Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок литературного чтения "Русь моя. люблю твои березы!"Н. Рубцов

Submitted by Лидия Валерьевна Гневашева on чт, 19/03/2015 - 21:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гневашева Лидия Валерьевна
Место работы, должность: 

Муниципальное образовательное учреждение "Полесская средняя школа" город Полесск Калининградской области, учитель начальных классов

Регион: 
Калининградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

Познакомить учащихся с русским поэтом Н. Рубцовым и его стихотворением "Березы",

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Литературное чтение 4 класс" автор-составитель Л.А. Ефросинина

Используемая методическая литература: 

"Литературное чтение в 4 классе" Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.

Используемое оборудование: 

Мультимедийный проектор

Краткое описание: 
<p>Тема урока: &laquo;Русь моя, люблю твои березы!&raquo;<span style="line-height:1.6">Цели урока: познакомить учащихся с поэтом Н. М. Рубцовым и его стихотворением &nbsp;</span><span style="line-height:1.6">&laquo;Березы&raquo;;</span><span style="line-height:1.6">&nbsp; &nbsp;воспитывать любовь к Родине, родной природе, воспитывать интерес к &nbsp;&nbsp;</span><span style="line-height:1.6">&nbsp; &nbsp;поэзии;</span><span style="line-height:1.6">развивать речь, воображение, мышление, память.</span></p> <p>&nbsp;<span style="line-height:1.6">&nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;</span></p>

Тема урока: «Русь моя, люблю твои березы!»

Цели урока: познакомить учащихся с поэтом Н. М. Рубцовым и его стихотворением   

                      «Березы»;

                       воспитывать любовь к Родине, родной природе, воспитывать интерес к                     

                       поэзии;

                        развивать речь, воображение, мышление, память.

 

                          Ход урока.

  1. Организация начала урока.
  2. Введение в тему урока.

У каждой былинки на земле есть свое место, откуда она берет жизненную силу.

Так и человек: у него есть свои корни, своя малая Родина. Поэтому при слове «Родина» перед нашим мысленным взором обычно возникает самое дорогое, заветное и родное.

Что же это «самое дорогое, заветное и родное» для вас, ребята?

Ответы детей.

Для меня это мой родной дом, где и сейчас живет моя мама, яблоневый сад за домом, в котором я так любила бегать, когда была маленькой.

Вот таким является образ Родины для меня, а у многих поэтов образ Родины нашел отражение в их стихотворениях.

Работа в парах.

А сейчас возьмите розовые листочки и поработаем в парах.

Прочитайте четверостишия из стихотворений русских поэтов и отметьте, какие образы являются дорогими и заветными для них. (2 мин.)

Итак, прочитаем стихотворение Никитина. (появляется слайд)

Какие образы дороги поэту?

С какими образами связывает Родину поэт И. Бунин? (слайд)

                                                                          С. Есенин?

                                                                          М. Лермонтов?

                                                                          В. Рождественский?

Что объединяет всех этих поэтов?

Да, для них близким и дорогим является образ березы.(слайд)

  1. Новая тема.

Учитель:

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слезы на глаза,

Отвыкшие от слез.

 

-А кому из вас знакомы эти поэтические строки?

 

Учитель: И неудивительно, потому что знакомство с творчеством этого поэта произойдет сегодня на уроке. И первая строка этого четверостишия и есть тема нашего урока.

Слайд.

Учитель: Да, действительно у нас россиян особенное отношение к березе.

Сколько песен сложено нашим народом о березе, сколько посвящено ей. Белоствольной красавице стихов, сколько написано картин, изображающих березовые рощи!

А как вы думаете, почему именно береза достойна многоголосой и прочной славы?

Ответы детей.

 

Да, для каждого из нас-             Белоствольная береза- символ

На доске:                                               Родной земли,                      

                                                      Частица Родины.

Когда великий композитор М. И. Глинка возвращался на Родину, в Россию, то переехав границу, он оставил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березе.

Писатели, композиторы, художники и поэты никогда не разделяли понятия «береза», «Родина», «любовь».

А теперь давайте вспомним известные вам стихотворения о березе.

Я начну читать, а вы продолжите, а если забыли, вам помогут белые листочки.

 Чтение стихотворений.

- Что чувствовали С. Есенин и А. Прокофьев любуясь березками? (любовь, гордость, восхищение)

Да, такие чувства были у Есенина и Прокофьева и созвучно с их чувствами звучит стихотворение следующего поэта.

Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр. 109.

Послушайте внимательно стихотворение Н. М. Рубцова, которое так и называется «Березы». А после ответьте на вопрос: что вы можете сказать о неизвестном вам поэте.

Чтение стихотворения учителем.

