "Источник и приемник информации", единая коллекция цифровых образовательных ресурсов