Использование дидактических игр
в развитии лексико-грамматического строя речи
у обучающихся начальных классов с общим недоразвитием речи III уровня
Мельникович Г.В., учитель-логопед МБОУ «Термальненская средняя школа», Елизовский район
Задирей О.В., учитель-логопед МБОУ «Елизовская средняя школа № 1 им. М.В. Ломоносова», г.Елизово
Ковалёва Е.А., МБОУ «Елизовская средняя школа № 2»
Науменко Е. В., КГОБУ «Елизовская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ», г.Елизово
Луденкова С., МБОУ «Николаевская средняя школа», Елизовский район
Основная образовательная программа начального общего образования предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. Она ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности предусматривает в качестве одной из задач воспитания и обучения - владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности.
Принимая детей в школу, учителя начальных классов сталкиваются с неготовностью детей к обучению в школе.Обследуя устную речь учащихся, поступающих в школу, учителя – логопеды общеобразовательных школ заметили, что у многих школьников нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй речи.
Перечисленные недостатки развития речи (по психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной) принято называть общим недоразвитием речи III уровня (далее – ОНР). Эти недостатки развития речи влияют на успешное достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных (формирование коммуникативных и познавательных УУД) и предметных результатов (письмо, чтение).
ФГОС НОО требует оптимизации методов и приемов работы с данной категорией детей. В связи с этим трудно переоценить значимость логопедической работы в общеобразовательной школе, как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении.
Проблемы детей в освоении языковых закономерностей объясняются не только возрастными особенностями нервной деятельности, но и сложностью грамматической системы русского языка, правилами словоизменения и словообразования.
Академик В.В. Виноградов назвал грамматический строй речи «организующим центром языка». Благодаря грамматике человек получил возможность использовать язык как средство общения, передачи мысли и накопления общественного опыта. Работа со словом – его значением, грамматической формой – способствует развитию у ребенка осознанного отношения к слову, отвлечению его от предметной ситуации речи, а, следовательно, умению формулировать свои мысли. Овладеть словообразованием, словоизменением - значит овладеть языком.
Изучив состояние лексико-грамматической стороны речи учащихся в своих школах, мы с коллегами пришли к выводу, что уровень развития связной речи первоклассников значительно снижен. Возник вопрос, как помочь учащимся начальных классов решить эту проблему и успешно освоить программу по русскому языку. В этом помогут дидактические игры.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, которые направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они способствуют формированию познавательной мотивации, развитию психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления. Это повышает качество коррекционно-логопедического воздействия.
На заседании РМО учителей-логопедов Елизовского района было принято решение о создании творческих групп по подбору и систематизации дидактического материала по развитию фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Экспертами группы была проанализирована литература по данному вопросу, выбраны темы для дальнейшей работы и выработаны требования к подбору дидактического материала.
Целью данной работы было создание картотеки логопедических игр и наглядно-демонстрационного материала к ним, подобранных в соответствии с онтогенезом речевого развития. Картотека дидактический игр может быть использована в планировании своих коррекционных занятий не только учителями - логопедами, а также учителями начальных классов, воспитателями группы продлённого дня и другими специалистами, работающими с детьми.
Дидактические игры по развитию лексико-грамматической стороны речи
1. Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развитие умений различать в речи единственное и множественное число существительных в именительном падеже; расширение лексического запаса детей по теме «Цветы».
Оборудование: парные картинки с изображением цветов (приложение 1), «волшебный» мешочек.
Описание игры: на доске обозначены два столбика - один и много. Логопед предлагает детям, поочередно вынимая из «волшебного» мешочка картинки с изображением цветов, правильно назвать их и определить в нужный столбик. Затем составить пары.
Речевой материал: астра - астры, василёк – васильки, ромашка – ромашки, колокольчик – колокольчики, ландыш – ландыши, лютик – лютики, одуванчик – одуванчики, ирис – ирисы, тюльпан – тюльпаны.
2. Игра «Поймай и назови»
Цели: развитие умений употреблять в речи беспредложные конструкции единственного числа существительных в винительном падеже; расширение лексического запаса по теме «Рыбы».
Оборудование: удочка с магнитом, предметные картинки с изображением рыб (приложение 2) с прикрепленными на них металлическими скрепками, «водоём» - коробка.
Описание игры: детям предлагается отправиться на рыбалку. Дети удочкой вылавливают из «водоёма» картинки с изображением рыб, называя их. Например: « Я поймал щуку».
Картинный материал: щука, камбала, карась, горбуша, нерка, кижуч, корюшка, мойва, окунь, ёрш, сом, сельдь.
3. Игра «Ждём гостей»
Цели: развитие умений в образовании существительных с помощью суффикса – ниц – со значением вместилища; обогащение словаря существительных.
Оборудование: предметные картинки (хлеб, сахар, конфеты, сухари, печенье, чай, иголки, салат и т. д.) и картинки, с изображением посуды (приложение 3).