 

- Кому понравилось стихотворение?

 -Что же вы узнали о поэте?

-Да, действительно, поэт еще будучи ребенком потерял родителей, и его детские годы проходили очень тяжело и об этом он пишет в своих стихах.

 

Давайте послушаем.

Отрывки из стихотворений читают дети.

1.Вспомню, как жили мы                                          2. Уехал отец

   С  мамой родною                                                         Защищать землю нашу

   Всегда в веселье и тепле,                                            Осталась с нами мама одна 

   Но вот наше счастье                                                    Но вот наступило

     Распалось на части                                                     Большое несчастье

    Война началася в стране.                                           Мама у нас умерла.

Учитель: Колю отправляют в детдом. Он пешком уходит оттуда в город к сестре. (18 км.)

Но его снова находят и на этот раз отправляют за сотни километров в село Никольское, расположенное на берегу реки Толшмы. И с этих пор его семьей стал детский дом.

Позднее, вспоминая о своем детстве поэт писал:

  1. Я смутно помню                              5.  Вот говорят,

Позднюю реку                                       Что скуден был паек,

Огни на ней                                             Что были ночи

И плеск, и скрип парома                       С холодом, с тоскою - 

И крик «скорей»                                     Я лучше помню

Потом раскаты грома                             Ивы над рекою

И дождь…Потом                                     И запоздалый в поле огонек

Детдом на берегу.                                    До слез теперь любимые места!

 

 

 

 

                  Село Никольское Н. Рубцов считал своей Родиной. Здесь он закончил школу и отсюда он отправился учиться дальше.

Поэт много ездил и повидал, но ближе и роднее северной природы с. Никольского ничего не нашел.

В память о родных местах, о детстве Рубцов написал стихотворение «Березы».

Физминутка.   

        

Работа с текстом стихотворения.

Прочитайте стихотворение самостоятельно и ответьте на вопрос:

-Какие чувства вызывает у поэта образ березы?

-Почему?

-Какие воспоминания пробуждают у поэта березы? Найдите эти строки, прочитайте.

-А почему «глаза,отвыкшие от слез»?                                  

- А есть ли в стихотворении обращение?

Теперь послушаем это стихотворение в вашем исполнении, попробуйте передать настроение и чувства автора своим чтением. (2-3 чел.)

Работа в группах.

А теперь, ребята, чтобы лучше понять поэтическое слово автора, мы будем работать в группах.

Повернулись, каждый прочитал задание и подумал, потом вместе посовещались и решили как отвечать. (3 мин.)

 

1 группа.

Докажите, что стихотворение относится к жанру лирического произведения.

Лирика- вид поэзии,  выражающий чувства и переживания поэта.

 

2 группа.

Докажите, что в стихотворении отражены некоторые эпизоды из жизни автора.

 

3 группа.

Докажите, что одна из строк этого стихотворения могла бы стать его названием.

 

Проверка по одному человеку с группы вместе со слайдами.

 

Ребята, все мы знаем, что стихи отличаются своей поэтической речью, т. к. поэты употребляют особые художественные средства языка. Какие художественные средства языка вы знаете?

Найдём их в стихотворении « Берёзы».

 Да, стихотворение написано простым языком, но оно понятное и близкое нам. Потому, что образы, которые описывает поэт, нам близки и доступны.

 

 

Мы на уроке работали коллективно, в группах, но хочется понять, как каждый из вас в отдельности понял простой и доступный язык в стихотворении «Берёзы», для этого вы выполните задание в виде теста. Возьмите голубые листочки.

 

Проверка на слайдах.

 

 

 

 

 

Итак, это стихотворение о Родине.

На многие стихи поэта Рубцова написаны песни. Стихотворение «Берёзы» тоже стало подтверждением этого.

Послушайте и понаблюдайте, как исполнитель передаёт настроение этого стиха в песне.

Звучит песня ( слайд Берёзы)

Итог урока.

Учитель: Из любви к родным местам, к малой тихой Родине, выросло у поэта беззаветное чувство любви к большой Родине, Руси, России.

Музыка.

Русь моя, люблю твои берёзы

С первых лет я с ними жил и рос

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Домашнее задание.

На следующем уроке вы будете знакомиться со стихотворением « Тихая моя Родина» и чтобы разговор получился интересным, вы подготовите рассказы на отдельных листах о своей малой Родине, задание можно сопровождать рисунками.

Второе задание : подготовить выразительное чтение стихотворения « Берёзы» , кто желает выучите наизусть.

Оценки за урок.

 

Прикрепленный файл Size
Конспект урока литературное чтение Русь моя, люблю твои березы.doc 43 KB
Рубцов.ppt 1.49 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн