Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование дидактических игр в развитии лексико-грамматического строя речи у обучающихся начальных классов с общим недоразвитием речи III уровня

Использование дидактических игр

в развитии лексико-грамматического строя речи

у обучающихся начальных классов с общим недоразвитием речи III уровня

 

Мельникович Г.В., учитель-логопед МБОУ «Термальненская средняя школа», Елизовский район

Задирей О.В., учитель-логопед МБОУ «Елизовская средняя школа № 1 им. М.В. Ломоносова», г.Елизово

Ковалёва Е.А., МБОУ «Елизовская средняя школа № 2»

Науменко Е. В., КГОБУ «Елизовская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ», г.Елизово

Луденкова С., МБОУ «Николаевская средняя школа», Елизовский район

 

    Основная образовательная программа начального общего образования предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. Она ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности предусматривает в качестве одной из задач воспитания и обучения - владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности.

     Принимая детей в школу, учителя начальных классов сталкиваются с неготовностью детей к обучению в школе.Обследуя устную речь учащихся, поступающих  в школу, учителя – логопеды общеобразовательных школ заметили, что у  многих школьников нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй речи.

    Перечисленные недостатки развития речи (по психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной) принято называть общим недоразвитием речи III уровня (далее – ОНР).  Эти недостатки развития речи  влияют на успешное достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных (формирование коммуникативных и познавательных УУД) и предметных результатов (письмо, чтение).

    ФГОС НОО требует оптимизации методов и приемов работы с данной категорией детей.  В связи с этим трудно переоценить значимость логопедической работы в общеобразовательной школе, как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении.

    Проблемы детей в освоении языковых закономерностей объясняются не только возрастными особенностями нервной деятельности, но и сложностью грамматической системы русского языка, правилами словоизменения и словообразования.

     Академик В.В. Виноградов назвал грамматический строй речи «организующим центром языка». Благодаря грамматике человек получил возможность использовать язык как средство общения, передачи мысли и накопления общественного опыта. Работа со словом – его значением, грамматической формой – способствует развитию у ребенка осознанного отношения к слову, отвлечению его от предметной ситуации речи, а, следовательно, умению формулировать свои мысли. Овладеть словообразованием, словоизменением - значит овладеть языком.

    Изучив состояние лексико-грамматической стороны речи учащихся в своих школах, мы с коллегами пришли к выводу, что уровень развития связной речи первоклассников значительно снижен. Возник вопрос, как помочь учащимся начальных классов решить эту проблему и успешно освоить программу по русскому языку. В этом  помогут дидактические игры.

   Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, которые направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они способствуют формированию познавательной мотивации, развитию психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления. Это повышает качество коррекционно-логопедического воздействия.

   На заседании РМО учителей-логопедов Елизовского района было принято решение о создании творческих групп по подбору и систематизации дидактического материала по развитию фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Экспертами группы была проанализирована литература по данному вопросу, выбраны темы для дальнейшей работы и выработаны требования к подбору дидактического материала.

  Целью данной работы было создание картотеки логопедических игр и наглядно-демонстрационного материала к ним, подобранных в соответствии с онтогенезом речевого развития. Картотека дидактический игр может быть использована в планировании своих коррекционных занятий не только учителями - логопедами, а также учителями начальных классов, воспитателями группы продлённого дня и другими специалистами, работающими с детьми.

 

Дидактические игры по развитию лексико-грамматической стороны речи

 

1. Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие умений различать в речи единственное и множественное число существительных в именительном падеже; расширение лексического запаса детей по теме «Цветы».

Оборудование: парные картинки с изображением цветов (приложение 1), «волшебный» мешочек.

Описание игры: на доске обозначены два столбика - один и много. Логопед предлагает детям, поочередно вынимая из «волшебного» мешочка картинки с изображением цветов, правильно назвать их и определить в нужный столбик. Затем составить пары.

Речевой материал: астра - астры, василёк – васильки, ромашка – ромашки, колокольчик – колокольчики, ландыш – ландыши, лютик – лютики, одуванчик – одуванчики, ирис – ирисы, тюльпан – тюльпаны.

 

2. Игра «Поймай и назови»

Цели: развитие умений употреблять в речи беспредложные конструкции единственного числа существительных в винительном падеже; расширение лексического запаса по теме «Рыбы».

Оборудование: удочка с магнитом, предметные картинки с изображением рыб (приложение 2) с прикрепленными на них металлическими скрепками, «водоём» - коробка.

Описание игры: детям предлагается отправиться на рыбалку. Дети удочкой вылавливают из «водоёма» картинки с изображением рыб, называя их. Например: « Я поймал щуку».

Картинный материал: щука, камбала, карась, горбуша, нерка, кижуч, корюшка, мойва, окунь, ёрш, сом, сельдь.

 

3. Игра  «Ждём гостей»

Цели: развитие умений в  образовании существительных с помощью суффикса – ниц – со значением вместилища; обогащение словаря существительных.

Оборудование: предметные картинки  (хлеб, сахар, конфеты, сухари, печенье, чай, иголки, салат и т. д.) и картинки, с изображением посуды (приложение 3).

Описание игры: на наборном полотне располагаются картинки с изображением предметов (хлеб, сахар, тарелка с супом, конфеты, пельмени, чай, иголки, перец, ключи, салат, соус,  горчица, печенье, вафли, сухари, гусь, утка) и посуды. 

     Логопед предлагает детям накрыть стол для гостей.Он демонстрирует предметные картинки с изображением продуктов и посуды, спрашивая, как эта посуда называется.

Речевой материал:

Посуда для хлеба - хлебница, для сахара– сахарница, для супа – супница,для конфет – конфетница,для пельменей – пельменница, для чая – чайница, для иголок  - игольница, для перца – перечница, для ключей - ключница, для салата -салатница, для соуса - соусница, для горчицы – горчичница,для печенья – печенница, для вафель – вафельница, для сухарей – сухарница, посуда для жарки гуся -гусятница, для жарки утки – утятница.

Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс – ниц, и просит ребят определить общую часть во всех словах. Делается вывод, что предметы, в которых что-то лежит, обязательно включают в своё название часть слова – ниц-. После этого логопед снова задаёт детям вопросы, а детям предлагается ответить, используя названия предметов на картинках.

Например:

- Назовите посуду для салата, пельменей, сухарей, хлеба и т. д.

- Как называется посуда, куда наливают суп?

- В какой специальной посуде жарят утку, гуся?

- Как называется посуда, где выпекают вафли?

- Как называется посуда, куда кладут соус?

 

4. Игра «Измени слово»

Цель: развитие умения образовывать новые слова с помощью суффикса –инк- без чередования звуков в основе производного слова. Оборудование: предметные картинки (приложение 4) и иллюстрация сказочного героя Буратино.

Описание игры: логопед предлагает ребенку послушать, как говорит Буратино, и изменить названное слово по образцу виноград-виноградинка…

Речевой материал: виноград – виноградинка, икра-икринка, трава – травинка, слеза – слезинка, роса-росинка, фасоль – фасолинка, дробь – дробинка, изюм-изюминка, град-градинка, бусы-бусинка, крупа – крупинка солома-соломинка, рис – рисинка, сахар – сахаринка.

 

5. Игра «Подбери слова-родственники»  

Цель: развитие умения образовывать родственные слова, пополнение словарного запаса.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки (приложение 5).

Описание игры: детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы:

-Что нарисовано на картинке? (лес).

- Как можно назвать лес лаково? (лесок).

- Если звери и птицы живут в лесу, значит они какие? (лесные).

- Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник).

- Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (старик-лесовик).

Затем логопед называет слова лес, лесок, лесные, лесник, лесовик и предлагает детям определить, что общего в этих словах. Аналогичная работа может проводиться на материале других слов.

Речевой материал:

Лес – лесные, лесник, лесовичок, лесоповал, лесоруб, перелесок.

Море - моряк, морячки, моряки, морской (залив, порт).

Снег - снегурочка, снегирь, снеговик, снегопад, снежинки.

Вода - водяной, наводнение, половодье, заводь, подводная (лодка), водопад, водная (гладь).

Гриб – грибник, грибочек, грибочки, грибной (дождь).

Береза - березка, подберезовик, березняк, березовый (веник, лист, сок, гриб - чага).

Осина - осинка, подосиновик, осиновый (лес, лист).

Пожар - пожарище, пожарник, пожарный (щит, шлем, поезд, состав, вертолет, герб).

Хлеб - хлебушек, хлебница, хлебопечь, хлебный (магазин).

Рыба - рыбка, рыбина, рыбак, рыболовство, рыболов, рыбалка, рыбная (котлета), рыбный (суп).

Песок - песочница, песчинка, песчаная (буря, фигура), песочные (часы).

Дождь - дождик, дождинка, дождевик (плащ, гриб), дождливый, дождевой (червяк).

Печь — печка, печурка, печник, печёные (пирожки), испечь, запечь.

Лед — ледышка, льдина, ледник, ледовый, ледяная (скульптура), заледенеть и т.д.

 

6. Игра «Магазин»

Цель: развитие умений согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе в именительном падеже; обогащать словарный запас по теме «Одежда».

Оборудование: предметные картинки по теме «Одежда» (приложение 6).

Описание игры: на наборном полотне расположены картинки вещей. Логопед берёт на себя роль покупателя, а ребёнку предлагается стать продавцом. Логопед: «Что у вас есть из вязаных вещей?», - а ребёнок отвечает: « В магазине есть вязаное платье, вязаный костюм » и т.д.

Речевой материал:

Вязаные – платье, костюм, варежки, сарафан, юбка, ботинки, шапка, сапоги, свитер, кресло, кофты, пальто, берет.

Драповые – пальто, полупальто, куртка, одеяло, берет, юбка, кепки.

Кожаные – платье, перчатки, куртка, жилет, юбки, плащ.

Ситцевые - платье, юбка, рубашка, одеяло, платок.

Меховые – варежки, одеяло, жилет, шапка, наушники, шуба.

