Урок литературного чтения "Русь моя. люблю твои березы!"Н. Рубцов
Submitted by Лидия Валерьевна Гневашева on чт, 19/03/2015 - 21:36
Тема урока: «Русь моя, люблю твои березы!»
Цели урока: познакомить учащихся с поэтом Н. М. Рубцовым и его стихотворением
«Березы»;
воспитывать любовь к Родине, родной природе, воспитывать интерес к
поэзии;
развивать речь, воображение, мышление, память.
Ход урока.
Организация начала урока.
Введение в тему урока.
У каждой былинки на земле есть свое место, откуда она берет жизненную силу.
Так и человек: у него есть свои корни, своя малая Родина. Поэтому при слове «Родина» перед нашим мысленным взором обычно возникает самое дорогое, заветное и родное.
Что же это «самое дорогое, заветное и родное» для вас, ребята?
Ответы детей.
Для меня это мой родной дом, где и сейчас живет моя мама, яблоневый сад за домом, в котором я так любила бегать, когда была маленькой.
Вот таким является образ Родины для меня, а у многих поэтов образ Родины нашел отражение в их стихотворениях.
Работа в парах.
А сейчас возьмите розовые листочки и поработаем в парах.
Прочитайте четверостишия из стихотворений русских поэтов и отметьте, какие образы являются дорогими и заветными для них. (2 мин.)
С какими образами связывает Родину поэт И. Бунин? (слайд)
С. Есенин?
М. Лермонтов?
В. Рождественский?
Что объединяет всех этих поэтов?
Да, для них близким и дорогим является образ березы.(слайд)
Новая тема.
Учитель:
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы на глаза,
Отвыкшие от слез.
-А кому из вас знакомы эти поэтические строки?
Учитель: И неудивительно, потому что знакомство с творчеством этого поэта произойдет сегодня на уроке. И первая строка этого четверостишия и есть тема нашего урока.
Слайд.
Учитель: Да, действительно у нас россиян особенное отношение к березе.
Сколько песен сложено нашим народом о березе, сколько посвящено ей. Белоствольной красавице стихов, сколько написано картин, изображающих березовые рощи!
А как вы думаете, почему именно береза достойна многоголосой и прочной славы?
Ответы детей.
Да, для каждого из нас- Белоствольная береза- символ
На доске: Родной земли,
Частица Родины.
Когда великий композитор М. И. Глинка возвращался на Родину, в Россию, то переехав границу, он оставил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березе.
Писатели, композиторы, художники и поэты никогда не разделяли понятия «береза», «Родина», «любовь».
А теперь давайте вспомним известные вам стихотворения о березе.
Я начну читать, а вы продолжите, а если забыли, вам помогут белые листочки.
Чтение стихотворений.
- Что чувствовали С. Есенин и А. Прокофьев любуясь березками? (любовь, гордость, восхищение)
Да, такие чувства были у Есенина и Прокофьева и созвучно с их чувствами звучит стихотворение следующего поэта.
Работа с учебником.
- Откройте учебники на стр. 109.
Послушайте внимательно стихотворение Н. М. Рубцова, которое так и называется «Березы». А после ответьте на вопрос: что вы можете сказать о неизвестном вам поэте.
Чтение стихотворения учителем.
- Кому понравилось стихотворение?
-Что же вы узнали о поэте?
-Да, действительно, поэт еще будучи ребенком потерял родителей, и его детские годы проходили очень тяжело и об этом он пишет в своих стихах.
Давайте послушаем.
Отрывки из стихотворений читают дети.
1.Вспомню, как жили мы 2. Уехал отец
С мамой родною Защищать землю нашу
Всегда в веселье и тепле, Осталась с нами мама одна
Но вот наше счастье Но вот наступило
Распалось на части Большое несчастье
Война началася в стране. Мама у нас умерла.
Учитель: Колю отправляют в детдом. Он пешком уходит оттуда в город к сестре. (18 км.)
Но его снова находят и на этот раз отправляют за сотни километров в село Никольское, расположенное на берегу реки Толшмы. И с этих пор его семьей стал детский дом.
Позднее, вспоминая о своем детстве поэт писал:
Я смутно помню 5. Вот говорят,
Позднюю реку Что скуден был паек,
Огни на ней Что были ночи
И плеск, и скрип парома С холодом, с тоскою -
И крик «скорей» Я лучше помню
Потом раскаты грома Ивы над рекою
И дождь…Потом И запоздалый в поле огонек
Детдом на берегу. До слез теперь любимые места!
Село Никольское Н. Рубцов считал своей Родиной. Здесь он закончил школу и отсюда он отправился учиться дальше.
Поэт много ездил и повидал, но ближе и роднее северной природы с. Никольского ничего не нашел.
В память о родных местах, о детстве Рубцов написал стихотворение «Березы».
Физминутка.
Работа с текстом стихотворения.
Прочитайте стихотворение самостоятельно и ответьте на вопрос:
-Какие чувства вызывает у поэта образ березы?
-Почему?
-Какие воспоминания пробуждают у поэта березы? Найдите эти строки, прочитайте.
-А почему «глаза,отвыкшие от слез»?
- А есть ли в стихотворении обращение?
Теперь послушаем это стихотворение в вашем исполнении, попробуйте передать настроение и чувства автора своим чтением. (2-3 чел.)
Работа в группах.
А теперь, ребята, чтобы лучше понять поэтическое слово автора, мы будем работать в группах.
Повернулись, каждый прочитал задание и подумал, потом вместе посовещались и решили как отвечать. (3 мин.)
1 группа.
Докажите, что стихотворение относится к жанру лирического произведения.
Лирика- вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.
2 группа.
Докажите, что в стихотворении отражены некоторые эпизоды из жизни автора.
3 группа.
Докажите, что одна из строк этого стихотворения могла бы стать его названием.
Проверка по одному человеку с группы вместе со слайдами.
Ребята, все мы знаем, что стихи отличаются своей поэтической речью, т. к. поэты употребляют особые художественные средства языка. Какие художественные средства языка вы знаете?
Найдём их в стихотворении « Берёзы».
Да, стихотворение написано простым языком, но оно понятное и близкое нам. Потому, что образы, которые описывает поэт, нам близки и доступны.
Мы на уроке работали коллективно, в группах, но хочется понять, как каждый из вас в отдельности понял простой и доступный язык в стихотворении «Берёзы», для этого вы выполните задание в виде теста. Возьмите голубые листочки.
Проверка на слайдах.
Итак, это стихотворение о Родине.
На многие стихи поэта Рубцова написаны песни. Стихотворение «Берёзы» тоже стало подтверждением этого.
Послушайте и понаблюдайте, как исполнитель передаёт настроение этого стиха в песне.
Звучит песня ( слайд Берёзы)
Итог урока.
Учитель: Из любви к родным местам, к малой тихой Родине, выросло у поэта беззаветное чувство любви к большой Родине, Руси, России.
Музыка.
Русь моя, люблю твои берёзы
С первых лет я с ними жил и рос
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Домашнее задание.
На следующем уроке вы будете знакомиться со стихотворением « Тихая моя Родина» и чтобы разговор получился интересным, вы подготовите рассказы на отдельных листах о своей малой Родине, задание можно сопровождать рисунками.
Второе задание : подготовить выразительное чтение стихотворения « Берёзы» , кто желает выучите наизусть.