Описание игры: на наборном полотне располагаются картинки с изображением предметов (хлеб, сахар, тарелка с супом, конфеты, пельмени, чай, иголки, перец, ключи, салат, соус, горчица, печенье, вафли, сухари, гусь, утка) и посуды.
Логопед предлагает детям накрыть стол для гостей.Он демонстрирует предметные картинки с изображением продуктов и посуды, спрашивая, как эта посуда называется.
Речевой материал:
Посуда для хлеба - хлебница, для сахара– сахарница, для супа – супница,для конфет – конфетница,для пельменей – пельменница, для чая – чайница, для иголок - игольница, для перца – перечница, для ключей - ключница, для салата -салатница, для соуса - соусница, для горчицы – горчичница,для печенья – печенница, для вафель – вафельница, для сухарей – сухарница, посуда для жарки гуся -гусятница, для жарки утки – утятница.
Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс – ниц, и просит ребят определить общую часть во всех словах. Делается вывод, что предметы, в которых что-то лежит, обязательно включают в своё название часть слова – ниц-. После этого логопед снова задаёт детям вопросы, а детям предлагается ответить, используя названия предметов на картинках.
Например:
- Назовите посуду для салата, пельменей, сухарей, хлеба и т. д.
- Как называется посуда, куда наливают суп?
- В какой специальной посуде жарят утку, гуся?
- Как называется посуда, где выпекают вафли?
- Как называется посуда, куда кладут соус?
4. Игра «Измени слово»
Цель: развитие умения образовывать новые слова с помощью суффикса –инк- без чередования звуков в основе производного слова. Оборудование: предметные картинки (приложение 4) и иллюстрация сказочного героя Буратино.
Описание игры: логопед предлагает ребенку послушать, как говорит Буратино, и изменить названное слово по образцу виноград-виноградинка…
Речевой материал: виноград – виноградинка, икра-икринка, трава – травинка, слеза – слезинка, роса-росинка, фасоль – фасолинка, дробь – дробинка, изюм-изюминка, град-градинка, бусы-бусинка, крупа – крупинка солома-соломинка, рис – рисинка, сахар – сахаринка.
5. Игра «Подбери слова-родственники»
Цель: развитие умения образовывать родственные слова, пополнение словарного запаса.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки (приложение 5).
Описание игры: детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы:
-Что нарисовано на картинке? (лес).
- Как можно назвать лес лаково? (лесок).
- Если звери и птицы живут в лесу, значит они какие? (лесные).
- Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник).
- Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (старик-лесовик).
Затем логопед называет слова лес, лесок, лесные, лесник, лесовик и предлагает детям определить, что общего в этих словах. Аналогичная работа может проводиться на материале других слов.
Речевой материал:
Лес – лесные, лесник, лесовичок, лесоповал, лесоруб, перелесок.
Море - моряк, морячки, моряки, морской (залив, порт).
Снег - снегурочка, снегирь, снеговик, снегопад, снежинки.
Вода - водяной, наводнение, половодье, заводь, подводная (лодка), водопад, водная (гладь).
Гриб – грибник, грибочек, грибочки, грибной (дождь).
Береза - березка, подберезовик, березняк, березовый (веник, лист, сок, гриб - чага).
Осина - осинка, подосиновик, осиновый (лес, лист).
Пожар - пожарище, пожарник, пожарный (щит, шлем, поезд, состав, вертолет, герб).
Хлеб - хлебушек, хлебница, хлебопечь, хлебный (магазин).
Рыба - рыбка, рыбина, рыбак, рыболовство, рыболов, рыбалка, рыбная (котлета), рыбный (суп).
Песок - песочница, песчинка, песчаная (буря, фигура), песочные (часы).
Дождь - дождик, дождинка, дождевик (плащ, гриб), дождливый, дождевой (червяк).
Печь — печка, печурка, печник, печёные (пирожки), испечь, запечь.
Лед — ледышка, льдина, ледник, ледовый, ледяная (скульптура), заледенеть и т.д.
6. Игра «Магазин»
Цель: развитие умений согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе в именительном падеже; обогащать словарный запас по теме «Одежда».
Оборудование: предметные картинки по теме «Одежда» (приложение 6).
Описание игры: на наборном полотне расположены картинки вещей. Логопед берёт на себя роль покупателя, а ребёнку предлагается стать продавцом. Логопед: «Что у вас есть из вязаных вещей?», - а ребёнок отвечает: « В магазине есть вязаное платье, вязаный костюм » и т.д.
Речевой материал:
Вязаные – платье, костюм, варежки, сарафан, юбка, ботинки, шапка, сапоги, свитер, кресло, кофты, пальто, берет.
Драповые – пальто, полупальто, куртка, одеяло, берет, юбка, кепки.
Кожаные – платье, перчатки, куртка, жилет, юбки, плащ.
Ситцевые - платье, юбка, рубашка, одеяло, платок.
Меховые – варежки, одеяло, жилет, шапка, наушники, шуба.
7. Игра « Чей дом? »
Цели: развитие умений в словообразовании притяжательных прилагательных, обогащение словаря детей словами, обозначающими жилища животных.
Оборудование: предметные картинки норы, дупла, берлоги, логова, конуры, фермы, хлева (приложение 7).
Описание игры: логопед демонстрирует детям картинки с изображе¬нием жилища животных и предлагает определить, чьё это жилище, ответив на вопрос: «Чей дом?»
Речевой материал: У мышек - мышиная нора, у барсука - барсучья нора, у белки – беличье дупло, у совы – совиное дупло, у медведя - медвежья берлога, у волка – волчье логово, у собаки – собачья конура, у лошади – лошадиная ферма, у коровы - коровий хлев, коровья ферма, у овцы – овечий хлев, у курицы – куриный хлев (сарай), куриная ферма, у гуся – гусиная ферма, у индюшки – индюшиная ферма, у страуса - страусиная, у перепёлки - перепелиная.
8. Игра «Составь предложение»
Цель: развитие умений в составлении предложений по предметным картинкам и схеме; обогащение словарного запаса детей; практическое усвоение предлогов ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА.
Оборудование: предметные картинки: мальчик - ведро, девочка – дом, ученик – класс, медведь – берлога, машина – дом, лиса – нора, птичка – гнездо, теплоход – поворот реки, мотоциклист – гараж, заяц – куст (приложение 8).
Описание игры: логопед на наборном полотне выставляет картинки с изображением двух предметов – мальчика и ведра - и добавляет схемы слов, обозначающих действие предмета и схемы предлогов со значением направления действия (ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА).
Детям предлагается составить предложения, используя названия картинок (существительных), в соответствии с графическими схемами предложений, состоящих из четырёх – пяти слов, используя соответствующий предлог.
Речевой материал: Мальчик вылил воду из ведра. Девочка вышла из дома. Ученик выбежал из класса. Медведь вылез из берлоги. Машина выехала из-за дома. Лиса вылезла из норы. Птичка вылетела из гнезда. Теплоход выплыл из-за поворота реки. Мотоциклист выехал из гаража. Заяц выскочил из-под куста.
9. Игра «Помоги найти маму»
Цели: развитие умений в словоизменении существительных в родительном падеже; обогащение словарного запаса за счёт слов, обозначающих названия детёнышей.
Оборудование: предметные картинки: курица – цыплёнок, овца - ягнёнок, собака - щенок, крольчиха - крольчонок, слониха - слонёнок, коза – козлёнок, котёнок-кошка, лисица - лисёнок, ежиха - ежонок, медведица – медвежонок, утка – утёнок, волчица - волчонок (приложение 9). Описание игры: логопед демонстрирует детям картинки с изображением животных и их детенышей и сообщает о том, что малыши потеряли своих мам. Детям предлагается помочь малышам найти свою маму, подобрав картинки парами. Образец ответа: Цыплёнок у курицы. У курицы цыплёнок и т. д.
10. Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: развитие умений в словоизменении существительных в родительном падеже.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и птиц, у которых недостаёт отдельных частей тела (приложение 10).
Описание игры: детям раздаются картинки с изображением животных и птиц, у которых недостает отдельных частей тела. Логопед просит детей сказать, что забыл нарисовать художник. Образец ответа: У волка нет лап. У оленя нет рогов и т. д.
Речевой материал: У волка нет лап. У овцы нет уха. У оленя нет рога. У козла нет рогов. У крысы нет хвоста. У собаки нет уха. У лисы нет носа. У петуха нет гребешка. У орла нет клюва. У коровы нет ноги. У зайца нет ушей. У кошки нет лапы. У волка нет лап. У курицы нет хвоста.
11. Игра «Отгадай загадку»
Цели: развитие умений в словоизменении существительных в родительном падеже; развитие внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование: предметные картинки животных (приложение 11).
Описание игры: логопед предлагает детям отгадать загадку и подобрать к слову-отгадке картинку.
Речевой материал: У кого длинные рога и быстрые ноги? (У оленя). У кого длинные уши и короткий хвост? (У зайца). У кого рыжий пушистый хвост? (У лисы). У кого зубастая пасть? (У волка). У кого рога и вымя? (У коровы). У кого копыта и грива? (У лошади). У кого шерсть закручена в колечки? ( У овцы). У кого острые рога и борода? (У козы). У кого кисточки на ушах? (У белки). У кого огромная пасть, острые зубы и длинный хвост? (У крокодила).
Список литературы:
1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Весна. – СПб.: Паритет, 2005.-32с.+ цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх и картинках»).
2. Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи: Картотека игр для детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2010.
3. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.
4. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е.А. Логиновой.- СПб.: Издательство «Союз», 2005.
5. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
6. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.
7. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф.. Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи/М.6 АРКТИ, 1997.
Интернет- ресурсы:
1. http://images.yandex.ru/
2. http://kartinki.com/
3. http://gamejulia.ru/
4. http://www.kherson.klumba.com/
5. http://www.picsearch.com.ru/
6. http://www.razvitierebenka.com/
7. http://steshka.ru/
8. foto-steshka.ru
|