 

7. Игра « Чей дом? »

Цели: развитие умений в словообразовании притяжательных прилагательных, обогащение словаря детей словами, обозначающими жилища животных.

Оборудование: предметные картинки норы, дупла, берлоги, логова, конуры, фермы, хлева (приложение 7).

Описание игры: логопед демонстрирует детям картинки с изображе¬нием жилища животных и предлагает определить, чьё это жилище, ответив на вопрос: «Чей дом?»

Речевой материал: У мышек - мышиная нора, у барсука - барсучья нора, у белки – беличье дупло, у совы – совиное дупло, у медведя - медвежья берлога, у волка – волчье логово, у собаки – собачья конура, у лошади – лошадиная ферма, у коровы - коровий хлев, коровья ферма, у овцы – овечий хлев, у курицы – куриный хлев (сарай), куриная ферма, у гуся – гусиная ферма, у индюшки – индюшиная ферма, у страуса - страусиная, у перепёлки - перепелиная.

 

8. Игра «Составь предложение»

Цель: развитие умений в составлении предложений по предметным картинкам и схеме; обогащение словарного запаса детей; практическое усвоение предлогов ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА.

Оборудование: предметные картинки: мальчик - ведро, девочка – дом, ученик – класс, медведь – берлога, машина – дом, лиса – нора, птичка – гнездо, теплоход – поворот реки, мотоциклист – гараж, заяц – куст (приложение 8).

Описание игры: логопед на наборном полотне выставляет картинки с изображением двух предметов – мальчика и ведра -  и добавляет схемы слов, обозначающих действие предмета и  схемы предлогов со значением направления действия (ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА).  

Детям предлагается составить предложения, используя названия картинок (существительных), в соответствии с графическими схемами  предложений, состоящих из четырёх – пяти слов, используя соответствующий предлог.

Речевой материал: Мальчик вылил воду из ведра. Девочка вышла из дома. Ученик выбежал из класса. Медведь вылез из берлоги. Машина выехала из-за дома. Лиса вылезла из норы. Птичка вылетела из гнезда. Теплоход выплыл из-за поворота реки. Мотоциклист выехал из гаража. Заяц выскочил из-под куста.

 

9. Игра «Помоги найти маму»

Цели: развитие умений в словоизменении существительных в родительном падеже; обогащение словарного запаса за счёт слов, обозначающих названия детёнышей.

Оборудование: предметные картинки: курица – цыплёнок, овца - ягнёнок, собака - щенок, крольчиха - крольчонок, слониха - слонёнок, коза – козлёнок, котёнок-кошка, лисица - лисёнок, ежиха - ежонок, медведица – медвежонок, утка – утёнок, волчица - волчонок (приложение 9). Описание игры: логопед демонстрирует детям картинки с изображением животных и их детенышей и сообщает о том, что малыши потеряли своих мам. Детям предлагается помочь малышам найти свою маму, подобрав картинки парами. Образец ответа: Цыплёнок у курицы. У курицы цыплёнок и т. д.

 

10. Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Цель: развитие умений в словоизменении существительных в родительном падеже.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и птиц, у которых недостаёт отдельных частей тела (приложение 10).

Описание игры: детям раздаются картинки с изображением животных и птиц, у которых недостает отдельных частей тела. Логопед просит детей сказать, что забыл нарисовать художник. Образец ответа: У волка нет лап. У оленя нет рогов и т. д.

Речевой материал: У волка нет лап. У овцы нет уха. У оленя нет рога. У козла нет рогов.  У крысы нет хвоста. У собаки нет уха. У лисы нет носа. У петуха нет гребешка. У орла нет клюва. У коровы нет ноги. У зайца нет ушей.  У кошки нет лапы. У волка нет лап. У курицы нет хвоста.

 

11. Игра «Отгадай загадку»

Цели: развитие умений в словоизменении существительных в родительном падеже; развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование: предметные картинки животных (приложение 11).

Описание игры: логопед предлагает детям отгадать загадку и подобрать к слову-отгадке картинку.

Речевой материал: У кого длинные рога и быстрые ноги? (У оленя). У кого длинные уши и короткий хвост? (У зайца). У кого рыжий пушистый хвост? (У лисы). У кого зубастая пасть? (У волка). У кого рога и вымя? (У коровы). У кого копыта и грива? (У лошади). У кого шерсть закручена в колечки? ( У овцы). У кого острые рога и борода? (У козы). У кого кисточки на ушах? (У белки). У кого огромная пасть, острые зубы и длинный хвост? (У крокодила).

 

Список литературы:

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Весна. – СПб.: Паритет, 2005.-32с.+ цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх и картинках»).

2. Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи: Картотека игр для детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2010.

3. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.

4. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е.А. Логиновой.- СПб.: Издательство «Союз», 2005.

5. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.

6. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.

7. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф.. Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи/М.6 АРКТИ, 1997.

Интернет- ресурсы:

1. http://images.yandex.ru/

2. http://kartinki.com/

3. http://gamejulia.ru/

4. http://www.kherson.klumba.com/

5. http://www.picsearch.com.ru/

6. http://www.razvitierebenka.com/

7. http://steshka.ru/

8. foto-steshka.ru


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн