Данный учебно-методический комплект предназначен для проведения уроков химии в 8 классе по программе и учебнику О.С. Габриеляна (О.С. Габриелян. Химия 8 класс. М., «Дрофа», 2006 г.). Курс рассчитан на 2 часа в неделю. На изучение темы отводится 10 уроков.
В данный УМК входит 9 презентаций уроков, рассчитанных на проведение с использованием интерактивной доски (комплект может быть применен и без таковой, в этом случае запись уравнений реакций может производиться на обычной доске), примеры тестовых заданий, составленных с использованием программы Microsoft Excel, краткие поурочные разработки по теме.
При составлении презентаций помимо личных разработок использованы следующие ЦОРы:
Учебное электронное издание «Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория».Йошкар-Ола, МарГТУ, Лаборатория систем мультимедиа, 2004
Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 класс» ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003
Мультимедийное приложение к УМК «Химия 8 класс» ООО «Дрофа», 2006, ООО «Физикон», 2006
«Репетитор по химии Кирилла и Мефодия» 1999
«Химия общая и неорганическая», Йошкар-Ола, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2002
Методическое пособие:
О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Якушкова. Настольная книга учителя Химия 8 класс. М., «Дрофа», 2002г).
Планирование темы «Изменения, происходящие с веществами» (10 часов)
Номер и тема урока
Изучаемые вопросы
Эксперимент
(Д.- демонстрационный,
Л.- лабораторный)
Задание на дом по учебнику
1. Физические явления
Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах.
Очистка питьевой воды. Перегонка нефти. Кристаллизация.
Понятие о химических явлениях, их отличие от физических. Признаки и условия протекания химических реакций. Реакция горения. Экзо- и эндотермические реакции
Д. 1. Горение магния
2. Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом кальция
Л. 1. Взаимодействие сульфата меди с гидроксидом натрия,
2. Взаимодействие гидроксида меди с соляной кислотой
3. разложение перекиси водорода
4. взаимодействие хлорид а железа (III) с роданидом
Калия
§ 26, упр. 1-6 (устно), внести примеры в таблицу
3. Химические уравнения
Количественная сторона химических реакций в свете учения об атомах и молекулах, Закон сохранения массы веществ, Роль М.В. Ломоносова и Лавуазье в открытии и утверждении ЗСМВ. Понятие о химическом уравнении как об условной записи химических реакций с помощью химических формул. Составление уравнений химических реакций.
Д. Опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ в результате химических реакций.
§ 27,№2 (д-ж), №3 (в,г)
4. Реакция разложения
Сущность реакций разложения и составление уравнений реакций разложения.
Д. Разложение нитрата калия, разложение малахита, каталитическое разложение перекиси водорода
Сущность реакции замещения, составление реакций замещения. Знакомство с рядом активности металлов
Д. Взаимодействие щелочных металлов с водой,
Л. Взаимодействие железа с сульфатом меди
§31 №2
7. Реакция обмена
Сущность реакции обмена. Составление уравнений реакций обмена. Реакция нейтрализации. Условия течения реакций между растворами кислот. Щелочей и солей до конца.
Л. Взаимодействие растворов щелочей, окрашенных фенолфталеином с кислотами, растворов сульфата меди с гидроксидом натрия, соляной кислоты с карбонатом натрия. Нитрата серебра с хлоридом натрия
§ 32 №4
8. Расчеты по химическим уравнениям
Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству. Массе или объему вещества.
§ 28 №1-3
9. Типы химических реакций на примере свойств воды
Обобщение и закрепление знаний о химических реакциях на примере свойств воды
Д. разложение воды электрическим током
§33 №1,2
10 Контрольная работа №3
Урок 1 Тема урока: Физические явления в химии
Цели урока: Познакомить учащихся со способами разделения смесей и областями применения этих способов в быту и народном хозяйстве. Выявить отличия физических и химических явлений .
Подведение итогов урока, выставление и комментарий оценок, домашнее задание.
Урок 2.Тема урока: химические реакции
Цели урока: Повторить отличия явлений химических и физических. Познакомить с признаками и условиями течения химических реакций. Дать первоначальное понятие о классификации реакций по признаку выделения или поглощения теплоты.
Тип урок: комбинированный
ключевые понятия: реакции горения, экзотермические и эндотермические реакции
Ход урока:
Проверка домашнего задания – 10 человек работают с тестом ( электронный вариант 1 в папке «Тестирование» ), остальные обучающиеся – обсуждение вопросов домашнего задания)
объявление темы, целей и плана урока
Основная часть урока
Понятие химической реакции (объяснение учителя с опорой на жизненный опыт обучающихся)
Признаки химических реакций: лабораторные опыты с занесением в таблицу, сопровождающиеся комментариями и инструкцией учителя)
Закрепление (проверка заполнения таблицы, выполнение задания по отличию физических явлений и химических реакций)
Цели урока: Опытным путем доказать и сформулировать закон сохранения массы веществ. Познакомить обучающихся с химическими уравнениями как условной записью химических реакций с помощью химических формул. Изучить правила расстановки коэффициентов в химических уравнениях.
Новые ключевые понятия: химические уравнения
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
Организационный момент с объявление темы, целей и плана урока
Основная часть урока
Закон сохранения массы веществ ( рассказ учителя, демонстрация эксперимента, подтверждающего закон)
Химические уравнения (объяснение учителя)
Упражнения в составлении уравнений и подборе коэффициентов по алгоритму
Подведение итогов урока, выставление и комментарий оценок, домашнее задание
Урок 4 Тема урока: реакции разложения
Цели урока: познакомить с реакциями разложения и продолжить формировать умения составлять уравнения химических реакций
Проверка домашнего задания – 10 человек работают с программой (Мультимедийное приложение к УМК «Химия 8 класс»), остальные обучающиеся – обсуждение вопросов домашнего задания)
объявление темы, целей и плана урока
Основная часть урока
Составление схемы классификации реакций , рассказ учителя.
Демонстрация экспериментов по разложению нитрата калия и карбоната меди, запись уравнений реакций учителем
Работа с понятием «реакция разложения» (разбивка на кластеры)
Введение понятий катализатор (демонстрационный эксперимент – разложение перекиси водорода под действием оксида марганца) и фермент (лабораторный опыт – разложение перекиси под действием ферментов мышечной ткани)
Подведение итогов урока, выставление и комментарии оценок, домашнее задание
Урок 5 Тема урока: реакции соединения
Цели урока: познакомить обучающихся с реакциями соединения, продолжить отработку записи уравнений химических реакций
ключевые понятия : реакции соединения, цепочки превращений, каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции
тип урока: комбинированный
Ходурока:
Проверка домашнего задания – 10 человек работают с программой (Мультимедийное приложение к УМК «Химия 8 класс»), остальные обучающиеся – обсуждение вопросов домашнего задания, выполняют упражнения)
объявление темы, целей и плана урока
Основная часть урока
Работа с понятием «реакция соединения» (разбивка на кластеры)
Демонстрация эксперимента по схеме S → SO2→ H2SO3
Введение понятия «цепочка превращений», пояснение алгоритма выполнения заданий.
Введение понятия «реакция каталитическая и некаталитическая»
Выполнение тренировочного упражнения и введение понятия «обратимая реакция»
Цели урока:познакомить обучающихся с реакциями замещения. Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, начать формирование умений предсказывать продукты реакции замещения. Научить работать с электрохимическим рядом напряжения металлов.
Ключевые понятия: реакция замещения, ряд активности металлов, условия взаимодействия металлов с растворами кислот
Тип урока: объяснение нового материала
Ход урока:
Организационный момент с объявление темы, целей и плана урока
Основная часть урока
Демонстрационный эксперимент
Введение понятия «реакция замещения»
Краткая информация о Г. Кавендише (рассказ ученика)
Алгоритм составления реакций замещения
Упражнение в составлении реакций между кислотой и металлами
Постановка проблемного вопроса «Все ли металлы взаимодействуют с кислотами?»
Экспериментальная проверка (эксперимент с золотым кольцом и соляной кислотой)
Знакомство с рядом активности металлов
Лабораторный опыт по взаимодействию металлов с солями
Упражнение в составлении реакций замещения между металлом и солью
Демонстрационный эксперимент реакции замещения между активными металлами и водой
Упражнения в составлении уравнений реакций между активными металлами и водой
Цели урока: познакомить обучающихся с реакциями обмена. Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций. Объяснить условия протекания химических реакций между растворами до конца (правило Бертолле)
ключевые слова : реакция обмена, реакция нейтрализации, условия течения реакции до конца
тип урока: комбинированный
Ход урока
Проверка домашнего задания – 10 человек работают с программой (Мультимедийное приложение к УМК «Химия 8 класс»), остальные обучающиеся – обсуждение вопросов домашнего задания)
объявление темы, целей и плана урока
Основная часть урока
Лабораторный опыт взаимодействие гидроксида натрия, окрашенного фенолфталеином с соляной кислотой
Объяснение сущности проведенной реакции, введение понятия «реакция обмена»
Введение понятия «реакция нейтрализации»
Выполнение упражнений по написанию реакций нейтрализации
Проведение лабораторных опытов с реакциями обмена, сопровождающихся выпадением осадка и образованием газа.
Введения правила Бертолле
Обратная связь: выполнения задания. Направленного на формирование приемов умственной деятельности
Подведение итогов урока, выставление и комментарии оценок, домашнее задание
Урок 8 Тема урока: расчеты по химическим уравнениям
Цели урока: научить производить расчеты по химическим уравнениям: находить количество, массу и объем продуктов реакции по количеству, объему и массе исходных веществ, в том числе если исходное вещество дано в виде смеси или раствора
Тип урока:комбинированный.
Ход урока
Проверка домашнего задания – 10 человек работают с программой (Мультимедийное приложение к УМК «Химия 8 класс») остальные обучающиеся – обсуждение вопросов домашнего задания)
объявление темы, целей и плана урока
основная часть урока
Алгоритм решения расчетных задач
Решение задачи учителем с объяснением и комментариями
Разбор подобной задачи обучающимися
Закрепление (10 человек работ с программой (Мультимедийное приложение к УМК «Химия 8 класс»), остальные решают задачи на рабочем месте, затем меняются)
Подведение итогов урока, выставление и комментарии оценок, домашнее задание
Урок 9 Тема урока: Типы химических реакций на примере воды
Цели урока: на примере химических свойств воды повторить основные типы химических реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Ключевые понятия : электролиз, фотолиз, фотосинтез, гидролиз
Тип урока: обобщающий урок
Ход урока:
Вводное повторение – 10 человек работают с программой (Мультимедийное приложение к УМК «Химия 8 класс»), остальные решают кроссворд
Объявление темы, целей и плана урока
Основная часть урока
Роль воды на планете Земля (работа с кинофрагментом)
Физические свойства воды (кинофрагмент, фронтальная беседа)
Реакция разложения на примере воды – демонстрация разложения воды под действием электрического тока